старые страницы

Aug 17, 2010 17:28

Когда-то там в брежневское время в журнале "Знание - Сила" промелькнула заметка о Бабе-Яге.
Автор пронализировал разбросанные по сказкам крупицы информации, и пришел к стройным выводам.

В дохристианский период на Руси не было еще практики предания покойников земле. Их хоронили в расколотых вдоль и выдолбленых колодах, сделанных из толстых древесных стволов. Такой тип гробов назывался домовиной, усопшего клали как бы в корыто, и накрывали симметричной по форме крышкой. Мертвецов боялись, и уносили в домовинах подальше от жилья - в лес. Чтобы тела умерших не достались хищникам, домовину подтягивали на веревках на высоту около двух метров (выше человеческого роста), где и закрепляли между двумя деревьями.
Это, собственно, и была Избушка на курьих ножках /"стоит без окон, без дверей"/: пара голых стволов с отходящими корнями действительно похожа на куриные лапы. И "без окон и дверей" - потому что гроб-домовина.
Как же выглядит Баба-Яга? Костяная нога, нос в землю врос, а зубы на полке. Кость ноги указывает на то, что плоть на ней уже сгнила, "вросший в землю" нос и зубы на полке не добавляют картине оптимистичности. Перед нами труп, которому тесно в гробу.
Почему ее боятся? Это понятно: боятся, как любого покойника. На Руси верили в способность мертвецов утаскивать в свое царство живых. Это тоже понятно. Тела умерших (особенно от болезней, особенно - от эпидемий) являлись источником инфекционной опасности, и вполне могли заразить - и убить - родственников покойного. Чтобы предотвратить какие-либо случайные контакты несмышленых детей с незахороненными еще трупами, их запугивали мертвецами, рассказывая, как их заберет Баба-Яга.
По представлениям славянских племен, мертвецы жили какой-то своей отдельной страшной жизнью. В частности, там, в своем загробном мире, они вполне реально питались своей специальной пищей. Особо предпочитают отваривать в чугуне или запекать в печи младенцев (до крещения Руси Владимиром - естественно, нехристианских, а потом - каких уж Бог пошлет), после чего, поевши Ивашечкина мясца, любят поваляться (а что им еще в гробу делать?), а то и покататься.
Характерно, что персонажи, нуждавшиеся по сюжету сказки в совете Бабы-Яги (будь то Иванушка-дурачок или даже Иван-царевич), могли его получить, только разделив с Ягой трапезу, т.е. показав ей, что они являются элементами ее потусторонней системы. Представляю, чем этих гурмэ там потчевали.

К сожалению, не помню объяснения причин, по которым Баба-Яга являлась носителем сакральной мудрости. То есть, умозрительно догадаться не трудно, но авторскую позицию не помню. Как не помню и фамилии самого автора правдоподобной, на мой взгляд, теории. Может быть, кто-нибудь подскажет?
Яндекс и Google не помогли.

наука и техника, литературоведение, история, русский язык, сказка

Previous post Next post
Up