День в истории. Мао

Sep 09, 2020 19:12



9 сентября 1976 года умер Мао Цзэдун (1893-1976). Это было одно из первых политических событий, которые я в своей жизни запомнил. В те сентябрьские дни, кстати, я первый раз пошёл в школу. Ещё той осенью 1976-го помню похороны академика Лысенко в ноябре - на которые сам я, правда, конечно, не ходил, но туда пошла моя бабушка, ученица Вавилова, лично знавшая и «босоногого профессора» Трофима Денисовича. И ещё - ха-ха, ноябрьские президентские выборы в США, на которых тогда победил Джимми Картер. Но всё-таки кончина Мао была первой. Отец в тот день поставил на кухонный стол радиоприёмник и включил «Радио Пекин». Обычно он его не слушал, предпочитая «Радио Канада» и другие западные передачи, но по такому случаю решил включить пекинское радио.
Я с удивлением вслушивался в позывные «Алеет Восток» и голоса китайских дикторов с непривычным акцентом, начинавшие передачу стандартной формулой: «Говорит Пекин! Говорит Пекин! Здравствуйте, дорогие советские радиослушатели. Начинаем передачу из Пекина на русском языке...»

image Click to view



Потом я немало послушал и это радио, но это было гораздо позже, уже в 1983-1987 годах... Никакого глушения китайского радио в те годы не было, во всяком случае, на фоне глушения «Радио Свобода», которое действительно невозможно было слушать, как писк комара неразличим сквозь рёв Ниагарского водопада. Вообще, радиостанции социалистических стран на русском языке, даже резко критиковавшие политику Кремля - «Радио Пекин», «Радио Тирана», не говоря уж про вполне миролюбиво настроенное к СССР югославское радио - не глушили. В 1976 году я тоже никаких помех не запомнил...
Впрочем, что именно говорили дикторы о Мао, у меня в памяти совершенно не сохранилось, помню только их резкие голоса с непривычными, какими-то режущими слух интонациями.
Ещё я тогда услышал такую фразу от отца:
- А говорили, что когда Мао умрёт, то о его смерти, может быть, вообще сообщать не будут.
- Как это не будут? - удивился я. - То есть что же, они стали бы всех обманывать, говоря, что он жив?
- Они бы продолжали руководить от его имени, опираясь на его авторитет...
В 70-е годы в обществе, между прочим, было довольно распространено ожидание возможной войны с Китаем. И даже ожидание того, что китайская армия займёт Сибирь и, глядишь, дойдёт до самой Москвы (хотя непонятно, как бы такое могло случиться, при наличии у СССР атомного оружия). Ничего хорошего от этого, разумеется, не ждали. Одна из моих пожилых родственниц (она была сильно верующая и монархистка по убеждениям), выслушав новость о кончине Мао, убеждённо сказала, вроде бы и некстати: «А в Библии сказано, что перед концом света будет господствовать жёлтая раса».
Дома у нас тогда стоял на полке бюст Мао Цзэдуна - довольно большой, но лёгкий, сделанный из папье-маше (он, собственно, и сейчас там стоит). Его ещё в 50-е годы, в эпоху дружбы СССР и КНР, подарил моей бабушке, профессору Тимирязевской академии, один из её китайских студентов, в знак уважения и дружбы. Глядя на этот бюст, другая моя родственница как-то шутливо заметила (уже в 70-е годы): «Вот если китайцы придут, мы этот бюст у входа поставим, на видное место, чтобы они нас не трогали». :)

Подборка фотографий по случаю даты:









Мао вместе с соратниками и американским фотографом Эрлом Лифом. Начало 1930-х годов



Мао Цзэдун и Чжу Дэ (1886-1976). 1938



Мао Цзэдун и Чжан Готао (1897-1979). 1938

Настоящие ватники! :) Оба военачальника - и Чжу Дэ, и Чжан Готао - кстати, позднее стали оппозиционерами по отношению к Мао, что не помешало им обоим умереть своей смертью. Какой контраст с оппозиционерами - троцкистами и бухаринцами - в СССР...



Мао Цзедун и его сын Мао Аньин (1922-1950)



1 октября 1949 года. Провозглашение Китайской Народной Республики



Хунвейбины (в дословном переводе - красногвардейцы). 1960-е годы



«Культурная революция» в разгаре. Хунвейбины на площади Тяньаньмынь. 1966 год

А это довольно любопытные воспоминания действующего Далай-ламы XIV о Мао, с которым он был лично знаком. Из интервью Далай-ламы:



