Иллюстрация к рассказу (самолетик, ясное дело, не тот). Бывает и такое, и все живы.
В детстве и юности я увлекался чтением литературы о Крайнем Севере.
Книги, записки, воспоминания полярных исследователей, геологов, лётчиков.
А так как я жил в Певеке с 66-го года, то конечно больше интересовал этот регион.
Из записок полярных лётчиков Каминского, Водопьянова, Каманина и других, летавших в наших краях в 30-х годах, запомнились два эпизода, касающиеся Певека (к сожалению не помню у кого конкретно читал).
В двух словах:
Полёты в Певек были зпизодические и выполнялись тогда на на маленьких фанерных самолётиках По-2, Р-5, МБР-2.
Никакого Апапельгино тогда и в помине не было, поэтому посадки производились летом на колёсах на косе, а зимой на лыжах. Заход осуществлялся со стороны моря на лёд ОЗЕРА, т.е. против ветра.
Если ветер приличный, то самолёт после посадки нужно было швартовать. А как?
А вот так: самолёт стоит на льду с работающим двигателем, борется с ветром, да так, что лыжи как ласты хлопают по льду. В это время механик выскакивает и сверлит лунки под крыльями. В лунке утапливается кол с привязанной верёвкой. Кол подо льдом встаёт поперёк, и самолёт швартуеся верёвкой к узлам крепления под крыльями.
А второй эпизод, это взлёт опять же с ОЗЕРА, при хорошем Южаке.
Взлетали на МБР-2 на юг, сразу развернулись в сторону Роутана с набором высоты, но так как скорость ветра у земли и на высоте 100-200 м очень разная, уже над бухтой самолёт швырнуло вверх, перевернуло на спину и бросило вниз.
Но тогда все самолёты были "пилотажные" и экипаж, завершив навязанную природой "бочку", выровнял самолет в десятке метров от поверхности льда (не пилотажному "пассажиру" была бы хана). Потом этот пилот написал предупреждение экипажам, выполняющим полеты в Певек, об этих коварствах природы.
Кстати, этот сдвиг ветра чувствовался прилично, когда мы по санзаданию садились на Вторчермет, на озеро и на стадион.
Еще вот фото. Певек. Чаунская губа, Восточно-Сибирского моря.