Ну, вот... Отшумели, надеюсь,
декабрьские народные волнения. Ну, и ладно... Ну, и слава богу!
А я, наконец, посмотрел вчера в Доме Кино фильм Алексея Федорченко "Овсянки".
На
официальном сайте его жанр определяется, как "эротическая драма", что меня немного повеселило... Как только не исхитряются продюсеры (или кто там) для привлечения внимания. Не, я, конечно, не против, но ведь те, кто придут на ЭРОТИЧЕСКУЮ драму, будут разочарованы, я думаю. Да, обнаженного женского тела есть и немало, но, в основном мертвого (по крайней мере, по замыслу авторов фильма). А
"Груз 200" - это вам эротический триллер тогда, что ли?! Ага.
Впрочем, сразу оговорюсь, что ассоциации с "Грузом 200", по крайней мере, для меня, здесь полностью отсутствуют. А если уж с чем и напрашиваются параллели, так это, бузусловно, с фильмом "Тени забытых предков" Сергея Параджанова. Только там были гуцулы, а здесь - фино-угорский народ меря. Сцена подготовки невесты к свадьбе так просто вопиет об этом. Да и к тому же Юлия Ауг даже где-то похожа на Татьяну Бестаеву... И, естесственно, и там, и там языческие обряды чувственны, откровенны и во многом связаны с обнаженным женским телом. Недаром женщина во всех культурах является хранительницей не только очага, но и традиций .
И также очень по-параджановски фильм Алексея Федорченко получился очень лиричным, тягучим и приятно обволакивающим... Юлия
juliaaug Ауг перед фильмом совершенно справедливо заметила, что зрителю надо забыть обо всех наградах и фестивалях, и просто поймать настроение. Этому способствует очень хорошее звуковое решение фильма. Почему-то подумалось, что, не исключено, что фильм можно пересматривать - переслушивать, как музыкальный альбом.
Фино-угорских народов на территории России очень много. И они вообще
очень интересны. Когда-то грозные и могущественные, они влились в общую реку большой русской культуры, где большинство их прекрасных языческих обрядов и обычаев бесследно растворились... Но сами они так и остались такие
немного странноватые, нереальные, сказочные...
"Большая Россия" же о них вспоминает редко. Она, к сожалению, в основном чтит лишь те народности, которые ей постоянно и настойчиво о себе напоминают. Увы!
Если же не поймать это настроение, о котором говорила Юлия Ауг, то я не исключаю, что фильм может кому-то показаться и "чернухой". Так на выходе из зала я услышал такой диалог. Пожилая пара переговаривалась довольно громко не то потому, что они плохо слышат, не то специально, чтобы и другие послушали их мнение (авось, кому и полезно будет):
- Какая жизнь - такие и фильмы! Вот раньше "Веселых ребят" снимали...
Я хотел было обернуться и напомнить им, КАКАЯ была жизнь, когда снимали "Веселых ребят", - лекции по истории советского кино Аллы Николаевны Золотухиной еще очень даже свежи в моей памяти... Но не стал, разумеется. Уж больно благостное и лиричное после фильма у меня было настроение.
Фото: (с) Максилла Кузнецов
P.S. А вот и цитатка, кстати, занятная как раз в тему прилетела:
"...наконец, женское тело - это умнее, по крайней мере, чреватее, нежели категорический императив".
В. Пьецух "Поэт и замарашка".