Начало Степанакерт - столица республики Арцах. Поздно вечером остановились в гостинице, в центре города. Гостиница европейского стандарта удивила низкими ценами, проживанием в них иностранцев и персоналом, свободно разговаривающим на английском и русском языках. А я-то думал, что тут отсталая, воинствующая провинция. Спалось очень хорошо. Давно такого хорошего сна у меня не было, и усталость нипочем. Похоже, чистейший воздух в Арцахе этому помог. И остальные дни убедили меня в этом. Поэтому каждый день мы вставали рано. В первый день утром, до завтрака, успел пробежаться по центру города.
В утренней тишине город смотрелся великолепно. Новые строения в центре украшали столицу, придавая ей вид очень развитого, европейского города. Говорят, целые архитектурные комплексы построены армянскими меценатами в дар Арцаху. Сразу в глаза бросалось, что в городе очень чистые улицы. Оказывается, тут не то, что часто убирают улицы, тут просто на них не мусорят. Неслыханное отношение и подход людей к окружению, к своему городу.
фото 1
фото 2 В центре города Степанакерт рано утром
фото 3
фото 4 Види с балкона нашего гостиници
фото 5
фото 6
фото 7
Днем в Степанакерте было, как в муравейнике: все куда-то спешили. На пять минут зашел на рынок поглазеть, купить чего-то вкусного. Набрал только сухофрукты: то, что можно сохранить. На рынке было не многолюдно. Так как у многих горожан при домах или за городом, есть свои огороды. Гранаты на рынке продавали по цене почти бесплатно, в два раза дешевле, чем соль. Когда узнал цену, поверил, что арцахский гранатовый сок в бутылках, который продается и в России, настоящий.
фото 8 Арцахские гранаты точно без пестицидов
фото 9 Ряды с ринка в Арцахе
фото 10
Года 4 назад я уже был в Арцахе с нашими однокурсниками, опять же в гостях у Камо. Было тогда хорошо: абрикосовая водка входила внутрь нас литрами. Лечились мы капитально, надолго хватило. Только где побывали - не помню. Там помню, а тут нет)). Вспоминается, что после хотелось еще вернуться туда. Тогда я точно понял, Арцах - это территория с богатой природой и еще уцелевшими остатками многовекового, архитектурного наследия Армении. Арцах - это родина проживающих тут людей, борющихся за свою свободу ценой жизни, несмотря на многовековые трудности, войны, блокады, сохраняли национальные традиции. Поэтому, в этот раз, мне хотелось не упустить хорошую возможность услышать об истории Арцаха из первых уст. Ну и конечно, попутно, еще хотелось попить гранатового вина, попробовать кизиловую и абрикосовую водку, немножко, под баранину, сорвать своими руками с дерева сладкий гранат и насладиться его вкусом, в охотку поесть вкуснейшее варенье из местной ежевики и еще многое- многое другое. Арцах для меня, кроме прочего, это ещё и горы, ущелья, вершины, дикие и труднодоступные места. Места, которые можно проехать на внедорожниках, на машинах, которые не жалко хозяину. Однако мое желание побывать в таких местах на машине, первоначально не находило понимания. У однокурсников эти проявления рассматривались, как нечто неординарное. Я только смотрел на карту, облизываясь в сторону гор и вершин, с надеждами когда-то вернуться сюда в другом «формате».
фото 11 -Ох как хочется туда на вершину подниматься...
фото 12 Планируем, куда ехать
фото 13
фото 15
Сделаю исключение, выложу крупным планом фото Камо Мартиросяна,группа 84 (город Степанакерт)
Патриот своей Родины, он, как и сотни тысяч земляков, страдал во время блокады Карабаха в советские времена, прошел все трудности войны, потерял много друзей и близких. Несколько лет работал главой администрации Кашатахского района, сейчас - депутат в Национальном Собрании Арцахской Республики. Важная персона в Арцахе, а для нашей компании он - просто наш Камо, наш друг и гид по Арцаху. Куда ехать и что смотреть здесь, где можно насчитать тысячи армянских историко-архитектурных памятников, мы не знали. У нас есть Камо, раз сказал: «Едем», - и это не обсуждается, едем.
В первый же день, мы случайно встретились с важной персоной Арцаха, что для нас стало приятным сюрпризом. На окраине Степанакерта обедали в кафе у знакомого Камо. Рядом с нашим столом обедали двое мужчин. Заметив Камо, поздоровались, посидели пару минут с нами, попили еще кофе, поговорили и ушли. Потом Камо говорит: «Это был Саакян, наш президент». Хоть бы он пораньше сказал! Я бы сфотографировал его за нашим столом. Жаль.
Он с уважением и великим одобрением отнесся к нашему приезду в гости. Президент с виду был простой, лет за 50, со спокойным голосом человек.
Потом на мой вопрос Камо ответил: «Зачем ему охранники? Все жители Арцаха - его охранники, хотя и есть внутренние разногласия».
