Еще о кельтских Минервах

Sep 03, 2017 18:17


В прошлом посте я говорила о кельтских богиня Бригите (Бриг) и Бригантии, которые были важны не только для самих кельтов, но были почитаемы и римлянами, и даже взяты в императорские культы. И, возможно, именно их отождествляли с Минервой (греческой Афиной).

Если начинать копаться в кельтском язычестве можно отметить несколько черт.

Во-первых, кельты делились на множество племен и были расселены на обширной территории Западной и Центральной Европы.

Во-вторых, единого центра управления (государства) у них не было. И не было единого пантеона, каждое племя почитало своих богов, конечно общее происхождение их верований не оспаривается. Но порой, то или иное божество по той или иной причине уходило в тень, передавая свои функции иному, или происходил так называемый синкретизм, когда несколько черт присущих разным богам объединялись в одном.

В-третьих, на верования и пантеон, оказывали влияние соседние или покоренные кельтами племена, как, например, у кельтов Пиренейского полуострова, когда они почти слились в своих обычаях и верованиях с покоренными ими лигурами - племенем не имевшего отношения не только к кельтам, но и, вообще к индоевропейским народам, и был, скорее всего тем пластом, который некогда с древнейших времен населял эти места (лигурийский субстрат).

Вот и богини с именами типа Бригита и Бригантия, были не единственными, кто мог претендовать на отождествление с римской Минервой.

Расскажу о нескольких, чьи функции могут отождествить их с римской Минервой и уже упомянутыми Бригантией и Бригитой.

Так же попробуем вычленить общие черты их, и восстановить, что же за богиня почиталась у кельтов и галлов за Минерву.

Первая богиня по имени Сулис проживала в Англии, и с Минервой её отождествили сами римляне.

Сулис Минерва считалась покровительницей целебного источника в Бате, римляне превратили его в огромные бани и воздвигли храм, а город назвали Акваэ Сулис (Воды Сулис), но место было священным еще до их появления. Как Сулис Минерве ей посвящено шесть римских алтарей в Великобритании.



Голова Сулис Минервы, возможно, происходит из храма Сулис близ Бата
Сулис была связана с водами, а так как её источник был целебными, то она была и богиней-целительницей.

Её имя выводят от слова «глаз», «зрение», что, возможно, связано с тем, что богиня помогала больным людям со зрением. Но так же связывает её с солнцем. На то, что Сулис связана с солнцем может намекать красный цвет вод её источника, а так же то, что воды в нем были теплыми (вспомним огонь Бригиты).

Еще одна вещь, дошедшая до нашего времени - это гигантский Горгоний, украшавший фронтон храма.




Он не обычный, не такой, какой мы привыкли наблюдать на груди или щите Афины-Минервы. Это странный гибрид галло-римского мифотворчества. Вместо Медузы женщины, здесь изображен бородатый мужчина, чьи волосы извиваются в виде змей. Иногда этого странного божка сравнивают с солнечным богом Беленусом - богом солнца и света, которого сравнивали с Аполлоном.




Не все аспекты Сулис были благостными. Многочисленные поклонники так же просили богиню отомстить тем людям, которые им навредили, причем, иногда в довольно детализированной форме. Это все записано в так называемых «Проклятых таблицах» из свинца, которые люди кидали в её воды. Иногда это были обычные молитвы, но иногда самые настоящие проклятия (к примеру, просьба покарать человека, который увел жену просителя). Всего раскопано 100 таких таблиц. Солнечные боги часто всевидящие, потому они так же могут карать преступников.

Горячие воды Сулис рассматривались как связанные с преисподней. То есть у неё был такой же потусторонний облик, как у солнечной богини Аринны хеттов. Этот аспект может объяснить путь солнца по небесам, когда оно спускается на закате в подземный мир, чтобы передать души умерших. Вспомним египетского бога Амона-Ра, когда он спускается на своей ладье в подземный мир.

То есть Сулис связывали и с миром мертвых, и даже её подношения закапывали в землю. А вода её источника - это словно бы портал в иной мир, мир между смертью и жизнью.

Сулис часто путают или отождествляют с еще одной богиней, которую почитают как Минерву - Сулевией. Есть надпись, связывающая Сулевию с Минервой - «Сулевии Эденницае Минерве», кто такая Эдинницая не известно. Имена Сулис и Сулевии хоть и похожи, но имеют разное значение. Сулевия выводят из «Су» - хороший» и «леу» - управлять. То есть «тот, кто хорошо руководит». А имя Сулис, как уже говорилось, связывали со словом "глаз".

