Организация штаба Навального - отдел встреч кандидата с избирателями

Apr 14, 2014 09:32


Предыдущие посты о штабе:
Часть 1: Вступление
Организация штаба: Неделя первая
Организация штаба: Неделя вторая
Становление отдела интернета Катя Патюлина

Отдел кубов образовался за несколько дней и по моим прикидкам мог переваривать до 70 кубов в день. Заявителей столько не было (было 20-30), все процессы работали хорошо, моего внимания процесс больше не требовал. Единственная моя в нём задача была выдёргивать самые сильные кадры, уговаривая их готовить на свои позиции смену. База кампании работала хорошо, пора было заняться чем-то ещё.

Погружаясь в атмосферу тех дней: я не мог себе представить даже пяти часов бездействия. Было понятно, что мы в самом начале очень длинного пути и построено только дай бог 10% от нужной системы для выигрывания выборов мэра Москвы, поэтому прямо в вечер того дня, когда стало понятно, что я больше не нужен в отделе кубов, я придумал следующий процесс и отдел, той же ночью собрал под него команду, и мы сели планировать. Всё происходило молниеносно.

Отдел встреч с избирателями единственный, в котором я могу приписать себе авторство идеи. Идея в этих всех делах вообще ничего не стоит, все эти идеи совершенно не новы и совершенно неважно кто придумал и предложил делать ту или иную вещь в кампании - важно как она реализовалась. Но всё же для галочки приятно вспомнить как всё оно придумалось.

У нашего штаба было много преимуществ перед другими: волонтёры, реальные пожертвования, множество заинтересованных сторонников, атмосфера адекватности и занятия важным общим делом. Но главным преимуществом, конечно же, был наш кандидат.
В отличие от всех остальных кандидатов, он умеет интересно выступать и говорить, он настоящий публичный политик, а не кабинетный чиновник, не дедушка пенсионер и не придворный шут. Он умеет интересно и убедительно говорить, вдохновлять людей, заряжать их желанием заниматься адекватной политикой. Так что же на него нет никаких планов?



Я походил по штабу и поинтересовался, есть ли планы встреч с избирателями. Мне сказали, что об этом пару раз говорили, но идея отклонялась, так как город слишком большой и невозможно увидеть столько избирателей. Вообще, было ощущение, что использование кандидата в штабе особо не планировали, ожидая, что кандидат сам придумает, что ему делать. Почти для всего руководства штаба на тот момент Алексей был неприкасаемым лидером и авторитетом и, видимо, размышление о том, чем заниматься ему, не очень вписывалось в систему координат.

Сел думать. В Москве 189 станций метро. Из них за пределами ЦАО около 130, туда добраться важнее всего. На дворе 14 июля, встречи можно начинать с 22, у нас будет 45 дней, чтобы до сентября провести примерно 130 встреч.
3 встречи в день и дело в шляпе! В выходные можно по 5 встреч, тогда получится даже пару дней перерыва в процессе выделить. Выходит не так уж всё и невозможно, как кажется на первый взгляд.

Обсудили с Волковым, который проводил подобные встречи на своей депутатской кампании, он оценил идею положительно. В мою компетенцию не входило оценивать политический смысл проектов, а только обеспечивать их организацию, но мы кратко обсудили и смысл - вживую такой историей можно увидеть около 30 тысяч избирателей (в результате увидело 40 тысяч). В отсутствие возможности бывать на ТВ это самый эффективный способ использования кандидата.

В официальном отчёте вся эта история описана так:



Первая часть, на сколько я помню, при старте отдела встреч выглядела иначе - никто ни к какому зарубежному опыту не обращался, никаких соображений по поводу голоса на выборах и личного контакта я на момент придумывания проекта не помню, фишкой кампании тоже не помню чтобы кто-то решал это делать (оно может само и стало фишкой к концу кампании, но и это спорно).
А вот вторая часть очень точно описывает ситуацию с юридической частью дела - ровно так всё и было.

