Не знаю как вам, а мне Пермь всегда представлялась таким суровым, серым, жёстким городом чётких пацанов, где пацаны челябинские, а климат и общая мрачность питерская. При этом что тут нет никакого намёка на питерский исторический контекст, нет даже сталинской архитектуры челябинского центра - серые такие и неустроенные спальные районы. И нет челябинской шумной и пахучей чёрной металлургии - в основном какое-то старое машиностроение, несладко чувствующее себя в российской реальности, и ещё далёкая нефтепереработка за городской чертой.
И если ещё прибавить к этому постоянную пермскую депопуляцию в 1992-2010 гг. (город потерял за эти годы более 10% населения; конечно, можно сказать, что в России большая часть городов вымирает, но среди миллионников такие кроме Перми ещё только Волгоград и Самара с Нижним) - то картина получается совсем мрачная.
Как-то у меня исподволь всегда было такое представление, и "Географ глобус пропил" - книга, из которой миллионы россиян узнали о существовании Перми - немного добавила красок в этом направлении. Вместе с тем история про географа и другие книги Иванова описали Пермь как место самобытное и даже таинственное - не только как город, но и как землю, такое смешение культур и времён.
История с Гельманом, Артемием Лебедевым и прочим современным искусством в Перми добавила городу ещё немного таинственности. И притягательности.
Но архитектурная серость и пацанчики к июлю 2015 года из моего пермского образа никуда не делись.
При этом меня, как географа, всегда занимала пермское городское устройство.
Город огромен по площади (всего на 20-25% меньше Старой Москвы), он вытянулся вдоль Камы на несколько десятков километров.
Как видно, центральная часть очень компактна, а остальные городские ядра с плотной застройкой (синий цвет) раскиданы по бескрайней городской территории.
Многие из этих ядер больше похожи на отдельные города - тот же Закамск со своей инфраструктурой и во многом со своим самосознанием, где живёт 10% населения города; от него ближе даже не до центра Перми, а до Краснокамска - полноценного города-спутника.
Большая часть этих пермских районов, городов, частей сформировались вокруг заводов и других "районообразующих" предприятий - Закамск у крупнейшего в России производства снарядов, КамГЭС и Лёвшино - у Камской гидроэлектростанции, Гайва - у кабельного завода, Голованово - у целлюлозно-бумажного производства, поселение с дивным именем Кислотные Дачи - у кислотного завода.
По причудливо-задорным названиям Пермь может дать фору Вятке. На мой взгляд, сеть кафе-пекарен "Домашние посикунчики" чем-то даже не хуже Кислотных дач. Пермский край радует не меньше - но об этом в следующих постах.
Пермская периферия и пространство между плотно застроенными районами в значительной степени заполнены малоэтажными кварталами, часто довольно хаотичными и трущобного вида. Но больше места занимает лес - в лучших уральских традициях, тут глухая тайга может начинаться прямо у вашего дома.
При этом с юга, со стороны аэропорта подходит тянущаяся от Башкирии более-менее освоенная территория с полями, большими сёлами и большой долей татарского населения. Это резко контрастирует с лесистой местностью западнее, севернее и восточнее Перми.
И не надо забывать Камское водохранилище, подходящее к северным районам города.
Ещё плюс рельеф - он тут вполне в духе уральских предгорий, которые занимают огромную территорию западнее собственно уральских гор: холмы, овраги. И Кама, которая тут больше даже похожее на что-то сибирское, чем европейское или уральское.
В общем, сразу было понятно, что город многоплановый и интересно устроенный.
Но ощущение серой провинциальной тревожности от этого никуда не девалось.
Ешё, может, дело было в том, что фотографии центра Перми, которые я запомнил - это почему-то были фотографии Эспланады. Это, несомненно, необычное и выдающееся позднесоветское планировочное решение довольно сложно запечатлеть так, чтобы оно было не мрачным.
В общем, вы уже наверно поняли, что это я всё клоню к тому, что Пермь меня приятно удивила.
Особенно после Краснокамска, который оказался именно таким, каким представлялся - запыленные кварталы сталинского времени под дымящими трубами.
Потом дорога вдруг расширяется, ещё километров 30 леса, торговые центры рядком, мост - и я в основной части Перми.
Мне сразу бросились в глаза высотки, хорошо видные с Камы, и вообще многочисленные новостройки.
Потом - разнообразный и живой город - даже на Эспланаде, частое и не очень шумное трамвайное движение (нечастый случай для России, более частый для Урала).
Потом я с некоторым удивлением обнаружил по левую руку настоящий исторический центр с пешеходной улицей,
а потом мы выехали на Комсомольский проспект. Компрос, наверно, впечатлил меня больше всего - прекрасный ансамбль 40-х - 50-х годов и совершенно по-столичному уютный бульвар.
В Перми я был неполных два дня, съездив между ними на север края, в Соликамск, Березники и Усолье.
Серость и шпану можно найти на пермских окраинах.
Хотя её явно меньше чем ещё недавно - впрочем, это общероссийская тенденция.
А центр и ощущение от горожан, которых там можно встретить - не хуже чем где-нибудь в Екатеринбурге или в Нижнем.
И сам город оказался одним из самых интересных в России.
Каким-то очень разнообразным - не только по топографической чересполосице, но и по застройке, и по атмосфере. И при этом удивительно гармоничный и с каким-то довольно сильным самоощущением.
Ну и, в отличие от многих, я считаю, что деятельность в сторону современного искусства и дизайна пошла на пользу Перми.
Оно сделало город ещё колоритнее, сделало его узнаваемым.
У Перми появилось что-то вроде бренда, какой-то понятный образ для внешнего мира - редчайший случай в современной российской провинции.
Для скептиков - в пермском случае дизайн и работа над образом города - это не только невнятные инсталляции в местном музее современного искусства (куда я не добрался, к сожалению), но и такие уникальные даже по московским меркам вещи, как промаркированные туристические пешеходные маршруты в центре города ("Красная линия" и "Зелёная линия")
И трамвайные остановки-островки:
Кажется, теперь Пермь знают даже те москвичи, которые сроду нигде кроме дачи, заграницы и Питера не бывали.
Нет, ну суровость есть, конечно..
Более размеренно, не так противоречиво и эмоционально об этом городе - в следующих частях.