Две другие богини происходят из Франции. Первая из них - Белисама - найдена на юге страны. Именно оттуда, только из разных районов происходят две надписи её упоминающие. Так что культ был довольно широко развит. Места, связанные с её именем: Blesmes (Эна) и Blismes (Ньевр) во Франции (Jufer and Lughinbuhl: 88), и Beleymas (Дордонь), Belême (Орн), и Balesmes (Haute-Marne)

Одна надпись посвящена собственно Белисаме, доказывающая, что культ возник до римской эпохи, тогда, как другая называет её Белисама Минерва. Надпись найдена в Везон-ля-Ромен (Воклюз) на юге Франции и относится к племени неметонов. «Сегомарос, сын Виллонеоса из Намаусениса, посвящает храм Белисаме». Вторая надпись: «Quintus Valerius Montaus по завету Белисаме Минерве».

Как Бригита, Бригантия и Сулис - Белисама представляется богиней-защитницей.

Схожее с ней имя имеет кельтский бог Беленос. Иногда этого бога действительно сопровождает безымянная женская фигура, предположительно Белисама.

Другая богиня из Франции на этот раз из Центральной  из Буржа звалась Солимара. Город Солиция или Солимариака римской эпохи назван в честь неё. Так же Soulosse-sous-Saint-Élophe и Vicus Solimariaca (Saumery, Loiret). Известна единственная надпись (из Буржа) с её именем, где упоминается её храм, что указывает что Солимара по крайней мере была локальным божеством.

«Посвященный Солимаре храм и его убранство, Фирмия, дочь Кая Обрикуса, оплатила сама». Эта надпись является частью резьбы, на которой изображена лошадь, увенчанная рыбой или змей. Лошади также могут быть связаны с культом Солимары (и с другими солнечными богинями), как несколько ирландских богинь с солнечным аспектом имеют атрибутом коня, например, Эпона Галльская и Рианнон из Уэльса.

Из надписи выходит, что Фирмия сама построила храм, и учредила в нем культ богини Солимары.

Другая надпись упоминает женщину, по имени Солимара, возможно, названную в честь богини. Есть так же монеты из района Солимариака, которые изображают бюст женщины на одной стороне и коня на скаку с другой и надписью SOLIMA, что может указывать на культ важного местного божества.



Кельтская монета в таком же стиле, как монеты Solimara.

Существуют так же посвящения божеству Солимарус, что может говорить, что они были парным божеством супруг-супруга.

Имя Солимара/ус состоит из двух частей - «соло», от кельтского «сули» - солнце (Vendryes: 183) или «соло» - «все» и «маро» - большой, великий.

Олмстед связывает часть её имени - «Соло» - с богиней Сулис (Британия) и Сулевией (Франция).

Анвил предложит трактовку - «Большие глаза», что тоже связывает её с богиней Сулис, чье имя переводят, как «глаз». Может быть, это и было народной этимологией.

Кстати, интерпретация имени, как «Большое око», заставляет задуматься о маленьких кельтских статуэтках с огромными глазами (и Совоокой богиней Лос-Милларес).

И пусть прямо Солимара нигде не идентифицируется с Минервой, но сочетание в культе огня, воды, солнца, которое связывает богиню с Бригитой и Сулис, заставляет думать, будто Солимара была той же Минервой, которую почитают все кельты.

Так же её можно связать с ирландской богиней Грейн, чье имя значит «солнце».

Монеты и рельефы позволяют идентифицировать её как богиню-всадницу, на подобии Айне. Возможно, она тот редкий тип, что комбинирует все солярные типажи, но обычно кельтские солнечные богини вписываются в один из этих типов.

Итак, подводя итоги можно вспомнить опять Юлия Цезаря, который говорил, что кельты превыше всего чтут Минерву. Но под именем Минервы скрывались разные богини. Уже описанные мною Бригита, Бригантия (никогда не отождествлялась с Минервой в надписях, но имела все её атрибуты), Сулис, Солимара, Белисама, упомянутая вскользь Сулевия, Сенуна, которая также имела неотличимые от Минервы-Афины изображения - всех их можно отождествить с той самой богиней чтимой греками и римлянами. И сколько еще местных, безымянных богинь не упомянуто.

Конечно же, главная функция кельтской Минервы заключалась в её статусе богини-защитницы своего народа.

Еще вычленяется явственно функция кельтской Минервы, как богини-целительницы.

Другой не маловажный аспект этой богини - связь с источниками, присутствие в культе огня. И Бригантия и Бригита связаны были с целебными источниками, так же и французская Брикта (Брикста). Последнее особенно интересно тем, что возле её источников были обнаружены такие же «Таблицы проклятий», как и возле источника Сулис в Бате (а это уже Англия!), и такая же богатая железом вода красноватого оттенка, как у Сулис. Касательно Сенуны, то Хартфордшире, где обнаружены жертвы ей, есть не мало пресноводных источников, связанных с ней.
Очевидна и их фунция, как карающего божества.

И, по всей видимости, она была древней богиней солнца, и, возможно, супругой бога солнца.

Кельты, Богиня, Афина

Previous post Next post
Up