про фильмы Марка Захарова

Feb 08, 2020 14:05


Художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров умер в Москве на 86 году жизни
.Марк Захаров, конечно же, не был идеалом - однако за свою жизнь успел создать культовые фильмы и спектакли, удерживая свой "Ленком" на вершине популярности в очень разные времена.
Когда Захаров пришёл в Ленком, артистов на сцене было больше чем зрителей в зале. А потом стало на спектакли не попасть.
Были у него хорошие фильмы при тоталитарном режиме. Хотя и несколько переоценен.
Его духовная родина - 70-ые, когда уровень признания таланта писателя, художника, режиссера находился в прямой пропорции от размеров фиги в кармане.
*****
Марк Захаров был гениальным режиссером -
- позднесоветской интеллигенции -
- снявший свои фильмы не просто о ней - а о ней с любовью - так, чтобы она смотрелась в зеркало и восхищалась собой - и чтобы другие, близкие и не очень, и те, кому неприятна ее реальность - смотрели и научались любить и прощать - и стремиться самим быть ее частью -
- это большое и сложное искусство - восхваления своих и порицания чужих -
Поэтому мне бывает капельку стыдно от его фильмов. Будто бы в глаза хвалят и не знаешь, куда деваться
Отсюда и предпочтение Горину как автору.
***
герой Захарова как героическая ипостась героя Рязанова.
Рязанов показывал советское третье сословие (интеллигенцию), какое оно есть (и с любовью),
а Захаров - такой, какой интеллигенции хотелось бы представляться в собственных глазах.
его фильмы - это факт биографии любого минимально интеллигентного человека росшего в СССР в 70-е и 80-е годы.
****

Его костюмно-сатирические мелодрамы о принцессах и баронах нравились и взрослым, и детям.
Герои находились в двух плоскостях сразу - в исторической реальности, вроде Ганновера 1770-х или екатерининской России
и - тут, у нас, на шестиметровой кухне в панельном доме.
Король из «Обыкновенного чуда» напоминал директора-самодура из провинциальной конторы.
Якобина фон Мюнхгаузен - истерическую разведёнку, не пойми что делающую в НИИ,
а её сынок - длинноволосого оболтуса, живущего в соседнем дворе.
Министр -администратор  Андрей Миронов  хорошо знакомый всякому советскому человеку эпохи застоя «работник торговли», новое воплощение трепетного Димы Семицветова из «Берегись автомобиля».
***

К финалу 1960-х Советская Власть случайно воспитала прослойку нео-аристократов - они все имели рабоче-крестьянские корни, зато плотно заняли нишу, демонстративно пустовавшую целых полвека.
Трудовая интеллигенция придумала всё это не сама и даже не акын-Окуджава ей напел.
Поднаторевшие выписывать школьные сочинения о «духовных исканиях Наташи Ростовой» и причинах, побуждавших Печорина быть сволочью,
пролетарские дети начинали ассоциировать себя с барским племенем - с Петрушей Гринёвым да Машей Мироновой, но никак не с дворней.
***
Как сегодняшнее поколение с видимым удовольствием играет в ролевки по вымышленному средневековью Игры Престолов,
так советский человек 70-х с удовольствием и смаком отыгрывал в ролёвках европейское и русское дворянство, практически столь же фентезийное
- будь то «Три Мушкетера», «Мой ласковый и нежный зверь», «Звезда пленительного счастья»
и, конечно, собственно захаровские «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнгхаузен», .
Что это было?
Зачем им всем так хотелось наряжаться в камзолы и фраки, изображать и воображать себя королями, графами и имперскими офицерами, и жить в мире «дворянской» волшебной сказки?
Откуда эта компенсаторика - «эскейп» от партсобраний и строек коммунизма?
Борьба за самоуважение?
Поиск каких-то альтернативных шкал социальной стратификации и самоидентификации?
Бунт против массово-минималистской советской эстетики?
****
Сюда же можно вписать интерес не просто к Толкину, а именно к его аристократическим эльфам у позднесоветской интеллигенции из КЛФ и у ее наследников в какой-то степени - раннего ролевого движения
***
Какой-то ключ даёт, наверное, кеосаяновская трилогия о «Неуловимых мстителях» - где авторов в итоге неумолимо потянуло все к той же старороссийской эстетике, также почти фантазийной белой эмиграции и «рыцарской» романтике:
четыре ободранных «комсомольца» из народа, стоящие с короной Российской Империи в руках посреди музея в финале третьей части
***
"Мальчик со шпагой", тоже такой феномен 70-х - это ведь, в общем-то, "маленький дворянин" (в отличие от разнообразных гопников, которых он там побивает этой шпагой).
Я довольно хорошо помню ощущение 70
Наши деды голыми руками сносили троны и короны.
Наши отцы брали Берлин, штурмовали небо и кололи атом
А нам навязывали слюнтивое мирумирство, лишьбынебыловойныство и битву за Перевыполнение Плана на1%
вот это «богатыри, не мы» - оно было
Вот и бежали кто куда
В КСП хотелось не всем, ктото не переносил водку, ктото -комаров.
Вот и плодились то "поруччики голицыны", то буддойоги
****

