Стругацкие, "Пикник на обочине".

Sep 29, 2013 11:40


Посреди репортажей о Чернобыле думаю самое время написать об отличном романе Стругацких про Зону и сталкеров:)

"Пикник на обочине" я прочитал лет 7 назад, и этот роман меня весьма озадачил. У Стругацких получилось создать что-то действительно необычное - то, чего ранее не встречалось в фантастике.
Не могу назвать себя большим знатоком фантастической литературы, в которой описан тот или иной вариант контакта человека с внеземной цивилизацией (прочитал всего 20-30 подобных романов), однако практически везде тема обыгрывается очень однообразно. Есть человеческая цивилизация как некое целое, есть внеземная цивилизация - тоже как некое целое, со своими конкретными задачами и целями. Фабула романа строится на столкновении этих двух сущностей - в виде конфликта либо сотрудничества. Станислав Лем в свое время составил нечто вроде "матрицы развития сюжетов" для подобных фантастических романов:



99% всех фантастических романов, описывающих "контакт", построены именно по этой схеме, и поэтому читать их очень скучно. Более того, очень сложно отойти от этой схемы в принципе - это требует нетривиальных умственных способностей и умения придумывать действительно оригинальную фабулу. У Стругацких это получилось замечательно. Загадка "Пикника" - в том, а был ли, собственно, контакт? На этот вопрос книга не отвечает совсем - произошло нечто, от чего образовалась пресловутая Зона с артефактами и аномалиями, крайне враждебная человеку. Авторы так и не раскрывают, что же это было на самом деле - оставляя возможность высказаться героям романа - различным ученым, болтливым служителям культа, военным и т.п. - читатель волен составлять собственное представление о случившемся, фактом является лишь наличие самой Зоны.

Если начать "раскручивать" цепь событий романа, то кое-что про это нечто сказать можно.  Можно, к примеру, предположить, что на Земле произошла некая временная остановка транспортного средства внеземной цивилизации - этакий "пикник на обочине Вселенной". Хозяева корабля, скорее всего, даже не поняли, что Земля обитаема, либо придали нашим городам и дорогам не большее значение, чем мы придаем муравейнику в лесу. И точно так же, как и люди после пикника в лесу, эта цивилизация оставила некий "мусор" в виде артефактов и зараженных аномалиями территорий.  А людей никто и не заметил. И мы даже не можем предположить, что это за остановка была и для чего.

Этот подход к развитию фабулы очень впечатляет. Обычно человеку очень приятно считать себя пупом земли - в большинстве мировых религий человек самоуверенно объявляет себя целью создания Вселенной, и в большинстве фантастических романов происходит то же самое - все действие разворачивается вокруг человека, ему или помогают, или с ним воюют - в том и другом случае тратя собственное время, ресурсы и интеллектуальные силы. Стругацкие же представили Землю в виде какого-то вселенского захолустья, до которого если и добираются космические корабли разумных цивилизаций, то лишь для какой-то случайной остановки (например, для ремонта), и людям лишь остается гадать, что это было.

В общем, отличный роман, всем советую почитать:)

Стругацкие, литература

Previous post Next post
Up