Мао Цзэдун и Далай-лама XIV

- Однажды Мао Цзэдун Вам сказал, что «религия - это яд: она уменьшает население и тормозит прогресс». Вы говорили, что Вас охватил сильный страх. Согласны ли Вы, что религия мешает прогрессу?
- До этой встречи я уже несколько раз встречался с председателем Мао. И на одной такой встрече он восхвалял Будду, называя его своего рода революционером. В те времена в Индии царила социальная несправедливость из-за существовавшей тогда кастовой системы. Будда изменил этот уклад, и потому Мао Цзэдун считал его революционером и восхвалял. В другой раз он возносил восхваления Богине Таре.
А в ту ночь… в тот вечер… состоялась моя последняя встреча с председателем Мао. Он сказал мне: «У вас научный склад ума. Мне это по душе», а затем добавил: «Религия - это яд». Я немного удивился и в то же время испытал страх. Я подумал тогда: «О! Да передо мной разрушитель Дхармы, религии!». Вот что почувствовал.
В общей сложности, у меня была по крайней мере дюжина встреч с Мао, большинство их них произошло на многолюдных собраниях, но несколько встреч мы провели наедине, не считая [переводчика] Пунцог Вангьела. При любых обстоятельствах, на банкете или на конференции, он всегда заставлял меня сидеть с ним рядом и однажды даже накладывал мне еду. Но это было несколько неприятно для меня, потому что я слышал, будто он страдает туберкулёзом.
Мао произвёл на меня впечатление яркой личности. Внешность его была необычной: цвет лица очень смуглый, но в то же время кожа казалась отполированной, как будто бы он употреблял какое-то притирание; у него были очень красивые руки с совершенной формы изящными пальцами, которые имели тот же удивительный блеск.



Слева направо: Панчен-лама X (1938-1989), Мао Цзедун (1893-1976), Далай-лама XIV (р. 1935). Раскрашенная фотография (фрагмент, полный вариант см ниже)

Я заметил, что дышал он с трудом и сильно пыхтел. Это, по-видимому, оказывало влияние на его речь, которая всегда была очень медленной и точной. Он любил употреблять короткие предложения, может быть, по той же причине. Его движения и манеры были также замедленные. Когда он поворачивал свою голову слева направо, это занимало несколько секунд, что придавало ему достойный и уверенный вид.



Слева направо: Панчен-лама X, Мао Цзедун, Далай-лама XIV. Раскрашенная фотография

С безупречностью его манер контрастировала одежда, выглядевшая очень поношенной. У его рубашек всегда были обтрёпанные манжеты, а кители, которые он носил, казались довольно потёртыми. Эти кители были совершенно одинаковыми с теми, которые носили все, за исключением слегка отличающегося оттенка того же самого грязноватого светло-коричневого цвета. Единственной частью одеяния, которая всегда была в порядке, являлись его ботинки, всегда хорошо начищенные. Но он не нуждался в роскошной одежде. Несмотря на небрежность в одежде, его облик производил впечатление силы и прямоты. Одно его присутствие внушало уважение. Ещё я тоже чувствовал, что он был предельно искренен, а также очень решителен.

Он заявил, что религия «сокращает население». Это справедливо. Если у нас слишком много монахов и монахинь, то это неблагоприятно сказывается на численности населения. Возьмём Тибет, в X-XI столетий, во времена главного ученика Атиши, Дромтонпы (я читал об этом в одной из книг по истории Тибета) была проведена перепись населения. В те годы численность тибетцев составляла 10 миллионов. А в последующие девять столетий численность тибетцев сократилась и в конечном итоге составила 6 миллионов человек. Конечно, проблемы с гигиеной и вспышки чёрной оспы также повлияли на численность населения, но одним из главных факторов было крайне высокое число людей, соблюдавших обет безбрачия. Несомненно.

С другой стороны, если эти тысячи и тысячи монахов и монахинь в полной мере соблюдают обеты, то это прекрасно. Но подчас этого не происходит. На мой взгляд, для шестидесяти процентов монашество - это просто способ зарабатывать себе на жизнь. Они не проявляют истинного интереса к Дхарме, не учатся, не практикуют. Так что в этом смысле я склонен согласиться с комментарием председателя Мао.

Далее, что касается развития или прогресса. Он имел в виду прогресс в материальной сфере. Опять же, посмотрите на Тибет: всю свою энергию, все свои умственные способности мы направляли в область духовной жизни. А тем временем некоторые монастыри и институты лам-перерожденцев действительно становились «эксплуататорами» простого народа. Но, разумеется, дело обстояло отнюдь не так плохо, как это преподносят китайцы (уж это я могу сказать со всей определённостью!), но достаточно неблагоприятно. Поэтому я склонен согласиться с этими двумя обвинениями председателя Мао. Они не лишены истинности.

Но если говорить о сделанном им заключении, что «религия - это яд», то оно лишено научной основы. Он сказал так по причине собственного неведения.



Справа от Мао Цзэдуна - Далай-лама, слева - Панчен-лама, Чжан Лань и Сун Цинлин.

История, СССР, Даты, красные даты, личное, Китай, революционеры

Previous post Next post
Up