Хочу одеться в самое лучшее платье, которое будет сидеть точно по фигуре, подчеркивая самые выгодные ее моменты и скрывая недостатки, такое, какого нет ни у кого вокруг… значит надо идти к портному, модистке, швее - как бы ни называли - к мастеру швейных дел. И если для актрис и других звезд работают целые отряды специалистов - дизайнеры, кутюрье, стилисты, имиджмейкеры, закройщики, портные… то для остальных чаще все эти славные профессии зачастую как бы «сливаются» в одном человеке - швее. Ей (или ему) приходится не только понимать, что же вам очень хочется сшить нового, но и корректировать этот запрос под ваш стиль, имидж, фигуру, образ жизни и пр. Кажется, что нет - всё совершенно не так и намного проще? А давайте тогда совершим виртуальную экскурсию, чтобы увидеть индивидуальный пошив глазами того самого мастера, познакомиться с нюансами индивидуального пошива не в ателье, а у одного мастера.
Приглашаю.)
Выбор мастера - самое сложное действие. Во-первых, надо найти лучшего. Значит, надо прислушиваться к отзывам о том или ином человеке. Во-вторых, конечно, цена вопроса. В-третьих, расположение мастера. Для отличного пошива требуются примерки. Бывает, что много примерок и длительных. Будет ли удобно приезжать в тот или иной район? Какие часы выделяет мастер для встреч, может ли встречаться на выходных (у мастера тоже могут быть личные планы на выходные.) и пр.
Еще один важный пункт, который желательно уточнить заранее. Работает ли мастер с такими материалами как мех, кожа (имеется ввиду толстая), тяжелыми пальтовыми тканями, может ли сделать на изделии вышивку, поскольку для этих работ требуется особые швейные машинки или навыки. А также, шьет ли теплую верхнюю одежду, головные уборы (если вам это важно узнать), и мужскую одежду (ее пошив несколько отличается от женской и не всем мастерам интересно разбираться с мужскими выкройками).
Это организационные вопросы. Основная цель - сузить круг поиска нужного человека.
В Одессе на центральной улице три швейных мастерских.
На одной вывеска: самый лучший портной Одессы.
На второй вывеска: самый лучший портной страны.
На третьей вывеска: самый лучший портной на этой улице.
старый одесский анекдот
Второй этап - знакомство и заказ. К этому времени желательно определиться, что вы хотите шить. Можно в общих чертах или набросках, можно найти несколько картинок, из которых потом соберется нужный образ изделия. Я шью одежду и по словесному описанию, и по картинке. Иногда, правда, заказчики стараются уточнить, если я шила длинные юбки, смогу ли сшить им короткую? .))
Иногда человек приезжает не представляя какой наряд ему нужен. Тогда начинаются творческие мучения. Я предлагаю просмотреть несколько журналов, чтобы понять, какой общий образ человеку нравится. Потом постепенно приходим к мелким деталям. Мастер (если вам нужен не просто исполнитель) попеременно становится теми самыми стилистом, дизайнером, имиджмейкером и даже маркетологом в одном лице. По крайней мере, мне приходится сочетать это.
Кстати, бывает так, что в ходе уточнения мелких деталей заказчик хочет что-то изменить в выбранном фасоне. Значит, рисую и рисую разные варианты и как они сходятся в едином наряде. Вот она работа дизайнера.
Бывает так, что выбранный конкретный фасон заказчику «не пойдет», будет не соответствовать фигуре, возрасту, положению, привычному образу поведения и пр. Хорошо ли будет на заказчике такая расклешенная юбка, будет ли красиво смотреться выбранный воротник с ее широкими плечами, как будут смотреться такая кокетка на ее конкретных бедрах и пр. Я непременно отмечу это для заказчика. Т.е. я «разбираю по косточкам» весь фасон - от общего силуэта до мелких деталей кроя. Однако это будет только взгляд со стороны - решать окончательно надлежит самому заказчику.
Еще достаточно важный момент для самого первого визита. Надо честно рассказать об нескольких моментах.
Об особенностях своей фигуры. Ко мне однажды пришла девушка с простой просьбой сшить брюки, даже сама мерки сняла. На первой примерке я вижу, что с одной стороны брюки сидят совершенно не так, как с другой. Очень некрасиво топорщится и люфтит ткань. Оказалось, что у девушки в свое время вырезали аппендицит, а после операции осталась значительная «вмятина» на теле. Вот на этом пустующем месте изделие стало некрасиво лежать. Девушка махнула рукой, дескать, на мне всё так смотрится, привыкла. Но мне хотелось лучшего вида. Повезло, что выбранный фасон позволил исправить внешний вид. А могли бы выбрать изначально и другой фасон, где уже ничего не изменить…
Другая девушка имела немного разные бедра. Одно выше другого. Это начинало бросаться в глаза при пышных юбках, сказывалось на расположении линии кокетки, длине брюк… Такие нюансы надо учитывать еще до кроя, при построении выкройки.
