Чукотка: Праздник навигации.

Oct 03, 2008 17:44

Крестный мой работал в Певеке Б/М на МИ-4 в 70-х -80-х годах, в Чаунском объединенном авиаотряде. В 76-ом году, 12 февраля, они с моим отцом выпустились из Егорьевкого училища (тогда еще училища Гражданской Авиации, ныне Егорьевского Авиационного коледжа), папка мой отправился в Туркмению, славный город Красноводск (язык не поворачивается до сих пор его Туркменбаши называть), на историческую родину, работать бортмехаником, ну а крестный значит, подался на Север, на свою "родину" для того же. Занимался в основном геологоразведкой, а так же различными перевозками, ибо вертолет на Севере - основной вид транспорта. Был он высок и строен (мяса-то на костях и сейчас немного, тогда же было совсем «ах»), много чего перевидал: и застревали они, один раз его чуть было не забыли на сопке, и с льдин геолухов тоже снимали, ну, ясное дело.
А мне запомнилось, как он рассказывал про начало навигации. Начиналась она с конца июня, а заканчивалась где-то в середине ноября. Сами понимаете, что там даже не «короткое Полярное лето», а лета, в общем, и нету.
В навигацию в порт заходило до 180 судов. Встреча первого каравана (конец июня) всегда была общегородским праздником. Происходило это так: за пару недель до подхода, по радио и в местной прессе каждый день давалась информация: где находятся, ледовая обстановка, график движения, рапорты…
И вот, когда караван входил в Чаунскую Губу, и до рейда оставались часы, практически весь город высыпал на берег. Было что-то вроде доброй приметы - кто первый увидит караван, тому целый год счастье будет. И несмотря на то, что происходило это или ночью или ранним утром (солнце в это время там уже светит круглосуточно), тем не менее народ это счастье хотел видеть!
Первым подходил ледокол, за ним сухогрузы, танкеры, лесовозы - красные суда арктического типа ("морковки"), обычные морские и ледокольного типа, со скошенным носом. Затем ледокол взламывал лёд в районе причала и начинал швартоваться. Капитану первого ошвартовавшегося судна вручался символический ключ от города, проводился короткий митинг, играл оркестр, но встречали без цветов, конечно же 
Вечером первого дня проходил праздник открытия навигации, народные гуляния, салют из ракетниц, приём экипажей в ресторане или в конторах морского порта (ох, и хорошо же разок посидели за "рюмкой чая" с экипажем "Арктики", ну да в другой раз расскажу), гиробазы или штаба морских операций. Ну а экскурсии на суда, стоящие у причала или находящиеся на рейде - святое дело.
Доводилось ему побывать на А/Л "Ленин", "Арктика" (тогда он был «Брежнев»),"Сибирь","Советский Союз", дизельных ледоколах, танкерах, сухогрузах...
Впечатления, говорит, незабываемые, особенно от атомных ледоколов. И когда "Сибирь, дожидаясь разгрузки заключительного судна, встал на рейд метров 300 носом на берег, и врубил свои прожекторы дневного света - это было из области фантастики.
Ноябрь, лед уже стоял прочно, в 17 часов уже была ночь, но в городе было светло, как днем! Народ после работы потянулся к ледоколу прямо по льду. Кто с бутылкой, кто с гостинцами, кто с чем. Вахтенный сначала сопротивлялся, но, видимо, получив указание свыше, стал пропускать человек по 15 (под присмотром кого-то из команды). По прикидкам, у борта топталось человек 300, и все попали на борт (по кругу, конечно), за что огромное спасибо экипажу, ибо когда на борту полным ходом идет подготовка к отходу кипит работа - а тут эти туристы.
Собственно фото.






Пытаюсь от него получить и другие фото, но в полетах он постоянно...

чукотка

Previous post Next post
Up