Вообще, забегая вперёд, результат всей этой затеи был таким:



На дворе было 14 число, до приговора по Кировлесу оставалось 4 дня. Волков обсудил с Навальным и получил от него добро на три встречи в день в будни и пять в выходные, но только после возвращения из Кирова.

Была проблема 18 июля, когда мы могли потерять кандидата. Но мы решили не рассматривать такую возможность и 15 числа сели планировать отдел встреч. Отдел оказался очень сложным

Стояло много совершенно разных задач, которые должны были начать решаться в течение недели.
  1. Поиск мест для проведения встречи. Это не так просто как кажется - нужно ведь у метро, чтобы была большая площадь в проходном месте, а потом всё это надо ещё понятно объяснить и передать. Попытка искать такие места по гуглмапсу быстро провалилась, нужны были люди, которые физически прямо завтра поехали бы объезжать места
  2. Оповещение о встречах. Должны были дизайниться, печататься, доставляться в штаб, отправляться распространителю и попадать в ящики 3 разных комплекта приглашений в день.
  3. Техническая подготовка встречи. Дизайн как всё выглядит, сцена, сбор, разбор, стульчики, зонтики, шарики, вторая сцена и второй комплект стульчиков, генератор, микрофоны, всё вот это. И чтобы это всё в нужное место встало и вовремя уехало.
  4. Подготовка кандидата. Мы же хотим, чтобы кандидат знал о чём говорит и мог бы высказаться про конкретную дыру в асфальте в соседнем дворе или про конкретную транспортную проблему этого района. Нужно было готовить ему справки
  5. Безопасность на митинге. Провокаторы и нашисты не должны были расстроить бабушек, их нужно было мирно обезвреживать
Всё это надо было соорудить за неделю, да ещё так, чтобы оно работало. Сейчас, вспоминая об этом, жутко становится, но тогда даже в мыслях не было допустить, что оно не взлетит.

Начали с поиска кадров. Кадры искали в штабе.

Первым делом я привлёк скучавшую Аню Кузнецову, которая на тот момент замещала позицию офис-менеджера. Она была сильно оверкволифайд для этой задачи, но там всё пришло в такое запущение, что пришлось направить на эту позицию мой организационный спецназ :)
Дальше с помощью Ромы Рубанова схантил из отдела спецакций Аню Юдину. Я вообще не понимал нафига нужен отдел спецакций, но тем более я не понимал, зачем там сидит один из лучших по прошедшему опыту организационных кадров.
Потом уговорил уволиться с работы Катю Затуливетер, которая собралась уже было после сдачи вахты в отделе кубов отбыть обратно в коммерческие дела.
Потом я совершил промах, о котором ниже будет подробнее, и привлёк руководителя одного из параллельных крупных отделов в команду этого проекта.

Организационно-офисная часть отдела в самом начале выглядела так:



С этой командой мы и разрисовали доски, расписали все процессы, разделили их по ответственным и начали готовить.





Моей главной задачей было сформировать в команде соответствующую ситуации атмосферу: мы делали огроменный проект с большим бюджетом на коленке, единственный способ сделать проект быстро это проводить бесконечную разведку боем: выдвигать гипотезы и бежать их срочно реализовывать. Дальше смотреть что получилось, корректировать и бежать опять реализовывать.
В этих условиях в команде важны следующие ощущения:

  • ошибки делать можно, и это нормально,
  • никто ошибкам возмущаться не будет, а если будет, то получит отпор,
  • каждый имеет полную свободу действий в своём направлении и не должен её ни с кем согласовывать, кроме меня,
  • никто не принимает никаких пожеланий и советов от внешних для проекта людей, даже если по штабной иерархии они сильно выше,
  • в команде не должно быть иерархически неподкреплённых авторитетов.
Это всё зачем нужно было: вот сидит мой руководитель направления поиска мест и решает, что для поиска за 5 дней мест встреч на две недели мы будем выбирать места вдоль одной ветки метро первую неделю и вдоль второй во вторую.
Решение не очевидное и может не понравиться политической части штаба, особенно кандидату, который два дня подряд в Чертаново едет. Но ни кандидат, ни начальник штаба не знают тонкостей планирования процесса поиска мест при имеющихся ресурсах и ограничениях, поэтому они не должны иметь тут права голоса. И они не имели.