И конечно - ваши предпочтения по длине изделия, глубине выреза, прилегании лифа и пр…
Когда фасон и стоимость работы по нему определены, снимаются мерки. Для этого необходимо быть в том белье, на которое будет носиться изделие. Обычно я предупреждаю об этом заранее.
Исходя из полученных мерок и выбранного фасона рассчитываю необходимое количество ткани. Бывает так, что заказчик едет за тканью и находит в магазине «материал своей мечты», но на сколько-то см меньше, чем желательная длина на его будущее изделие. Как быть? Лучше позвонить прямо из магазина и уточнить, реально ли взять чуть короче и получить искомое. В моей практике часто случалось, что заказчикам попадались отрезы ткани из остатков, где длина лимитирована, а ткань очень-очень нравилась. Что ж, чуть меняли фасон, где-то изменяли детали и пытались вписаться в это купленное количество ткани. Но скажу сразу, что это намного сложнее и в некоторых случаях ведет к нарушению технологии раскладки. Хорошо, что такое бывает редко.
Кстати о тканях. Очень правильно при покупке ткани подробно ознакомиться или переписать состав ткани. А у продавца спросить, как ухаживать за ней, чтобы потом изделие служило долго, а не до первой стирки.
Первая и последующие примерки.
На примерке следует быть в том же белье, на которое будет носиться изделие.) Относительно обуви - это желательный элемент, в некоторых случаях - обязательный. Если вы прекрасно можете представить себя на каблучках просто приподнявшись на цыпочки - отлично! Но проще захватить туфли. Это позволит 1) правильно оценить длину изделия, 2) увидеть себя в более соответствующем виде, 3) скорректировать по необходимости линию бедер на изделии (вы знаете, что бедра по-разному дают округлость при обуви на плоской подошве и на каблучках?).
Еще небольшой, но важный нюанс. В некоторые дни объемы женщины могут меняться..)) Желательно приезжать не в эти дни. Или предупреждать об этом мастера. Это же касается примерок "после хорошего обеда" или во время диеты))
Однажды небесный Месяц попросил портного сшить ему платье. Портной обмерял Месяц и ушел кроить. Через неделю портной принес примерять платье, но оно оказалось очень узким для Месяца. Портной ушел переделывать и вернулся снова через неделю. И опять платье было узко. Через неделю портной принес новое платье, но оно оказалось слишком велико убывающему Месяцу… Тогда портной спрятался и больше не показывался Месяцу, а тот каждую ночь выходит его искать...
Говорят, что Месяц до сих пор ходит без платья…
Старая-старая притча
Распространенный вопрос, можно ли менять модель в процессе пошива? В целом, мастер ориентируется на определенную задачу. Это выражается в раскладке на ткани, технологическом процессе (какая деталь пришивается сначала), держит в голове цельный образ и подгоняет силуэт. Я обычно оговариваю возможность/невозможность изменения деталей с заказчиком еще до кроя. Если, например, заказчик не определился с формой выреза или наличием дополнительных вытачек, я буду кроить «с запасом» на дальнейшее изменение. Однако границы изменений будут оговорены заранее. Если заранее заказчик ничего не планировал менять, а после первой примерки хочет сделать дополнительные детали, швы, сменить фасон воротника или ..., то это может быть просто нереально из-за нехватки ткани, невозможности переделать имеющиеся детали или несостыковки этих деталей как таковых.
Большинство ателье любое отклонение от заранее намеченного фасона будет считать дополнительной работой за дополнительную оплату. Я отношусь к преобразованиям проще и в большинстве случаев они на стоимость не влияют.
Дизайнер сдает работу заказчику. Заказчик удовлетворенно кивает, со всем соглашается
- Ну, вроде бы все принято!
- Отлично, с вас 1500.
Заказчик, отдавая деньги: "Я надеюсь, если потом нужно будет переправить, можно обратиться? Это ведь не так, что один раз сделали и забыли?"
- Разумеется, в зависимости от того, что и как нужно будет исправить.
- Ну конечно! Я не скажу "Давайте все переделаем"!
- Не вопрос. Кстати, еще один момент. Можно и мне потом, если у меня вдруг кончатся деньги или возникнут новые планы, я обращусь к вам насчет немного доплатить?
Это мелочь, мне требуется очень редко, думаю, вас не затруднит.
- ???
- Да вы не переживайте! Я же не подойду к вам, мол, заплатите мне еще раз!
Индивидуальный пошив сложнее покупки готового изделия. Когда заказчик приходит в магазин готовой одежды и примеряет понравившуюся модель, то реакция может быть примерно такой: ну в принципе оно на мне сидит неплохо, беру. А когда он примеряет то же изделие у швеи, то реакция становится несколько иной - да, в целом неплохо, но вот тут строчку надо бы перенести на пару мм влево, а рукав покороче на 1,5см, можно юбку пошире? и т.п. Это не придирки. Это желание получить одежду, в которой будете выглядеть безукоризненно. Поэтому приходите и шейте! Не думайте, что к портным идут за супер сложными фасонами. Идут за изделием, которое отлично сядет по фигуре!
Шейте! и будьте индивидуальны!