Feb 06, 2008 12:33
Ну, продолжаю по просьбам общественности.
Герой.
На этот раз случай из ледовой съёмки.
Опять гравиметрическая съёмка, но уже на льду Северного Ледовитого океана.
Называлась она высокоширотная экспедиция (мы говорили - широкоротная :)
Вертолёты работали на удалении до 200 км от берега, а далее, до 400-450 км, работали несколько самолётов АН-2, снаряжённые по всем правилам Арктических
экспедиций, плюс ко всему, над всей этой братией висел самолёт-ретранслятор, т.к. берег на этом расстоянии нас уже, естественно, не слышал.
Расположились, мирно работаем, никого, кроме медведей не трогаем.
Но у АН-2 несколько другая специфика посадок.
В двух словах:
Экипаж 5 человек: 2пилота, штурман, механик, радист, ну и два оператора - съёмщики.
При посадке на лёд пробежка на газах, радист наблюдает из двери след от лыж.
Если мокрый или рыхлый, в общем подозрительный, сигнал и сразу на взлёт, искать другую площадку.
Океан дышит, играет. Льды сходятся - расходятся. Появляются разводья чистой воды, которые на морозе тут же затягиваются. С виду площадка очень привлекательна, но молодой лёд очень коварен.
В общем один из самолётов нашёл как раз такую площадку. Касание, пробежка, радист даёт "добро", остановка, выключение.
Народ вывалил из самолёта размять ноги, перекурить. После рёва мотора звенящая тишина и от горизонта до горизонта сверкающая белая пустыня. Но до чего ж красива и по-своему и величава!!! Много лет уж прошло, но эта незабываемая красота все еще стоит перед глазами! Но это лирика.
Операторы давай сверлиться, чтобы взять пробы воды, ну там температура, плотность и т.д., устанавливают гравиметры, короче работа у них такая. В этом экипаже командиром был наш комэск, он же руководитель этой эпопеи, и собственно герой этого рассказа - механик, пусть будет Витёк.
И вдруг, среди этой благодати раздаётся оглушительный треск. Надо сказать, что в этой тишине треск льда подобен раскату грома где-то рядом.
Немая сцена, шок, кто-то даже присел от неожиданности.
Картина следующая. Самолёт проваливается левой лыжей и ложится на левое крыло и на мотор.
Проходит какое-то время, все в гипнозе, опять грохот. Проваливается правая лыжа, мотор в воде, лыжонок ещё на льду, самолёт лежит на крыльях. Опять тишина.
Первым оклемался Витёк. Несётся к самолёту и прыгает внутрь. Тут комэск приходит в себя:
"Смотрите, трусы, вот он настоящий герой, учитесь и берите пример!"
У всех слёзы умиления. Думают Витек, рискуя жизнью, отстёгивает АНЗ - здоровенный такой цинковый ящик, в котором пропитание на первое время, сигнальные патроны, спальники, палатка - всё, что полагается по Арктическому варианту. Однако Витёк выскочил из самолёта, прижимая к груди самое ценное, как он считал,....ТЕХНИЧЕСКИЙ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ!!!
В два прыжка он был уже у группы товарищей. Таких счастливых людей эти товарищи больше никогда не видели.
В это время опять треск, проваливается правое крыло, и самолёт с креном вправо опускает нос и медленно уходит в пучину океана.
Когда прошло оцепенение, кэп (мужик он был с юмором) спросил:
"Витёк, ты эту драгоценность сам сожрёшь теперь, или с простым народом поделишься?"
Часа через 2-3 их подобрали работающие рядом борты.
Тем не менее факт героизма имел место быть!
чукотка