«В городе считают, что в этом кафе готовят вкусно «жингалавхац». Президент угощал своего гостя этим блюдом».
«Жингалавац» одно из известных блюд Арцаха- это выпечка или лепешка с начинкой, в основе которой десятки трав. Не привычная еда, на вид даже не аппетитная. Однако, как наркотик: стоит один раз попробовать, как потом захочется еще. Несколько трав из этого состава начинки входят в список лекарственных, возможно и наркотических. Советую, если будете в Арцахе спросите «Жингалавац» или выпечку с травами. Сейчас, когда эти строки пишу, мне хочется эту лепешку, наверно я уже Жингалавац -зависимый.
фото 16 Жингалавац
Пожили в Арцахе несколько дней. Днем куда-то ездили, ночевать каждый раз возвращались в Степанакерт, так как семья у Камо там. Каждую ночь спали в разных гостиницах, из любопытства. Везде высокий уровень обслуживания и низкие цены.
Очередным утром, Камо позвонил: «Едем в Тигранакерт».
Не секрет, что республика Арцах находится в зоне конфликтов двух стран - Армении и Азербайджана. При этом непризнанная республика Арцах выступает как отдельная, независимая страна. На факт статуса не признанности своей республики, тут не обращают внимания, как будто нет такой проблемы. Правда, когда разговор об этом идет, выражаются не скрываемым раздражением к мировому сообществу. Как один знакомый Камо сказал: "Мы на это статус положили ... (самый главный мужской орган). Мы живем и обустраиваемся".
фото 17 случайные фото
фото 18
фото 19
фото 20
фото 21
фото 22 съедобные кусарниковые ограждение сотни метров в Арцахе
фото 23
фото 24 Солдат на вышке нам честь отдал
фото 26 Часто встречаются машины с военными
фото 27 Рабочый танк на постаменте ждет своего часа, и спуститься
фото 28 Чабан на службе
фото 29 детвора футбол гоняють
После Кабахского конфликта, со стороны Азербайджана и с стороне Армении есть оккупированная территория. У армянской, или, так сказать, Арцахской стороны, такие территории побольше. После многолетней войны, впоследствии, в Арцахе осталось много разрушенных сёл, дорог, объектов инфраструктуры. Много полей еще не разминировали, правда, мы таких не заметили. Говорят, на них стоят предупреждающие знаки. Жутко смотреть на эти незасеянные, заброшенные поля, на участки без единого деревца, на отсутствие крыш и стенок у домов.
фото 30 нескольо старые и новые фото о последствия войни
фото 31
фото 32
фото 33
фото 34
фото 35
Проезжаем около десятка разрушенных сел. На одно из них обращаю особое внимание. Разрушенные дома на скале и на склоне горы; в ущелье, внизу, бежит река; красивая природа вокруг. Представляю как тут, среди этих еще не разрушенных домов, когда-то играли, радовались дети. При этом, не задумываясь об их национальной принадлежности. И это неважно, дети любой национальности одинаково прекрасны. Становится мне жутко внутри, когда представляю, что тут с ними могло случиться. Камо, как будто почувствовав мои переживания, говорит: «И это тоже было армянское село. Не повезло, три раза по нему прошли. Село оказалось на линии фронта, стало как разменная монета. Руководство решило восстанавливать это село, хотя здесь все уничтожено».
- Для меня, человека далекого от военных действий, непонятно, почему последствия так велики. Ведь вокруг ни единого сада, деревца. Где виноградники, фруктовые сады, куда они делись? - спросил я у Камо.
- Ну, была же война, - отрезал он, потом понял, что я ничего не понял, и тихо постарался мне растолковать: «Шли бои, никто из сторон не был уверен в завтрашнем дне. Азербайджанцы отступали и за собой уничтожали все, что могло нам пригодиться. Когда мы отступали, мы делали то же самое. Сжигали виноградники, фруктовые сады с многолетними деревьями. Всё, за стенами чего можно было спрятаться: любые построения, сады, которые могли служить укрытием, уничтожались. Часто виноградники и поля сжигались, чтобы заставить противника отступить, также дымовая завеса служила для незаметных действий наших бойцов. Их дома и наши тоже, мы разгромили, чтобы им ничего не досталось. Они, отступая, делали еще хуже. И так несколько раз, туда-сюда. На войне другие законы. На войне нет порядка, законов, логики, есть только обида, кровь, месть, не контролируемые эмоции. Лучше, чтобы никогда не было войны», - вспоминая с грустью те события, уставшим и неохотным голосом закончил он.
Потом и сам нарушил гробовую тишину в машине, вспомнив очень важное: «Ну,чтобы больше не было войны, надо быть всегда к ней готовым».
Поступает предложение пообедать - вовремя, а то уже голодно, да и от слов Камо в теле усиливается дрожь.
Тигранакерт считается одной из главных достопримечательностей Арцаха, хотя для меня он особо не отличается красотой, природой или архитектурой.
