Удивительно, насколько живучими могут быть представления о древних языческих богах.
Древняя вера в бога громовержца, длительно сохраняясь в христианской традиции, смогла донести до наших дней видимо изначально женский образ этого божества. Вполне возможно, что на заре происхождения цивилизации (еще в неолите) образ богини Матери заменял собой все остальные. Поэтому даже боги войны, грома и молний такие как Перун и Один имели бы в древности женское лицо. Сейчас эти архаичные образы проявляются в огромном числе женских имен и названий связанных с культами этих богов. Особенно много женских имен имеет индоевропейский бог грозы и грома Перун. На Балканах можно встретить личные женские имена как Перуна, Паруна с ласкательными вариантами: Перунка, Перуника. Также Перунига, Перуница (Пера). Они упоминаются в народных песнях сербов и болгар:
"Перуниче, девойче!
Не стой, Перо, на брего!"
"Оj девоjко, бела Перунико!"
Названия участниц балканского обряда вызывания дождя сходны с именем Перуна. В Болгарии и Македонии это пеперуда (пеперуна, пеперуга, пемперуга, перперуна, преперуна и т. п.), в Румынии - paparuda, păpăluga.
Сам обряд в Болгарии называется
Додола, его участниц также могут именовать додолами. Слово Додола похоже на видоизмененное название
Додона, самого старого оракула в Древней Греции. На его территории рос дуб - дерево бога громовержца. С большой вероятностью Додона изначально была посвящена не столько Зевсу сколько Дионе - титаниде имеющей схожие функции, она была богиней дождя и грозы.
Обливание девушек водой - древний обряд вызывания дождя Додола-Пеперуда на Балканах.
В христианской традиции Перун и Один продолжали жить в облике Св.Ильи Пророка и Св. Георгия. Но у бога громовержца было и христианское женское лицо - это Мария Огненная, Мария Громница (болг. Марина Огнена, Опалена Мария, словен. Marija Ognjenica и Marija Glavnjenica от glavnja «головня»). В сербской народной песне указывается, что при дележе неба взяли: Святой Илья - «гром небесный», а Мария - «молнию и стрелы».
Пророк Илья. Огненное восхождение. 1570-е годы. Богоматерь Огневидная колесница Слова, XIX век.
Если проследить всю историю существования культа и имени Перуна, можно заметить множество женских персонажей. В скандинавской мифологии Перуну этимологически соответствует Фьёргун - мать бога Тора (др. исл. Fjörgvin - гора, скала, готск. fairguni «гора»), в кельтском языке также существовало схожее название горы - Неrсуniа (Sylva Hercynia, Черная гора), отсюда видимо Аркона (Неrсуniа, Аркуния) главное святилище балтийских славян на о.Рюген.
По исландским сагам рай для павших героев делился на две половины, часть умерших отправлялась к Одину в Вальхаллу, а вторая часть попадала в палаты богини любви Фрейи. Из этого вытекает, что Фрейя - это женская ипостась бога войны Одина. О том, что именно богиня любви совмещала в себе и функции войны (Иштар, Шавушка), чуть ниже.
Младшая Эдда. Видение Гюльви.
Фрейя же - славнейшая из богинь. Владения ее на небе зовутся Фолькванг (Поле людей, Поле армии). И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина - Одину. Палаты ее - Сессрумнир (Вмещающие много сидений), велики они и прекрасны.
Нужно заметить, что существенная часть женских персонажей близких к культам Перуна - Одина была связана с лошадьми. Ведь лошадь, гора и молнии - это главные атрибуты бога громовержца. Перун считался богом воинов и соответственно лошадей, а не только природных явлений таких как гроза и дождь. При этом лошади у всех индоевропейских народов были семиотически связаны с водой, здесь можно вспомнить Посейдона - греческого бога морей и коней. Удивительно, но у большинства древних народов лошадям покровительствовали женские персонажи, а не мужские, в силу этого можно и греческого Посейдона подозревать в изначально женском облике.
«Сравнение греческой Пotnia ippon, «хозяйка коней» (в роли Potnia Theron «хозяйка зверей»), др.-инд. Drvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ - подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на коне сказалось и в греческих преданиях об
амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами». (Вяч. В. Иванов, Мифы народов мира).
В хеттских текстах скала perunas имеет женский пол, она порождает каменного великана Улликкуми. Здесь можно увидеть соответствие скандинавской Фьёргун (Fjörgvin, Скала) - матери бога Тора и индуистской богине Парвати ( pārvatī «горная, гора») жене Шивы. С термином perunas сопоставляется имя хеттского бога Пирвы (Pirua, Perua), которое также может иметь значение скала, гора, здесь опять же санкскр. Парвати (pārva-tī) очень близкое этимологически к имени бога Пирвы.
Пирва считается божеством лошадей, тем самым он похож на переднеазиатских богинь, которые также покровительствовали коням - хурритской Шавушке, аккадской Иштар и эламской Пиринкир (Pirinkir), чье имя звучит несколько подозрительно в контексте терминов pirua и perunas.
Создается впечатление, что Пирва мог быть хеттским вариантом богини Иштар. Это очень популярное в Передней Азии божество имело как женскую, так и мужскую сущность. И именно Иштар чаще всего изображалась верхом на коне.
