К годовщине. "Я возненавидел богатство"

Jul 20, 2019 23:03



20 июля - день смерти Феликса Эдмундовича Дзержинского (1877-1926). В общем, вся личность «Железного Феликса», как его называли в СССР, как в капле воды или коде ДНК, заключена в этих его словах:
«Я возненавидел богатство, так как полюбил людей, так как я вижу и чувствую всеми струнами своей души, что сегодня люди поклоняются золотому тельцу, который превратил человеческие души в скотские и изгнал из сердец людей любовь».
Вероятно, в средние века Феликс стал бы проповедником бедности, основателем ордена нищенствующих монахов, вроде святого Франциска Ассизского. Не случайно в детстве он мечтал стать священником и говорил, что без Бога не смог бы жить. А в ХХ веке такие же настроения толкнули его к революционерам. И он всю жизнь сознательно боролся с властью «золотого тельца», денежного мешка, и ушёл непобеждённым. Так, как и жил - в одежде с заплатанными рукавами... Чтобы не говорили, что всё это красная пропаганда, вот свидетельство явного антикоммуниста и антисоветчика - перебежавшего на Запад бывшего секретаря Сталина Бориса Бажанова: «У него была наружность Дон-Кихота, манера говорить - человека убеждённого и идейного. Поразила меня его старая гимнастёрка с залатанными локтями. Было совершенно ясно, что этот человек не пользуется своим положением, чтобы искать каких-либо житейских благ для себя лично».
Мысль о том, что Железный Феликс был «дон Кихотом революции» явственно прочитывается и в проекте памятника ему на Лубянке, который в конце 30-х годов предложила Вера Мухина:



Вера Мухина. Проект памятника Ф. Э. Дзержинскому (1939-40 гг., для Лубянской площади)

К сожалению, был выбран и осуществлён более традиционный проект памятника (как известно, снесённого в августе 1991-го).



Феликс Дзержинский с женой Софьей Мушкат, 1923

В 1917 году Ленин, предлагая Дзержинского на пост председателя ВЧК, назвал его «пролетарским якобинцем». Его заместитель Яков Петерс: «Феликс Эдмундович после заседания грустно заметил, что если он теперь Робеспьер, то Петерс - Сен-Жюст, по-видимому. Но нам обоим не до смеха…»
В 20-е годы Феликс Эдмундович был сторонником НЭПа. И поэтому страстно воевал с левой оппозицией, троцкистами. По замечанию Льва Троцкого: «Он умер почти стоя, едва успев покинуть трибуну, с которой страстно громил оппозицию». Тем не менее Троцкий добавлял к этому: «Законченность его внешнего образа вызывала мысль о скульптуре, о бронзе. Бледное лицо его в гробу под светом рефлекторов было прекрасно. Горячая бронза стала мрамором. Глядя на этот открытый лоб, на опущенные веки, на тонкий нос, очерченный резцом, думалось: - вот застывший образ мужества и верности. И чувство скорби переливалось в чувство гордости: таких людей создаёт и воспитывает только пролетарская революция. Второй жизни никто ему дать не может. Будем же в нашей скорби утешать себя тем, что Дзержинский жил однажды».
А в таком образе Дзержинский представал для врагов:



"На то и щука в море, чтобы карась не плодился". Дружеский шарж Мина

Ещё несколько цитат Феликса Эдмундовича:
Тот, кто станет жестоким и чьё сердце останется бесчувственным по отношению к заключённым, должен уйти отсюда [из ВЧК]. Здесь, как ни в каком другом месте, нужно быть добрым и благородным.

Не стоило бы жить, если бы человечество не озарялось звездой социализма, звездой будущего. Ибо «я» не может жить, если оно не включает в себя всего остального мира и людей. Таково это «я»...

Отдохнём, товарищи, в тюрьме.

Помни, что в душе таких людей, как я, есть святая искра... которая даёт счастье даже на костре.

Я хотел бы объять своей любовью всё человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни...



Карикатура К. Елисеева 1926 года. "Неожиданное подношение на одном юбилее, или Как тов. Дзержинский вышел из себя".

История, Даты, красные даты, Дзержинский, личности, Россия, революционеры

Previous post Next post
Up