фото 36
фото 37
фото 38
фото 39
фото 40 Музейные экспонаты
фото 41
Однако он - очень значимый, важный для Арцаха и Армении исторический объект. Он служит подтверждением исторического факта проживания здесь армян, более двух тысяч лет назад. Историки, археологи уже ранее неоднократно выдавали предположение, что тут, в этих краях, находится один из городов армянского царя Тиграна. Однако только в 2005 году здесь первый раз провели серьезные раскопки, когда эта территория оказалась под влиянием Армении. В результате раскопок ожидания подтвердились.
Рядом с горой Ванкасар, под 2-3 метрами земли, лежит город Тигранакерт, основанный армянским Царем Тиграном, во втором веке до нашей эры.
Этот фактор самый лучший метод воспитания и убеждений, для молодых парнишек, в любви к своей Родине. И экскурсия по местам древних городов своего народа, это круче чем любое современное вооружение.
Похоже, поэтому сюда из разных частей армии Арцаха везут на экскурсию солдат.
фото 43
фото 44
Солдаты с охотой прогуливались по местам бывшего города Тигранакерта. С удовольствием позировали перед моим фотоаппаратом.
Под горой Ванкасар бьет родник с чистой, вкусной водой. Мощный родник - и для питья, и для орошения.
Царь Тигран знал, где надо основывать город. Но царь Тигран не мог даже предположить, что тут, через 2000 лет, Его город и крепость окажутся под землей. И тут появится азербайджанское поселение, которое во время Арцахского конфликта будет уничтожено.
фото 45
фото 46
фото 47
Недалеко от города Тигранакерт стоит городок Агдам, ныне также разрушенный. Некогда знаменитый для жителей Советского Союза, как родина, доступного по цене, портвейна «Агдам». В годы перестройки, когда с прилавков исчезло многое спиртное, выручал Советского пролетариата портвейн «Агдам» и «777», родина которого тоже была Азербайджан. Приходилось много раз пить. Помнится после трех кружек «777» , результат попозже, как три удара обухом топора по башке.
Над вершиной горы Ванкасар красуется армянская церковь, построенная в шестом веке. Интересно, несмотря на прошедшие века и многочисленные войны, прямые попадания артиллерии, она выстояла, как молчаливый свидетель происходящего. На ее стенах следы ожесточенных боев, следы пуль и гранатометных выстрелов.
Рассказывают, как будто в последние годы перестройки, на вершине горы, местный камнерезный цеховик (в советские годы так называли предприимчивых людей) устроил резиденцию для VIP-персон. Церковь находилась внутри территории резиденции. Говорят, что он будто даже отремонтировал церковь, однако при этом были намеренно уничтожены армянские надписи со стен церкви. Несмотря на это, дух армянской архитектуры не изменился. Сегодня, гордо стоящая на фоне разрушенной стены турецкой бани Хамама, в резиденции, армянская церковь Ванкасар заслужено считается символом вечности и победы.
фото 48 церковь Ванкасар
фото 50 Отвертсвия от артилерийских пуль на трубе
фото 51 разрушенное остаток здания резиденция на фоне гордо стоящего на горе армянского церкви
фото 52
С вершины горы заметны все разрушения армянских и азербайджанских поселений. Это издержки войны. Среди этих разрушений особенно заметны нетронутые мусульманские кладбища и минбары. Правда, есть на земле и лежащие камни.
На мой вопрос о том, почему попадаются лежащие на земле каменные, надгробные стелы (намёк на намеренное вредительство, не принято у армян такое отношение к памятникам), Камо строго отрезал: «Я что должен поднимать их, если они сами падают от ветра и времени?! В Арцахе много разрушений, требуется много средств на ремонт, восстановление инфраструктуры сёл и городов, исторических объектов, и прочего. Где взять средства, деньги, время, людей? А на их территории вы знаете, как они все уничтожили?»
Эти слова, как нельзя, более точно поясняют всю экономическую обстановку в Арцахе. При этом республика основные финансы тратит на укрепление своего суверенитета. Мне хоть и было интересно про укрепление суверенитета (где и что они укрепляют?), но узнать больше было невозможно. Наш источник информации был краток: «Все важные объекты - военные гарнизоны, укрепления, не находятся на нашем пути. Их просто так не увидишь. Вам все равно не понять, что тут творится. Тут не зря кровь проливали. Кроме помощи наших друзей, нам помогает вера в правду и дух победы». В этот момент наш друг, когда-то спокойный с виду Камо, похож на огромный кусок ярости, готовый вот-вот взорваться. Его вид и слова заставили меня содрогнуться.
Если даже не знать, что тут была война, то одного взгляда хватит, чтобы это понять. Иногда, кажется, что в воздухе ещё слышен запах пороха, что черное пятно на земле - это чья-то высохшая пролитая кровь.
Ловлю себя на мысли: следы войны тоже «достопримечательность» Арцаха. Хотя мысленно жалеешь о произошедшем здесь.
продолжение