Воинское искусство Руси

Nov 06, 2019 22:00

"...И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал..."




На неспокойном пограничье

Русь, являясь азиатским пограничьем Европы, издревле исполняла роль щита, о который разбивались волны кочующих воинственных племён. Небольшим русским дружинам часто противостояли бесчисленные орды, противопоставить которым оставалось только боевую выучку и мужество. Степь, оставаясь главным противником Руси, была отнюдь не единственным. Захватчики то и дело взламывали рубежи русских княжеств, заставляя вновь и вновь наших предков браться за мечи.

И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами. И увидел князь великий убиение брата своего, князя Давыда Ингваревича, и воскликнул в горести души своей: «О, братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!» И пересели с коня на конь и начали биться упорно; через многие сильные полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно биясь, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские... Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые.

Повесть о разорении Рязани Батыем



Профессиональное воинство Руси

Дружина - опора и сила князя, олицетворение его власти. Ей приходилось решать задачи не только по обороне внешних границ. Дружина собирала дань с подвластных территорий, выполняла особые поручения, которые сейчас назвали бы «спецоперациями», и даже подавляла бунты. Так в повести временных лет находим описание событий 1071-го года, когда случился голод, и вспыхнуло восстание в Ростовской земле. Против 300-сот мятежников, занимающихся грабежами и убийствами, вышел Янь, сын воеводы ростовского князя, с 12-ю отроками. Этих сил оказалось достаточно, чтобы подавить бунт.

Дружинник - он же профессиональный воин, человек, посвятивший свою жизнь ратному делу. Князь не мог позволить себе иметь большое войско, ведь его было необходимо содержать. Поэтому дружины даже самых крупных русских княжеств редко превосходили 1500 воинов. И даже такая сила мобилизовалась лишь во время широкомасштабных войн, чаще же воины действовали малыми отрядами.



Одни против всех

Настоящее сражение, будь то вооружённое боестолкновение или уличная драка, характеризуется, прежде всего, неравенством противоборствующих сторон. Это в спортивном единоборстве мы можем наблюдать ситуацию, когда бойцы меряются силами в честной схватке «один на один». В жизни такое бывает редко. Чаще агрессор старается не оставить никаких шансов защищающейся стороне. Численное превосходство противника - это та проблема, которая остаётся актуальной для воина с древнейших времён и по сей день.

Прикладные школы рукопашного боя всегда уделяли этой теме значительное внимание, предлагая разные способы действий в ситуации «один против всех». Но до сих пор нерешённой оставалась одна задача: всякий метод должен пройти проверку боем, а всякая система должна беспрестанно совершенствоваться, обогащаясь новым опытом.

Стабильную наработку такого опыта можно осуществить лишь в рамках налаженного соревновательного процесса. То есть бескомпромиссность спорта могла бы стать отличной опорой и объективным союзником для прикладных систем. Весь вопрос в том, как суметь перенести неравенство противоборствующих сторон на спортивную площадку. И этот вопрос удалось решить, создав засечный бой.

"...И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился… "

Повесть о разорении Рязани Батыем


От сечи к засеке

Сам термин «засечный бой» является современным. И, тем не менее, введён он не случайно. Обозначая проблему «один против всех» как засечный бой, мы постарались указать на её непосредственную связь с русской боевой традицией.

Этимологию слова «засечный» можно раскрыть в двух вариантах, каждый из которых имеет право на существование. Первый вариант опирается на древнее слово «сеча», так любимое нашими летописцами. Сеча - это вооружённое столкновение двух отрядов, при котором полки часто смешивались, что приводило к ситуации окружения и необходимости вести бой с множеством противников сразу.

Другой, не менее интересный вариант, выводит происхождение термина «засечный бой» от слова «засека», под которым понималось оборонительное сооружение из наваленных деревьев. В задачу засеки входило лишение противника возможности маневрировать и прикрытие собственной внезапной атаки, что очень точно соответствует тактике засечного боя.



Тропой охотника

Засеки строились в так называемом «заповедном лесу», именно поэтому площадку для схватки представители засечного стиля именуют «лес». Чтобы добраться до центрального бойца, атакующему звену предстоит преодолеть те «засеки», что он построит на их пути. Его называют «охотник».

И это ещё одна нить, прочно увязывающая философию засечного боя с русской боевой традицией. Ведь охотниками на Руси издревле называли бойцов, «охочих» до кулачной схватки. Охотник - значит «желающий», поэтому в более поздние времена охотниками стали называть добровольцев в Российской армии. Из них даже формировали специальные охотничьи команды, прообраз современного спецназа, - подразделения, предназначенные для выполнения самых опасных заданий.

Да, риск - неотъемлемая часть жизни охотника. Для того, чтобы с честью выйти из самой опасной ситуации, прежде всего, нужно взять себя в руки, нужно обладать несгибаемой силой духа и воинским характером. Засечный бой - серьёзное испытание для самого опытного бойца, ведь это всегда неравная схватка.



От древней традиции к современному спорту

Засечный бой учит, с одной стороны, вести бой с несколькими противниками, с другой стороны, - работать в составе группы. Правила схваток таковы, что каждый из участников соревнований в соответствии с жеребьёвкой проходит через центр площадки, исполняя роль охотника. Упавший считается выбывшим из боя, поэтому противники стремятся сбить друг друга на землю сильными ударами. Единственным преимуществом центрального бойца является защитный шлем с пластиковой решёткой и кираса на корпус. Подобный доспех позволяет ему принимать вскользь удары атакующих, но не способен защитить от чистого попадания. Главной защитой охотника остаётся его манёвр.

Схватки проходят в двух категориях сложности. Категория «кулачный бой» позволяет соперникам наносить удары только руками, в категории «свободный бой» разрешаются удары ногами и ограничено борцовские действия.