Чтобы руководители направлений могли вести разведку боем нужен был ещё один важный параметр: у них не должно быть возможности бегать к кому-то и спрашивать, как правильно всё делать. Они должны полагаться только на свою оценку ситуации.
Человек в таких условиях попадает в очень стрессовую ситуацию - он рулит куском большого проекта, провал которого имеет серьёзные последствия, а он этого никогда не делал и не знает как. В этой ситуации ему очень хочется, во-первых, узнать как правильно, а во-вторых, переложить на кого-то ответственность хотя бы частично.

Ну представьте: вы никогда в жизни не распространяли никаких материалов. И тут за два дня вам надо, чтобы всё дизайнилось, печаталось и в ящики нужные попадало - ну и с какой стороны подойти к такой задаче?
Пойти спросить того, кто уже такое делал. Но такого никто ещё никогда не делал! Последний раз что-то подобное происходило в 1996 году, но и их спросить нельзя, потому что с тех пор мир изменился. Никто не знает как, мы будем придумывать на ходу.
Я взял в проект людей, которые могли решить эту задачу, если бы напрягли все свои ресурсы, но чтобы они это делали у них не должно быть возможности кого-то спросить, правильно ли они всё делают.

Когда они спрашивали меня, то всё было просто - я говорил «не знаю, делай как хочешь, тебе виднее». Но всё шло не так гладко, начали возникать проблемы.

Первая это та самая моя ошибка - взятый в проект давно работающий в штабе руководитель другого отдела, близкий к Навальному, который должен был готовить направление справок.

Вообще говоря, в проекте было два человека, которые работали с Алексеем раньше. Кроме упомянутого выше, был ещё Николай Ляскин.
Николай в этой истории был очень важен: никто кроме него ничего не знал про уличные акции и лучшего кандидата на организацию безопасности на них было не найти. Но очень важно было сделать так, чтобы он не вовлекался в остальные процессы и не стал неформальным лидером проекта. С Николаем удалось сразу поговорить и чётко разграничить ответственность, когда вступает в дело он, принимая дело у других. И так как он не присутствовал в штабе, то сходить к нему за советом было нельзя и проблем не возникло.



Однако, проблемы возникли со вторым человеком, который был ответственен за подготовку кандидата. Так как это был один из самых острых моментов кампании в эмоциональном смысле, то остановлюсь на нём подробнее. Итак, проблемы были следующие:

  • Человек обладал стартовым авторитетом, отличным от остальных участников дела в связи с тем, что у него хорошие отношения с Алексеем и опыт успешных проектов с ним,
  • Он активно стал принимать участие во всех обсуждениях, связанных с проектом, в том числе никак не касающихся его функций,
  • Практически два свойства выше формировали подлидера проекта, не обладающего достаточной компетенцией, чтобы проект организовать, но обладюащего некоторыми свойствами лидера, которые необоснованно сдвигали центр принятия решений в его сторону,
  • Ещё на нём висел другой большой отдел штаба, и поэтому было не очень понятно, как же можно потянуть обе задачи (потом выяснилось, что потянуть было невозможно).
В связи с описанным выше, у меня было беспокойство, что вместо того, чтобы выработать регламент поиска информации, форму выдачи информации, поиска нужных людей для её добычи и передачи, человек в ручном режиме займётся поиском и общением с Алексеем. Кроме того, было некоторое влияние на другие отделы, которые начинали советоваться с этим человеком по поводу своих задач.

