День в истории. Второй Польский поход Красной Армии

Sep 17, 2019 09:03



В этот день, 17 сентября 1939 года, Красная Армия перешла границу бывшей Польши и взяла под контроль земли западных Белоруссии и Украины. Через полтора месяца эти территории вошли в состав Украинской и Белорусской ССР соответственно.
Об этих событиях написано довольно много. Как оценивали это событие в СССР, и как сейчас его оценивают антисоветчики и антикоммунисты, известно.
Но вот более оригинальное и менее предсказуемое мнение - лидера тогдашней советской оппозиции Л. Д. Троцкого. Он замечал, что «Кремль своими бюрократическими методами дал в Польше толчок социалистической революции». Он подразумевал, что в Западной Украине и Белоруссии упразднялись помещичье землевладение и частная собственность. То есть проводились прогрессивные социальные преобразования. Вот что он писал в дни, когда Красная Армия вступала на территорию бывшей Польши:



«Допустим на минуту, что, по договору с Гитлером, московское правительство оставляет в оккупированных областях незатронутыми права частной собственности и ограничивается «контролем» на фашистский образец. Такая уступка имела бы глубоко принципиальный характер и могла бы стать исходной точкой новой главы советского режима, а следовательно и новой оценки, с нашей стороны, природы советского государства».
Иначе говоря, если бы такое случилось, это свидетельствовало бы о серьёзной эволюции СССР в реакционную сторону, и заставило бы поменять его социальные оценки. Но это был пессимистический вариант. «Более вероятно, однако, что в областях, которые должны войти в состав СССР, московское правительство проведёт меры экспроприации крупных собственников и огосударствления средств производства...» «Огосударствление форм собственности в оккупированных областях является само по себе прогрессивной мерой. Это надо открыто признать».
Троцкий добавлял, что в том случае, «если бы Гитлер завтра повернул свои войска фронтом на Восток, чтоб восстановить в Восточной Польше «порядок» (а мы знаем, что так оно и случилось в июне 1941 года), «передовые рабочие защищали бы от Гитлера новые формы собственности».



«Народные массы в Западной Украйне и Белоруссии, во всяком случае, почувствовали толчок, поняли его смысл и воспользовались им для совершения радикального переворота в отношениях собственности. Революционная партия, которая не заметила бы вовремя толчка и отказалась бы использовать его, была бы годна только для мусорного ящика. [...] При выборах в Народные собрания Западной Украйны и Западной Белоруссии избирательная программа, предписанная, разумеется, из Кремля, заключала в себе три важнейших пункта: присоединение обеих провинций к СССР; конфискация помещичьих земель в пользу крестьян; национализация крупной промышленности и банков. Украинские демократы, судя по их поведению, считают, что быть объединёнными под властью одного государства есть меньшее зло... Что касается двух других пунктов программы, то, казалось бы, в нашей среде сомнений в их прогрессивности быть не может. [...]



Рисунок Михаила Храпковского (1905-1959). «В Западной Украине. Переводчика не требуется». 1939 год

В парижском органе меньшевиков... рассказывается: «в деревнях, - часто уже при приближении советских войск (т.е. ещё до их вступления в данный район. - Л. Т.) - возникали всюду крестьянские комитеты, первичные органы крестьянского революционного самоуправления» …Военные власти спешили, разумеется подчинить эти комитеты установленным ими в городских центрах бюрократическим органам, но они всё же оказались вынуждены опереться на крестьянские комитеты, ибо без них проведение аграрной революции было бы невозможно.



Вождь меньшевиков Дан писал 19 октября: «по единодушному свидетельству всех наблюдателей, появление советской армии и советской бюрократии даёт не только в оккупированной ими территории, но и за её пределами … толчок (!!!) общественному возбуждению и социальным преобразованиям». «Толчок», как видим, выдуман не мною, а «единодушно засвидетельствован всеми наблюдателями», у которых есть глаза и уши. Дан идёт дальше, высказывая предположение, что «рождённые этим толчком волны не только сравнительно скоро и сильно ударят по Германии, но, в той или иной степени, докатятся и до других государств».
Другой меньшевистский автор пишет: «как ни старались в Кремле избегнуть всего, от чего ещё веет великой революцией, самый факт вступления советских войск в пределы восточной Польши, с её давно пережившими себя полуфеодальными аграрными отношениями, должен был вызвать бурное аграрное движение: при приближении советских войск крестьяне начинали захватывать помещичьи земли и создавать крестьянские комитеты».
Для крестьян Галиции и Западной Белоруссии аграрный переворот имел величайшее значение. Четвертый Интернационал не мог бойкотировать этот переворот на том основании, что инициатива исходит от реакционной бюрократии. Прямым долгом было принять участие в перевороте на стороне рабочих и крестьян и, постольку, на стороне Красной армии».







Рисунок Н. Радлова. "Недолго музыка гремела.
- На этом, дети, мы заканчиваем изучение истории польского государства". 1939 год.

История, СССР, Даты, войны, Троцкий

Previous post Next post
Up