Чем "обеспечен" доллар?

Feb 21, 2012 23:57


Честно говоря мне уже начинают действовать на нервы бредни всяких полуграмотных дилетантов типа Старикова о том что доллар США это простая бумажка, фантик и т.д. Или как в силу своего невежества любит выражаться Стариков, доллар "ничем не обеспечен". Об этом я уже писал, поэтому здесь я вместо того чтобы комментировать конкретные глупости Старикова и ему подобных, решил рассказать о том что происходит в экономике США на самом деле. При этом вся информация, которую я буду публиковать здесь, будет основана либо на официальной статистике, либо на публикациях в американских СМИ.

Начнем со статистики. В 2011 году, американские производители произвели и продали потребителю продукции на сумму 5,357,731 миллионов долларов (страница 2, таблица 1). Подчеркиваю то что эта продукция которую продали, то есть продукция которая еще произведена, но еще не продана, в этой статистике не учитывается. Что это значит? А это значит что для того чтобы купить эту продукцию кому-то понадобилось 5,357,731 миллионов долларов. То есть, выражаясь языком дилетантов, доллар "обеспечен" товаром как минимум на 5,357,731 миллионов. Много это или мало? Для сравнения, по данным Международного Валютного фонда ВВП Китая в 2010 году было равно 5,878.257 миллионов долларов. То есть только американские производители продукции произвели на сумму чуть меньшую ВВП Китая и это не считая услуг. Я специально пропускаю услуги, так как вокруг услуг уже возникло множество конспирологических теорий. Вы все еще считаете что доллар ничем не обеспечен? Но это еще не все. Эта статистика опровергает еще один миф, а именно - то что США производит только вооружения. Если вы посмотрите на эту статистику, вы увидите что там есть отдельная графа, которая называется "Excluding defense" (исключая оборону), которая равна 5,238,670 миллионов долларов, а это значит что продукция оборонного значения чуть больше 2% от общего объема производства. Но и это еще не все. В 2011 году объем производства превысил объем производства в 2010 году на 11.2% и эта тенденция, то есть тенденция роста производства, нарастает.

Почему я решил что тенденция нарастает, ведь если почитаешь российские СМИ и всяких там аналитиков, то складывается впечатление что все производство уходит в Китай, а в США осталась только сфера услуг. На самом деле эти так называемые "аналитики" не владеют информацией. Действительно было время когда американские производства в массовом порядке выводились из США в страны с дешевой рабочей силой, такие как Китай, Индия, Мексика и т.д., однако сейчас этот процесс не только приостановился, но и пошел вспять, то есть производства начали возвращаться назад в США. В связи с этим, в американских СМИ уже появились новые термины типа "manufacturing renaissance" (возрождение производства) или "reshoring". Последнее слово является противоположностью слова "offshoring". В России слово это слово (offshoring - офшоринг) уже известно. На сайте Всероссийской академии внешней торговли, этому слову дается следующее определение: "размещение компанией части своей производственной деятельности за рубежом". Так вот,  определение "reshoring" (решоринг) должно быть следующим: "возвращение части своей производственной деятельности из-за рубежа". Еще в августе 2011 года я впервые написал об возрождении американского производства. Здесь я продолжаю эту тему и процитирую то что об этом пишут в американских СМИ.

Например еще почти месяц назад на сайте "DailyFinance" была опубликована статья под названием "Is American Manufacturing on Track for a Comeback?" (Американское производство на пути к возвращению?), в котором написано следующее:

Например еще почти месяц назад на сайте "DailyFinance" была опубликована статья под названием "Is American Manufacturing on Track for a Comeback?" (Американское производство на пути к возвращению?), в котором написано следующее:

Будет ли Америка великой еще раз? Есть признаки того, наступает новое возрождение производства в США.

В декабре в Детройте большая тройка автопроизводителей - Ford (F), General Motors (GM) и Chrysler - объявили, что они собираются нанять 33 000 новых работников. Эта новость пришла вслед за известием что Toyota (TM) и Subaru сейчас производят автомобили в США для экспорта в Азию.

Возникает вопрос - что же здесь происходит? Может быть это начало новой индустриальной эры для Америки?