Становилось очевидным, что лидером отдела подготовки кандидата должен быть новый человек, не обладающий авторитетом и чрезмерной уверенностью в себе, который осторожно изучит информацию, поймёт как её собирать, как структурировать и как выдавать, построит отдел, который будет её собирать и готовить (один человек тут не справится).
Этот человек может делать это только фуллтайм и он должен понимать, что просто его навыков тут не хватит, это управленческая история.

Пришлось через сутки после начала проекта принимать сложное решение: удалять из него руководителя одного из направлений, близкого к Алексею и обладающего большим авторитетом среди всего руководства штаба.

В пылу атаки я ещё и не объяснил человеку внятно в чём дело, в общем, мои действия в этой ситуации были очень плохими со всех сторон: не подумал, взяв неподходящего человека на позицию, а потом плохо провёл процедуру удаления. В результате завёл себе на всю жизнь врага.
Но не ошибается тот, кто ничего не делает - коллеги по штабу смогли смягчить возникшую бурю, возникшие с новой силой требования меня срочно уволить были отклонены и проект продолжился.

Эмоционально это вызвало бурю, но рационально удалось избежать главной ошибки, которую сделать очень хотелось - а именно оставить не подходящего человека в проекте потому, что его неудобно удалять.

Вторая проблема была с Леонидом Волковым. Леонид на тот момент был адски загружен очень важными штабными задачами: организацией только начинающегося фандрайзинга, планированием бюджета кампании, планированием месседжа кампании, выпуском первой газеты (он проходил в ручном режиме), юридическими вопросами, контактами с кандидатом, общением с прессой - в общем, огромной кучей всего.
Но отдел встреч вызывал у Леонида большой интерес: он сам был единственным в штабе человеком, кто встречи с избирателями проводил перед своими выборами и, конечно, естественным было бы ему руководить созданием такого отдела тут.

Но полноценное руководство было невозможно из-за огромного объема других задач, которые я описал выше. В этой ситуации единственным рациональным выходом было отстраниться от какого-либо участия в проекте.
Однако проект сидел с Леонидом в одной комнате и регулярно ходил к нему утверждать бюджеты. Я в этой комнате не сидел, но вечером второго дня обнаружил, что с Леонидом уже согласовывают даже мелкие вопросы, он предлагает разные варианты действий руководителям отделов в самых технических задачах, ну и в целом дело скатывается в ручное управление Леонидом.

Этого допустить было нельзя. Я написал подробное письмо с объяснением ситуации:

[Письмо от 22 июля...]

От: Max Katz
Тема: Процесс встречь с избирателями
Дата: 22 июля 2013 г., 5:32:49 GMT+04:00
Кому: Леонид Волков

Привет, у нас немного вышел рассинхрон с проектом и задваивание функций, поэтому давайте попробуем прояснить. Я опишу своё видиние проекта и мы попробуем понять, на сколько оно совпадает с тем, что сейчас происходит. В хронологическом порядке:

1. мне пришла в голову мысль замутить всю эту штуку, я получился руководителем проекта.
2. я прикинул, какая нужна команда для решения задачи, собрал её из имеющихся в разных отделах ресурсов,
3. мы вместе сели и нарисовали как это всё примерно должно выглядеть,
4. роли в проекте распределились между Катей, Аней Ю и Аней Р (не будем сейчас описывать как, но распределились),
5. в связи с тем, что команда очень сильная и каждый её член получился сильнее руководителя в вопросе организации проектов, дело руководителя теперь стало подносить патроны вовремя, обеспечивать коммуникации с другими отделами и отгонять вредителей.

В процессе начала работы команды над проектом я не заметил никаких проблем ни с чем. Некоторые проблемы всё-равно возникнут потому,что команда работает над таким проектом первый раз, но он всё-равно очень легко поддаётся корректировкам и исправлениям - у нас 140 встречь будет, после первых 20 у команды появится опыт в проведении таких встречь больше чем у кого-либо в РФ :)

При этом я иногда заглядываю в процесс и смотрю, нет ли там каких-то проблем, а также нельзя ли оттуда выдернуть кого-нибудь чтобы ставить следующий проект (пока рано, но вот из кубов уже всех выдернул).