Идея большевиков  заключалась в том, что привилегии, которыми до революции обладали лишь высшие классы, в результате социальных реформ становились достоянием широких народных масс.
Отсюда и сталинская школа, у которой ноги растут из старорежимной гимназии, и офицерские звания, и раздутый большевиками просто до неприличия культ Пушкина и райклубы в неоклассическом стиле и вообще всё.
Советский человек 70-х с молоком матери впитал в себя всю эту дворянскую эстетику, забыв, что недавние предки его навоз в лаптях месили.
Естественно что у него, оторванного от корней, поехала крыша и он стал воображать себя "благородиями".
Интерес к эпохе напудренных париков,изящного флирта,дворцовых интриг и приключений достиг своего пика в сытые,спокойные 70-80е годы.
Тогда милый интеллигент мог сидя у себя на даче,осенью,покачиваясь в кресле-качалке у уютно потрескивающей дровами печки и читая "Фаворита",вообразить себя отставным поручиком,или коллежским ассесором попавшим во временную опалу и отправившемся в почетную ссылку в свое имение)
***
Своего рода попытка крестьянских детей-внуков-правнуков доказать себе, что "не из быдла".
****
Кара-Мурза:
"Особую роль в Чехословакии, как и в других странах Восточной Европы, стала в 60-е годы играть интеллигенция.
Как отмечали социологи, «восточноевропейская интеллигенция, преимущественно «новая», создала тип культуры, тесно связанный со «старой дворянской культурой» и, сохраняя преемственность с ней, воспринимала себя как национальную элиту».
К концу 60-х годов интеллигенция Чехословакии из элитарного слоя превратилась в массовый,
но попытка создать «интеллигенцию с рабоче-крестьянским сознанием» не удалась.
Интеллигенция ощущала себя особым слоем общества,
Своеобразием этого положения было, по словам социологов, то, что интеллигенция «фактически заняла социальные позиции буржуазии, сохранив ментальность аристократии» (выделено мною - b).
Эти установки поразительно быстро усваивало и молодое пополнение интеллигенции из семей рабочих и крестьян."
***

Долго не могла понять, что всегда напрягало меня в фильмах Марка Захарова,
причём, не то чтобы явно, а каким-то назойливым, тоненьким комариным раздражением,
хотя смотрелись они, надо признать, легко и забавно,
актеры играли великолепно, и невелика беда разные мелочи,
вроде той, что в «Формуле любви» проселочная дорога проезжена не конными повозками, как пристало в то время, о котором фильм, а машинами, которые в отличие от лошадей не вытаптывают траву посередине её,
и то, что одежды дам весьма коряво сделаны из прямо-таки очевидно стекловатной синтетики.
Это всё мелочи, разные детали, а, может, вообще сам художественный замысел.
ужасными бы их не назвала, как раз очень и очень добротные с т зр театральных критериев
.И, тем не менее.
***
А потом до меня дошло,
что захаровские фильмы - они главным образом для тех людей, которые, посмотрев их, начинают считают себя значительно умнее и проницательнее окружающих
на основании всего лишь того, что им понравились эти фильмы.
***
Что-то вроде советского кинематографического Коэльо У него было комплиментарное в сторону мещан кино..
Пища для сарказма и кухОнныъ разговоров.по-настоящему либерального в таком мышлении зеро.
Сплошной эгоцентризм «я и быдло»..
Симпатия к захаровским фильмам у многих поднимала самооценку и провоцировала снобизм.
"А ведь у меня хороший вкус, бляха-муха," - почесываясь, говорил себе диванный "эстет")))
И поныне фильмы Захарова обожают цитировать прежде всего записные снобы.
там был славный междусобойчик совестливой интеллигенции взаимоиндуцирующейся в убеждённости в собсной гэниальности.
Люди это обученные, талантливые, спору нет.
Но лучшее, что мы от них увидели, прошло сквозь сито худсоветов и тех самых партсобраний.
Этого не стало и одесская коммуналка открылась во всей красе.
***

Затронуты вечные темы. Любовь , верность себе, любовь к творчеству. а где они не затронуты в любом хорошем фильме?
Но эти отличаются тем самым подмигиванием «понимающему зрителю».
а я, вот, не люблю, когда дурачатся, особенно с фигой в кармане и кинематографическими подмигиваниями.
Действительно, снобизм присутствовал,
*****
Тот, захаровский Ленком был центром притяжения столичных умников, снобов и прочих, как пел Высоцкий - «доцентов с кандидатами» и «кандидатов в доктора».
Туда стремились не только за откровениями, но и за возможностью принадлежать к некоему кругу.
Интеллигенция позднего СССР занимала примерно ту же социокультурную нишу, что аристократы и разночинцы при царе-батюшке.
Служили, но поругивали власть.
Вышучивали начальство.
Шептали опасные анекдоты в курилках
.От образованщины эры Брежнева требовалось многое - посещать все громкие выставки, петь или хотя бы - мурлыкать бардовские песни, глубокомысленно курить, листая что-нибудь сложно-высокое.
В общем, «держать марку» и ходить в театр к Марку.
Хотя, , смотрятся эти фильмы действительно легко и забавно.
****
фильмы, учили жить в остановившимся времени, помогали ответить на вопрос, как устроить жизнь, если то, что вокруг - навсегда. Ведь неподвижное кажется вечным.
.Он, как и многие его современники и коллеги, был порождением, частью и zeitgeist Советской эпохи, создавшей и его самого, и его материал, и его актеров, и его зрителя.
Советская эпоха создавала насыщенную культурную среду, в которой можно было делать всенародно любимые фильмы.
И можно было даже фрондировать против этой власти.
Мы ведь не замечаем воздуха, которым дышим.
И можем даже ругать воздух, если он загазован.
Но, ругая, все равно дышим.
А попробуйте совсем без воздуха...
Когда советская атмосфера исчезла, и знаменитые режиссеры  затухли...
****