Да. Очень даже может быть.
Китай и конец периферии

Не совсем понятно почему для того чтобы понять что происходит здесь мы должны смотреть за границу, туда где это случилось впервые: Китай.

Если есть одна страна, которая стала рекламой снижения американского производства, это КНР, дешевая рабочая сила в которой известна. Если 20-ый век был "американский век", в котором США поднялись чтобы стать мировой экономической сверхдержавой, то первые 10 лет 21-го века были безусловно, "Китайским десятилетием".

Мы видели как американские производители один за другим, переносили свои американские заводы и перемещали рабочие места в оффшорный дешевый Китай. Существовали две большие причины: Во-первых, что наиболее очевидно, просто имеет смысл создать производство в Китае, чтобы обслужить 1,3 миллиарда потенциальных клиентов. Зачем делать вещи здесь, а затем оплачивать поставки товара туда, когда вы можете просто производить вещи там на месте?

Как только американские производители почувствовали вкус китайского рынка, они начали понимать и другое: китайской рабочая сила очень дешевая. Дешевая достаточно для того чтобы можно производить продукцию там, а затем импортировать ее сюда и получать огромную прибыль даже с учетом транспортных расходов.

Это была хорошая новость для Walmart [крупнейшая сеть супермаркетов в США (прим.мое)] и родственных компаний, которые смогли снизить цены, увеличить прибыль, и захватывать все большие доли рынка в этом процессе, и все благодаря низкой стоимости товаров произведенных в Китае.

Но что происходит после того, когда стоимость этих товаров перестает быть такой низкой? Я скажу вам, что происходит. С одной стороны, Toyota начинает строить автомобили в Америке на экспорт в Азию. Ford, GM, Chrysler также нанимает больше рабочих, чтобы производить автомобили здесь. И это только начало:
  • Lincolnton Furniture возобновляет производство мебели в США, в Северной Каролине,
  • Element Electronics впервые с тех пор когда Zenith был продан LG Electronics, объявил об открытии первого принадлежащего США завода по производству в США телевизоров.
  • Bridgestone инвестирует $ 1,1 млрд в расширение шинного завода в Южной Каролине.
  • Caterpillar (CAT) начинает указывать на США как пример рентабельного производства, а также ведет переговоры о переносе производства в Манси, штат Индиана
Сужение разрыва в заработной плате

Китайский заработная плата остается низкой по сравнению с американской заработной платой. Например компания Apple (AAPL), поставщик Foxconn, платит рабочим всего $ 17 в день. С другой стороны, новым рабочим на производстве автомобилей в Детройте платят $ 19 в час.

Но разрыв сокращается быстро. По данным Boston Consulting Group, заработная плата в Китае растет на 15% - 20% в год. МВФ говорит, что совсем недавно, в 1990 году средний доход на душу населения в Китае составлял $ 350. К 2000 году эта цифра выросла в три раза до $ 1000, а затем достигла $ 3000 в 2008 году. Сегодня, даже скромный рабочая пчелка Foxconn зарабатывает около $ 5500 в год и эксперты предсказывают что китайская заработная плата может достичь первого мирового уровня в $ 20000 на человека к 2030 году.

Конечно, прошло почти два десятилетия. Но уже инфляция заработной платы подрывает конкурентоспособность китайского производства.
Медленная лодка из Китая

Boston Consulting Group также напоминает нам, что производительность труда среднего китайского рабочего составляет лишь около 25% производительности труда среднего американского работника. Это уничтожает значительную часть ценовой конкурентоспособности Китая прямо там.

В сочетании с расходами на топливо и транспорт, высокая стоимость китайской рабочей силы сегодня, и 20% годовой инфляции заработной платы, и BCG полагает, что к 2015 году, преимущества в цене над американским производством товаров китайского производства будет сокращено до 10%.

На данный момент, объявления в прессе об открытиях заводов в США и больших наймах рабочих, в газетных заголовках все еще достаточно редки. Но уже эта тенденция приобрела название: - "reshoring", в противоположность "offshoring". Это только начало.

Итак, это только начало, поэтому я и дальше информировать вас о том что происходит с экономикой США на самом деле. Продолжение следует.
Previous post Next post
Up