Получается самодостаточный проект с крутой командой.

Последние дни кажется что-то пошло не так (с), что привело к совершенно дурацкой и неуместной нашей перепалке с Катей З вчера в офисе. Ты слишком глубоко вмешался в проект и занялся почти ручным управлением, начав со встречи той самой вчера в 14:00. Это привело к тому, что команда вместо того, чтобы строить проект под полностью свою ответственность и набивать свои шишки начали его делать как малоквалифицированные исполнители. Мне в ответ на вопрос «нахрена мы делаем то-то» начали отвечать «Волков так сказал», а это полностью убийственно всей концепции автономии - нельзя давать автономию и набивать шишки когда люди могут сказать «а нам Волков сказал так делать, мы и делаем», а сами не понимают зачем и что они делают.

В таких обстоятельствах они полагаются на твой опыт и твои решения, и вместо крутых специалистов по организации акций, которыми автоматически станут три умных управленца решая такую задачу, мы получим трёх человек решающих всякие текущие вопросы, а за решениями или советами приходящих к тебе. Так не годится, ни ты ни я тогда никогда не выйдем из ручного управления процессами, а проекты будут работать хуже потому, что три хороших чела будут намного лучше управлять проектом чем средненький в этом отношении я, или ты у которого ещё 10 таких проектов параллельно.

В таких ситуациях надо быть намного осторожнее с какими либо советами, рекомендациями и решениями. Сейчас в этом проекте надо передать всё руление мне, от которого я сразу же самоустранюсь и команда всё придумает и сделает, набьет нужные шишки и мы получим крутой проект. Всё что можно было сделать в этом проекте с нашей стороны уже сделано: команда найдена, роли разделены и не пересекаются. Теперь надо патроны подносить, следить чтобы никто не мешал, самим не мешать и иногда поглядывать и советовать.

Если тебе это кажется ок, перешли письмо Кате и Аням

Макс



Волков с такой историей быстро согласился и дальше отдел стал работать ровно так, как я писал в письме. Оставалась ещё одна проблема, которую нужно было решать до её активного проявления: контакты с собственно Навальным.
Я раньше с Навальным не работал и не знал, как он ведёт себя, когда является одним из участников (хоть и самым важным) большого проекта. Но я предполагал, что он может начать пытаться вносить корректировки в работу отдела, особенно после начала встреч. В моей системе координат, при которой отделом самостоятельно управляют крутые организаторы, примерно равные по авторитету и иерархически и разбирающиеся в деле, вклинивание туда первого лица всё рушило моментально.

С этой проблемой я начал работать по нескольким направлениям. Во-первых, мы никогда не приглашали Алексея ни на какие летучки и особо не знакомили с командой проекта, его брифовал по происходящему в основном Волков и иногда я. Во-вторых, я на всех летучках говорил о старте проекта ровно как есть, типа «всё идёт через одно место, оповещение проваливается, машины опаздывают, справки готовятся плохо - первые 10 встреч будут тяжело идти, готовимся :(». Это было чистой правдой: слишком сложный проект слишком быстро стартовал, мы ожидали проблем и я о них специально подробно говорил - все к ним были готовы и никто не начинал никого пилить и обвинять, что что-то не так.
В-третьих, тут очень помог опыт Леонида проведения своих встреч - он сразу предупредил меня и команду, что это очень тяжелый труд, и Алексей будет приезжать злой и недовольный, надо это понимать и быть к этому готовыми. Я подготовился сам и подготовил команду. Во многих случаях Волков сам брал на себя работу с Алексеем и не пропускал дальше себя какие-то вещи, которые могли бы демотивировать меня и команду



На этом формирование команды и нужной атмосферы закончилось - началась работа. Когда с командой и атмосферой всё хорошо, работа идёт гладко: нашлись подрядчики, придумались процедуры и системы заказа в типографии оповещений и доставки их в ящики, стали искаться хорошие места и заноситься в соответствующую таблицу. Всё пошло как по маслу, снаружи в таких ситуациях кажется, что это оно само так пошло и всё так и должно быть, но путь к такой быстровзлетающей системе я описал выше, само оно так нифига не заработает.