По результатам двух кругов соревнований судейская коллегия определяет сильнейшего, им оказывается тот, кто набирает максимальное количество баллов. Простая и объективная система оценки практически полностью исключает спорные моменты и возможность предвзятого отношения к участникам.

image Click to view



Неуязвим тот, кто движется

В засечном бою грубая сила бесполезна, ведь противников всегда больше, они со всех сторон и удары сыплются градом. В таком положении мало иметь крепкие мышцы, нужно суметь правильно организовать свои действия и победить, прежде всего, саму ситуацию. Правила засечного боя более чем либеральны: здесь разрешены многие технические действия, запрещённые в самых жёстких полноконтактных стилях. Это касается, например, ударов по спине и затылку. В круговерти засечного боя их просто невозможно ни отследить, ни запретить. Да и запрети атаковать сзади, рухнет сама идея боя в окружении. Так как же обойтись без травматизма? Ответ дала сама практика.

Один из девизов засечного боя - «Неуязвим тот, кто движется». Если охотник останавливается хотя бы на долю секунды, он рискует пропустить акцентированный удар, и расплата за слабость, как правило, не заставляет себя долго ждать. Поэтому двое полевых судей внимательно следят за ходом схватки и в случае остановки охотника, когда он теряет возможность защитить себя движением, они останавливают бой. Боец, выходящий на площадку, должен в достаточной степени владеть той моделью движения, которая позволит ему оставаться неуязвимым.

"...И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю… И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего».

Повесть о разорении Рязани Батем



Сохранить связь с реальностью

Засечный бой не правильно было бы называть боевым спортом или искусством. Скорее, это просто формат схватки. Когда говорят «единоборство», то понимают под этим противостояние двух одиночек, и не важно где это происходит: на ринге, или на улице. Так и с засечным боем. В рамках общественного движения «Стрелы Перуна», занимающегося возрождением и развитием русской боевой традиции, был создан некий турнирный вариант схватки по схеме «один против троих», где любой желающий попробовать свои силы в неравном противостоянии, может выйти на площадку. И это лишь спортивное отражение засечного боя. Ведь можно говорить и о боевой его форме, когда рассматривается ситуация самообороны или выполнение служебной боевой задачи.

Некогда боевое искусство и создавалось в качестве инструмента для решения вполне прикладных задач. И лишь с ходом времени, в угоду потребностям благополучного общества, многие школы потеряли своё былое предназначение, сменили приоритеты. Более того, современные направления зачастую создаются уже как изначально ориентированные на спорт или некое духовное развитие занимающегося, а прикладные аспекты уходят на второй план. Но если говорить о школе засечного боя, то таковая, безусловно, должна рассматривать ситуацию «один против всех» применимо к реалиям современного сражения, обкатывая, при этом, собственные наработки в полноконтактных боях на ринге.



Воины на все времена

Мир не стоит на месте, и чтобы оставаться боевой, система должна развиваться вместе с ним. В то время как содержание ситуации «один против всех» остаётся неизменным, форма её постоянно прогрессирует. Ведь не зря современный подход к подготовке солдата исключает понятие «рукопашный бой», оставив его достоянием спортивных площадок.

В армии используется термин «ближний бой», подразумевающий применение всех типов оружия, имеющихся в расположении бойца, при непосредственном сближении с противником. Будет заблуждением считать, что засечный бой учит тому, как голыми руками вступать в схватку с множеством противников. Это было бы непростительной глупостью. Спорт всего лишь моделирует эту ситуацию, как максимально сложную. Ведь в жизни опытный боец вряд ли допустит ситуации окружения, и даже если это случиться - будет использовать для достижения победы всё, что оказалось в его распоряжении, от настоящего до импровизированного оружия.

Метод, лежащий в основе нашей системы, является боевым, потому что он универсален, он работает в любой ситуации, независимо от условий, в которых протекает схватка. Один противник, или множество, применяется оружие или нет, но система формирует моё поведение так, чтобы я вышел победителем.



Универсальный подход

Как показывают исследования военных психологов, возможность выбора в критической ситуации затрудняет сам выбор. Другими словами, если боец под рукой имеет множество альтернативных схем, ему придётся тратить значительное время на анализ ситуации и принятие адекватного решения. Но промедление в бою сродни поражению. Именно поэтому боевая система, с учётом психофизиологии стресса, должна предлагать единую форму поведения, что позволит действовать без сомнений.

В основе засечного боя лежит естественная двигательная модель, опирающаяся на механику человеческого тела, его возможности и условия ведения боя в окружении. И здесь нет никаких секретов, всё дело в практике реальной схватки, без игры «в поддавки». Именно поэтому многие мастера боевых искусств, рассматривающих ситуацию «один против всех» не умозрительно, но через призму настоящего боя, приходят к одним и тем же выводам, вне зависимости от принадлежности к расе или нации.

Так, совершенно одинаковые рекомендации относительно действий против группы противников дают как инструктора разных спецподразделений, так и мастера фехтования прошлых веков, когда само фехтование ещё не превратилось в спорт, а считалось прикладной дисциплиной.

image Click to view



Должны сражаться

Дружина - сообщество сильных, где каждый - величина, где каждый способен, подобно русским богатырям Евпатию Коловрату или Демьяну Куденевичу, выйти малым числом, а то и в одиночку против многих врагов Отечества, чтобы увековечить славу русской земли и своё имя в памяти народа. Засечный бой - неравный и, порой, жестокий - удел героев, потому что подвиг делают они своей целью, и готовы повторить вместе со Святославом Храбрым великие слова:

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботитесь».

Рудияр

источник

традиции, история России, Русь, видео, культура, Рязань

Previous post Next post
Up