Ханаанский вариант богини Иштар верхом на лошади, XIII в. до н.э
"Царица Небесная" Иштар (шумерская Инанна) - богиня плотской любви, бури, дождя и войны также осуществляла связь с подземным миром, она могла спускаться в преисподнюю и возвращаться назад. Известны клинописные тексты, в которых Иштар похваляется тем, что может выпустить мертвых из подземного мира, в сущности воскресить их. Сама Иштар погибает в преисподней, ее тело вешают на крюк, но потом воскресает и отправляется обратно к себе на небо (Иштар богиня небосвода и планеты Венера). В скандинавских сагах Один до мелочей повторяет действия Иштар. Один имеет связь с загробным миром, он воскрешает павших воинов, также он приносит самого себя в жертву и девять дней висит на копье, пригвожденный к дереву Иггдрасиль. Один, как и Иштар, имеет связь с лошадьми - во всех ранних культурах конь, это проводник в мир мертвых.
Хвалебный гимн Инанны.
«Мой отец дал мне землю, дал мне небо, я - Инанна!
Царственность он дал мне, ведение войны он дал мне, Нападение он дал мне, потоп он дал мне, ураган он дал мне!
Небеса возложил Он мне венцом на главу,
Землю одел он как сандалии на ноги мои,
Священное одеяние обернул Он вокруг моего тела,
Священный скипетр вложил Он мне в руку.
Боги - это воробьи, а я - сокол.
«Я ступаю по небесам, и дождь проливается вниз.
Я ступаю по земле - и травы и злаки идут в рост»
Обнаженная богиня держит в руках пучки молний (как вариант струи дождя). Аккадская цилиндрическая печать 2334-2154 гг. до н.э.
Молитва Энхедуанны, дочери Саргона Древнего - царя первой аккадской династии (XXIV-XXIII вв. до н.э.).
«О разрушительница гор, Ты наделила крыльями бурю!
О возлюбленная Энлиля, ты прилетела в страну, исполняя веления Ана.
О моя госпожа, ты своим рыком заставляешь землю склоняться низко…
Ты являешься с натиском урагана, ты завываешь с воющей бурей,
Ты издаешь рык с Ишкуром (Богом грозы), свирепствуешь со всеми злыми ветрами»
Богиня Иштар в образе всадника, VII -VIII вв. до н.э.
Одним из прообразов средневековых Перуна и Одина было популярное на севере Балкан на рубеже н.э. божество Герос (Херос) изображаемое в виде всадника (Фракийский всадник). Видимо Герос, также как древние переднеазиатские богини наездницы, был двуполым, рядом с ним часто изображалась женщина, причем тоже в компании лошадей. В этой женщине можно различить иконографию кельтской богини коней Эпоны. Хотя этимология слова Герос свидетельствует о том, что женским вариантом фракийского всадника должна быть известная богиня Гера. Соединять в одном облике мужское и женское лицо божества в начале н.э. было уже не принято (подобно ранним изображениям Иштар), поэтому божественные сущности располагались раздельно, но рядом друг с другом, как на своеобразных языческих иконах южной Европы времен Римской империи.
Фракийский всадник и женское божество, I-II вв.
Римское изображение кельтской богини лошадей Эпоны, I-III вв.
На Дунае образ Фракийского всадника трансформировался в очень сложный изобразительно-мифологический комплекс, центром которого было некое женское божество. Судя по иконографии этого комплекса дунайской богиней была все та же Иштар-Астарта-Атаргатис. Перед ней на жертвеннике всегда изображалась рыба - важный символ Атаргатис (поздний эллинистический вариант богини Иштар). Справа и слева от богини изображались так называемые Дунайские всадники, видимо, это греческие близнецы Диоскуры (в ведийской мифологии Ашвины). Можно предположить, что всадники символизировали смену дня и ночи, т.е.
вечернюю и утреннюю звезду Венеру, с которой ассоциировали Иштар-Астарту. Изображение двух звезд, символов Иштар, как правило тоже всегда присутствовало на дунайских пластинках. Всадники и звезды Иштар могли свидетельствовать о двуполости богини, считалось, что Венера на восходе солнца символизирует мужское начало, а на заходе - женское.
Так называемые Дунайские всадники и некое женское божество в центре. На правой пластине можно разглядеть за спинами всадников изображения молний, что свидетельствует о том, что перед нами божество грозы. I-III вв.
Связь индоевропейских богов войны и грозы с женскими божествами Междуречья (Иштар, Инанна) свидетельствует о тесных контактах и.е.племен с древними цивилизациями Передней Азии. Фактически, верховные боги германцев и славян есть продолжение женских божеств Ближнего Востока, что может говорить об очень раннем взаимодействии индоевропейцев с народами Передней Азии (во времена существования там матриархальных культов). Этот факт может быть подтверждением теории о переднеазиатской
(вернее, малоазийской) прародины всех индоевропейских народов. Связь богинь Передней Азии с лошадьми может косвенно указывать на то, что доместикация (одомашнивание) лошади могла произойти именно в Передней Азии, скорее всего на восточных равнинах Анатолии. Иначе очень сложно объяснить существование именно женского божества покровителя коней у большинства индоевропейских народов. К тому же длительно сохранявшего облик малоазийской Богини Матери, который можно увидеть, например, на изображениях из Чатал-Хююка (VI тыс. до н.э.). Видимо образ древней анатолийской богини в облике "Хозяйки зверей" (Potnia Theron) после приручения лошади был преобразован уже в "Хозяйку коней" и в таком виде распространился по всей Евразии.
Богиня Мать из Чатал-Хююка в образе "Хозяйки зверей" (5750 г. до н.э.)
Мои статьи посвященные амазонкам:
Был ли Конан-Варвар женщиной? Женский атлетизм в Древней Греции