Вообще, по-моему, это главный вывод из всей истории с отделом встреч и с выборами вообще - всё работало в сотню раз лучше всех предыдущих попыток оппозиции что-то сделать именно потому, что не было никакого кумовства, никаких авторитетов, никакие предыдущие заслуги никак не учитывались. Мы просто строили идеально работающую систему, не обращая внимания на эмоции.
Это было главной моей задачей в штабе и когда пришлось выгнать или сильно подвинуть почти всех «уважаемых оппозиционеров» и «давних соратников», то стало понятно, что это политическое самоубийство и меня несомненно сольют после выборов и будут мочить всей славной компанией. Об этом я говорил многим в штабе ещё в самом начале работы, никто не верил, что так будет, пока оно реально не произошло. Это было ценой идеально работающей системы. Слили меня сразу же, как только уехал последний грузовик с кубами: можете вот посмотреть тут и тут на изменение риторики после 8 сентября. От самого Навального это дело после декабря перешло в медийный игнор, но от соратников и тогдашних коллег с тех пор до сих пор поступают уколы.
Но об этом всём подробнее в следующих постах.

Над дизайном всей этой истории поработал замечательный отдел дизайна, которым руководила с самого начала и до самого конца кампании Лена Марус



Отдел дизайна в штабе был одним из трёх отделов, которые появились, были созданы и управлялись полностью автономно своими руководителями (второй - отдел социологии Ани Бирюковой, третий - отдел интернета Кати Патюлиной). Было огромной удачей получить на позиции руководителей отделов людей, которые могут самостоятельно построить такую штуку, эти отделы работали хорошо и совершенно не требовали внимания от меня или Волкова. Вообще, про самостоятельно работающие отделы к которым я не имел отношения или имел мало отношения будет отдельный пост.

На отдел дизайна спокойно можно было скинуть задачу и быть уверенным, что она выполнится в срок и хорошо. Вот первые наброски внешнего вида встречи



Идея Лены была в том, чтобы поставить узнаваемые кубы рядом с большим задником. Она отстояла эту идею (мне она казалось слишком сложной в реализации - сбор и разбор куба занимал много времени) и в итоге все встречи так и выглядели. Ещё она придумала ставить тумбу для выступления

Тестирование во дворе штаба, кубы ещё не собраны



В итоге все встречи так и выглядели.



Ещё возили с собой стульчики для бабушек и шарики для детей



Потом ещё стали возить зонтики от дождя и солнца



На перевозку оборудования и техническую организацию кубов, сцены, звука и всего остального взяли субподрядчика - ивентагентство c4group. Их директор Марьяна Давыдова давно читает меня в твиттере и сразу откликнулась на призыв, это был один из немногих подрядчиков кто не боялся с нами работать.

Приглашения на встречи выглядели так и попадали (в идеале) во все ящики в соответствующем районе



Формат покрупнее вешали на дверь подъезда (на скотч, чтобы не оставлял следов после себя). Ещё в ящики кидали приглашения другого типа



В первый день я поехал на все три встречи, которые проходили в районе станции метро Каховская. Самая первая была на бульваре, оповещение не сработало, но людей на бульваре гуляло много и через 15 минут Алексея слушало уже человек 70.
Вторая встреча была совсем провальной - её назначили на площадке во дворе нескольких домов



Третья прошла намного лучше. На ней я сделал фотку, которая потом вошла в первую газету (юридический отдел долго искал автора и потом долго смеялся, когда узнал кто это)



Летучка после этого дня прошла в немного напряженной обстановке :)



