Техническое. "Дни звукового кино сочтены"

May 31, 2020 22:50



Чарли Чаплин и Анна Павлова. 1922 год

В комментариях меня упрекают за использование расцвеченных фотографий. Якобы чёрно-белые гораздо лучше. Типичный комментарий: "Раскрашенные фотографии добавляют образу мертвечины... Фантики. Картон. душераздирающее зрелище раскрашенных истуканов".
Что ж, такая позиция не нова... Когда-то боролись с цветным кино, и некоторые режиссёры упорно снимали чёрно-белое, до этого - со звуковым кино, ещё раньше - с фотографией вместо живописи, до этого - с книгопечатанием на бумаге вместо благородного переписывания текстов на пергаменте...

"Братья Уорнер выпустили свой первый звуковой фильм. Это был исторический фильм с участием очень красивой актрисы, имя которой я не стану называть. Она молча страдала, и её большие трагические глаза говорили о её боли выразительней, чем слова Шекспира. И вдруг в фильме появился новый компонент - звук, вернее, шум, который можно услышать, прижав к уху морскую раковину. И прелестная принцесса заговорила, будто прикрыв рот подушкой: «Пусть я лишусь трона, я всё равно буду женой Грегори!» Нас постигло ужасное разочарование - до этой минуты мы были захвачены её игрой. Сюжет фильма развёртывался, диалог становился все забавнее, и всё-таки он был не так смешон, как звуковые эффекты. Когда повернулась ручка двери будуара, мне показалось, что кто-то завёл трактор, а когда дверь закрылась, раздался такой же грохот, как при столкновении двух грузовиков. Поначалу в кино не умели регулировать силу звука. Латы странствующего рыцаря при малейшем движении гремели, как листы железа в прокатном цеху, семейный обед проходил в гуле, какой мы слышим в дешёвом ресторане в часы пик, а бульканье воды, наливаемой в стакан, почему-то шло на очень высокой ноте. Я вернулся с просмотра в полной уверенности, что дни звукового кино сочтены.
Но месяц спустя «Метро-Голдвин-Майер» выпустил на экран полнометражный музыкальный фильм «Мелодии Бродвея», и, хотя картина была пошлой и скучной, она имела огромный кассовый успех. Отсюда всё и пошло: все кинотеатры начали требовать только звуковые фильмы. Наступали сумерки немого кино, и это было грустно, потому что оно начало достигать совершенства. Немецкий режиссер Мурнау да и кое-кто из наших американских режиссеров прекрасно овладели этим средством общения со зрителем. Хороший немой фильм говорил на языке, одинаково понятном и интеллигентному и массовому зрителю всего мира. Теперь всё это должно было погибнуть.
Однако я твёрдо решил по-прежнему делать немые фильмы - мне казалось, что для всякого рода зрелищ найдётся место. К тому же я был актёром пантомимы, в этом искусстве я был единственным в своём роде и, скажу без ложной скромности, настоящим мастером. Поэтому я продолжал съёмки ещё одного немого фильма - «Огни большого города»". (с), Чарли Чаплин

Первые опыты могут быть несовершенными, как и описывает Чаплин. Но технический прогресс на этом основании не остановить.

История, борьба с наукой и техникой, Искусство

Previous post Next post
Up