Захаров глубоко советский человек, несмотря на сожженный партбилет и другую эмоциональную антисоветскую браваду.
Захаров с Гориным, Тарковский, Окуджава, Высоцкий и много много других "антисоветчиков" создавали эстетику и матрицу Советского человека
Он слыл антисоветчиком,
но его театральные и кинематографические работы выстраивали благодатный фон  советского бытия.
У Сергея Довлатова есть презанятный момент из жизни диссидентов:
«- Не пойду, - говорит, - какой-то он советский.
- То есть как это советский? Вы ошибаетесь!
- Ну антисоветский. Какая разница».
Здесь приблизительно то же самое - Захаров мог сколь угодно сильно презирать директивы Министерства Культуры и сам лозунг «Слава КПСС!», но достаточно вспомнить, что Марк Захаров - сочинитель писем красноармейца Сухова к «незабвенной Катерине Матвеевне».
Вся ностальгия по СССР базируется на том-самом-кино - содеянном «с фигой в кармане».

*****
У Виктора Пелевина есть примечательная фраза о некоей «вселенной - не советской, а какой-то другой, существовавшей параллельно советскому миру и даже вопреки ему, но пропавшей вместе с ним»..
****
  понять, в чём заключалась эта искра, несложно: это был азарт и восторг, с которым интеллигенция в 70-е и 80-е годы отвоёвывала у государства и общества всё новые и новые права и вольности.
И, казалось, конца этому блаженному процессу не будет,
и запас этих свобод и возможностей в сокровищнице красного дракона неисчерпаем,
надо только хорошенько поднажать на хвостатого, бдительно стерегущего своё добро.
А уж если "убить дракона", повалить стены драконьего замка наземь, то откроется безграничная, пьянящая ширь и даль, и бескрайняя свобода сольётся с линией горизонта.
И действительно, процесс валки был страшно увлекательный. Повалили...
И тут вдруг выяснилось, что за этими стенами интеллигенция ровным счётом никому не нужна,
и ничего там нет, кроме неприветливого хмурого неба и моросящего с него мокрого дождика.
И простым интеллигентам, сладко грезившим о конце советской власти, надо срочно устраиваться челноками, или курьерами, или продавцами в ларьки, на службу к новым хозяевам, просто чтобы выжить и вписаться в вернувшийся из небытия "рынок".

*****
А потом Ланцелоты победили того, кого они назначили "драконом", и выяснилось, что за их спинами пришёл к власти совсем другой Дракон - но не тот, выдуманный,
а самый настоящий. Профессиональный хранитель богатств Его Величества Денежного Мешка.
 Хрипло засмеялся - и вернулась "кабала святош", как будто списанных с фарисея-монаха в исполнении артиста Долинского в "Том самом Мюнхгаузене".
Всё умершее, давно похороненное и осмеянное вернулось...
Так неужто эти старые и любимые фильмы Марка Захарова были на поверку просто-напросто рекламными проспектами этого самого Господина Дракона?..
Отчасти да, но всё-таки они совсем не сводятся к этому.
Потому что ещё они - часть социализма и СССР с его сложностями и противоречиями, составленного из мозаики, осколков прошлого и зёрен будущего.
Потому что эти фильмы талантливо отразили мечты и иллюзии, которыми жило тогдашнее советское общество
*****
Умерла эпоха, умерло все, что из нее произросло, за исключением, конечно, разного рода борщевников, которым на эпоху всегда плевать и которые всегда приспособятся.
В какой то момент Захарову стало нечего сказать, а главное - некому стало его слушать.
Поэтому все, что было после  - для Захарова стало путем угасания.

Он ненавидел советскую власть, но когда её не стало, он сам кончился.
Убил дракона и оказалось, что был его частью.
Сжигание партбилета конечно подпортило все впечатление.
И что самое поразительное - ни одного фильма после сжигания этого партбилета.
Парадоксы культуры: Дракона убили, и деньги на кино кончились сразу.
Больше Марк ни одного кина не снял.
Так проходит Глория Мунди.

(с) не мое сеть

СССР, СССР интелигенция, Эльдар Рязанов, СССР кино

Previous post Next post
Up