Но в целом, конечно, мы и не думали останавливаться - встречи были уже заанонсированы и анонсы лежали в ящиках на неделю вперёд. Мы провели летучку проекта, где рассмотрели как что работало в первый день (часть «тоже хорошо» это то, что нужно было поправить)



По результатам этой летучки решили проводить оповещение ещё с помощью волонтёров до встречи, агитмобилей (машины, которая ездит вокруг места встречи и объявляет адрес и время) и оповещать через интернет.
Через интернет в итоге решили не оповещать, на этом настоял Навальный - ему не хотелось превращать всё во встречу с журналистами и сторонниками, а хотелось видеть местных бабушек. Поэтому через интернет в итоге оповещения не было всю дорогу.

В один из дней Навальный на летучке выссказал отличную идею - печатать по результатам встречи листовку и раскидывать по ящикам, чтобы доводить информацию о том, что такая встреча была, до большего количества людей в районе. Я загорелся идеей и на следующий же день стал собирать штабную редакцию, которая в итоге выпускала не листовки, а три полноценные газеты в день. Но это немного другая история для одного из следующих постов





Про этот отдел есть ещё много чего рассказать и много кого упомянуть: Ася Раменская, например, почти полностью организовала весь поиск мест для встреч, Руслан Левиев и Дима Кухарев сделали отличный отдел подготовки справок, Ася Екидина, организовавшая оповещение волонтёрами.

Через две недели работа отдела была налажена и Аня Юдина смогла освободиться и перейти в отдел контента, через какое-то время освободилась там также и Катя Затуливетер. Аня Кузнецова руководила отделом до самого конца.



Крупных неудач у отдела практически не было, за исключением одной: не удалось организовать встречи в ЦАО в конце кампании.
По изначальному плану финальным аккордом отдела должны были стать три больших открытых встречи, на которые проводилось бы оповещение в интернете и на которые мы бы звали людей в финальной, третьей газете, которая вышла тиражом в 7 миллионов копий. Встречи должны были состояться на Площади Революции, Трубной Площади и около метро Китай-Город - таким образом, жители всех основных районов могли бы доехать до встречи без пересадок.

Позиционировать их планировали как встречи для тех, кто летом был на даче или пропустил встречу в своём районе - три крупных ивента перед финальным большим митингом-концертом. Вот их провести не удалось, это единственная неудача этого направления, по моему мнению.

Но в целом вышло здорово. Повторю карту из начала поста:



Было проведено 83 встречи, посетило их более 40 тысяч человек. Это был второй раз, когда я поразился работоспособности Алексея Навального - он пахал всю кампанию без выходных, по три встречи в день и ещё иногда ивент вечером.
17-го числа, когда был отъезд в Киров на приговор, многие из штаба поехали провожать Алексея на вокзал. Очевидцы рассказывают такую историю:

Cтоим мы на вокзале, через минут 10 отходит поезд. Вокруг журналисты, все фотографируют Алексея и Юлю. Знамениты футболки «Брат Навального» к тому моменту уже надеты, фотосессия в них окончена.
Идет обычная светская беседа, все пытаются бодриться. И тут Навальный говорит кому-то в ответ примерно следующее: «Посмотрел я тут график встреч с избирателями, который Кац приготовил, и думаю - я ж умру так. БЛИНОВ, САЖАЙ!»
Все рассмеялись.



Совершенно непонятно, как он умудрился это выдержать и на пятьдесят четвёртой встрече продолжать очаровывать пришедших бабушек. Настоящий гениальный публичный политик

image Click to view



[Большая картинка со всеми встречами...]


Еще по теме:
Большой рассказ Волкова о работе штаба,
Официальный отчёт о кампании (PDF),
Лица штаба: Аня Кузнецова,
Лица штаба: Глеб Синев,
Лица штаба: Дмитрий Слукин,
Мой трехчасовой видеорассказ о работе в штабе сразу после выборов.

Оглавление журнала

P.S. кат в таких постах не ставлю, сорри

Штаб Навального

Previous post Next post
Up