Как погасить конфликт и ещё немножечко заработать

Dec 24, 2014 16:01

Киевская эстафета Лукашенко-Назарбаева




Эстафетные визиты Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева в Киев перед союзной встречей в Москве вывели украинский кризис на новую орбиту.

Фактически мы впервые имеем дело с союзным урегулированием конфликта в Евразии. Например, гражданские войны в Грузии и Молдавии так и не стали союзной проблемой, и все издержки несла на себе Россия.

Однако, анализируя такого рода политическую игру, надо всегда помнить, что ЕАС - это не СССР и никакого Политбюро здесь нет. Поэтому позиции союзных республик Белоруссии и Казахстана могут значительно отличаться от позиции союзной Федерации. Это не хорошо и не плохо - просто надо не забывать, что союз у нас торговый и с 1 января 2015 года запустится экономический. Соответственно, надо понимать, что Минск и Астана участвуют в украинском кризисе ровно настолько, насколько это затрагивает их интересы. Мотивации Минска и Астаны разнятся, но схожи в своей прагматичности.

Близость позиций Минска и Астаны

- Промышленные капиталы 10- и 15-миллионной республик рассматривают 35-миллионный рынок Украины как перспективный.

- Разорванные кооперационные связи (особенно в военной и аэрокосмической сферах) между предприятиями Украины и России могут быть восстановлены через белорусских и казахстанских посредников, на чём они ещё и заработают.

- Гражданская война на территории Украины должна быть максимально быстро затушена: для Белоруссии важно спокойствие в северных и западных регионах Украины; от Донбасса до границы Казахстана ближе, чем до белорусской.

Особенность позиции Минска

Главное, что интересует главу белорусского государства, - это внутренний украинский рынок. Доступ на него для белорусской продукции является гарантией избавления от главной проблемы белорусской экономики - затоваривания.

Поэтому для Минска критически важно продать как можно больше товаров, пока не обесценилась украинская гривна - желательно, привязав контракты к государственным закупкам.

Другой вопрос, что в Минске переоценивают платёжеспособность Киева и забывают, что украинский Кабмин не совсем подконтролен Петру Порошенко.

Для того, чтобы гарантированно получить доступ на украинский рынок и гарантии своевременной оплаты, желательно договариваться не только с президентом и премьером, а также с губернатором Днепропетровской области и новым министром финансов - гражданкой США. К тому же для стремительно нищающих граждан Украины белорусские товары очень скоро будут просто не по карману.

В среднесрочной перспективе украинский рынок ожидает кризис неплатежей, и Белоруссия попросту может не получить деньги за поставленные товары. Поэтому Минску надо работать по предоплате и в валюте - а кто себе может позволить такое в Киеве, не очень понятно.

Особенность позиции Астаны

Для Нурсултана Назарбаева украинский кризис не является прямой угрозой, потому как Казахстан не граничит с Украиной. Однако от Донбасса до западной границы Казахстана ближе, чем до Белоруссии, поэтому в Астане понимают, что костры мировой войны раздувают в восточном от Европы направлении.

Если взорвётся Кавказ, то уже на следующем шаге война будет в Каспийском регионе. А если добавить угрозы, исходящие из Афганистана, то совсем скоро Казахстан может иметь горячие точки на своих границах. Для Астаны критически важно погасить гражданскую войну на Украине и быть спокойными за свою северо-западную и морскую границу.

Вторая важная мотивация для Назарбаева - персонально его активная внешнеполитическая позиция. Он уже давно продвигается идею G-global, как противовес господствующей G-8, которая означает, что континентальная политика требует вовлечения всех заинтересованных сторон, а не только представителей «золотого миллиарда». Что, собственно, и демонстрирует Нурсултан Назарбаев в ходе украинского кризиса.

При этом для 15-миллионного Казахстана доступ на украинский рынок даже за вычетом Крыма и Донбасса достаточно привлекателен. Что и было продемонстрировано на примере контракта на поставки казахстанского угля Киеву.

Важность этого события в том, что Назарбаев одним визитом и одним контрактом опрокинул всю пропагандистскую ересь киевской власти об угле из ЮАР и Австралии. Глава Казахстана доказал, никому ничего не объясняя, что Украина - это евразийская республика, потому что она не может существовать вне общей системы хозяйствования.

Если в Киеве нет угля с Донбасса, то никакого другого угля, кроме угля из Экибастуза или Караганды, для Киева быть не может.

Есть, правда, неофициальная версия, что под видом казахстанского угля будет поставляться уголь из Донбасса через российскую границу. Однако доказательств этой версии нет и вряд ли когда-нибудь появятся.

Однако есть два важных нюанса в связи с этим контрактом.

1) Как будет доставляться этот уголь? Через РФ или морем Каспием в Азербайджан, потом в Грузию и снова морем до Мариуполя? Потому что если маршрут по земле и через Россию - то это уже не только уголь из Казахстана, но и немного из России.

2) Как воспримут горняки из Казахстана то, что они своим трудом будут помогать власти в Киеве? Не знаком с социологической ситуацией в регионе, но, по логике, горняки Казахстана должны симпатизировать горнякам Донбасса.

***

Итак, несмотря на различия в подходах союзников России, налицо единая цель - использовать украинский кризис для компенсации внутренних издержек. Промышленный капитал и Казахстана, и Белоруссии рассматривает украинский рынок так же, как российский промышленный капитал, - как рынок, который необходимо освоить, несмотря на глубокий кризис. Однако в силу кризиса российско-украинских отношений российский капитал вытесняют по политическим причинам. Поэтому опустевшие ниши заполняются казахстанским и белорусским капиталом и товарами. Семён Уралов

Previous post Next post
Up