Деревянная скульптура из села Канищево

Dec 20, 2013 19:43

Друзья по жж обращаются ко мне с разными вопросами, касающимися истории и культуры Тамбовского края и самого города Тамбова. Хотя на некоторые из них я ранее  ответила, все же продолжает сохраняться основательный список, поэтому пора, видимо, всерьез взяться за ответы. Сразу скажу, что не обещаю давать большую, исчерпывающую информацию, поскольку зачастую сама ею не обладаю. Чтобы ответить на тот или иной вопрос, всегда приходится полистать источники, поразмышлять, придумать форму изложения.



Ангел из села Канищево. Конец XYIII века.
Моршанский историко-художественный музей
Сегодня напишу о селе Канищево Моршанского уезда Тамбовской губернии (ныне Пичаевский р-н Тамбовской обл.). Тем более, что по этой теме у меня есть материал, связанный с изобразительным искусством - скульптурой.

Н.В. Муравьев в книге «Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области» (Воронеж, 1988. С. 51) сообщает: «С. Канищево (Пичаевский р-н). В переписной книге первой ревизии 1719 г. упоминается деревня Кашма, с небольшим количеством крепостных крестьян и дворовой прислуги, принадлежавших сотнику-драгуну Гаврилу Михайловичу Канищеву. В то время в деревне числился двор помещика и 20 домов крестьян с населением 95 человек (мужских душ). В том числе Иван Семенов, Родион Яковлев, Афанасий Екимов, Кирилла Филиппов, Василий Никифоров...» (автор книги ссылается на документ: ЦГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 4098. Л. 236-239).

Впоследствии село Канищево стало одним из богатейших и густонаселенных в Моршанском уезде. При нем существовала дворянская усадьба и Тихвинская каменная церковь, возведенная в 1767 году. В Моршанском историко-художественном музее сохранились резные деревянные скульптуры из этого храма: «Господь-Саваоф», два ангела и два херувима.

Общие художественные черты, близкие пропорции и размеры канищевских статуй говорят в пользу того, что все они находились в одном иконостасе. Стиль  скульптуры вполне совпадает  с датой постройки каменной Тихвинской церкви (1767), а большие размеры памятников и их энергичные формы соответствуют значительному по величине пространству  храма, о котором мы можем ныне судить по сохранившемуся четверику.



Церковь села Канищево
Грандиозен и величественен фрагмент скульптуры «Бог-Саваоф», некогда венчавший сень Царских врат иконостаса и выполненный в стиле барокко.



"Господь-Саваоф" из села Канищево. 1760-1770-е годы.
Моршанский историко-художественный музей
«Бог-Саваоф» изображен в скульптуре во всем своем могущественном величии и славе. Его развивающиеся волосы и складки одежд создают ощущение зрительного движения. Поражают своим размером и статуи ангелов (один со свитком в руках, другой - с чашей), изготовленные в рост человека [1]. Очень выразительны их портреты. Запоминаются  глубоко посаженные глаза, выразительные уши,  пухлые щеки и обаятельные ямочки на подбородке. Большое расстояние между кончиком носа и губами придает образам характерное выражение.



Ангел из села Канищево. 1760-1770-е годы.
Моршанский историко-художественный музей



Ангел из села Канищево. 1760-1770-е годы.
Моршанский историко-художественный музей
По-видимому, той же церкви принадлежало  «Распятие с предстоящими» (Христос на кресте, Богоматерь, Иоанн Богослов), первоначальное местонахождение которого в книге поступлений музея не указано. В них узнается  художественный «почерк»  того же безымянного народного умельца, получившего условное имя "мастер из Канищева". На первый взгляд скульптурные образы этой композиции с большими головами и руками, приземистыми фигурами, разнонаправленными складками одежд представляются по-детски наивными и примитивно-простыми. При дальнейшем размышлении начинаешь понимать, что некоторые «преувеличения» и своеобразный «примитивизм» могут быть оправданы как с точки зрения понимания пространства Тихвинской церкви и местоположения в нем скульптурной композиции. Протяженное пространство храма не давало возможности рассмотреть издалека какие-либо мелкие детали скульптурных изваяний, следовательно, они теряли всякое свое художественное и смысловое значение. В этих условиях большую роль в зрительском восприятии приобретала возможность «читать» с дальнего расстояния их жесты; возможно, отсюда - преувеличение размеров голов и рук, простота  поз.



"Мастер из Канищева".
Распятие с предстоящими из села Мамонтово. 1770-е годы.
Моршанский историко-художественный музей
Идея распятого Спасителя лежит в основе христианской веры. Богослужебный чин многократно, на протяжении всего богослужения, исповедует свое сознание Евхаристии (причащения Богу) как жертвы, в котором изображение распятого на кресте Христа является ее образом и символом. Если автором первой живописной иконы Богоматери христианское предание называет евангелиста Луку, то создание первого скульптурного изображения святого «Распятия» приписывается  Никодиму - непосредственному свидетелю казни Христа. Согласно средневековой легенде ХII столетия о епископе Гвалефреде, статуя, воспроизведенная Никодимом и изображающая распятого Христа на голгофском кресте, находилась в VIII веке в Иерусалиме [2]. В дальнейшем она послужила образцом  для создания подобных скульптур, распространившихся в Западной Европе в период ХI - ХIII столетий и получивших необыкновенную популярность среди католиков. Для того чтобы вызвать у зрителя чувство сопереживания, в них крестные страдания Богочеловека показывались со всеми физиологическими подробностями: Христос изображался с ликом, искаженным нестерпимой болью, безжизненно повисшим телом, струящимися из ран капельками крови; предстоящие кресту Богоматерь и Иоанн Богослов олицетворяли образы безутешного горя.

В отличие от западных скульптурных «Распятий», окрашенных в глубоко трагические тона,  для русской православной традиции не был характерен взгляд пристального рассматривания телесных страданий Христа и горя близких Ему людей. Как правило, распятый Бог и окружающие Его люди  показывались просто, спокойно и естественно, без внутреннего душевного «надлома», экзальтации  и преувеличенного трагизма. Русский мастер, будь то иконописец, скульптор, гимнограф или народный поэт, за крестными муками отверженного Бога всегда умел видеть Его грядущее воскресение. В большинстве случаев скульптурные  «Распятия»  из моршанской коллекции отражают традиционно-русский подход к теме Страстей Господних. Своим художественным образом они не дают повода для эмоциональной религиозной мечтательности и необузданной власти воображения.

Руке "мастера из Канищева" принадлежат и другие скульптурные работы, выполненные для села Мамонтова [3].

[1] У ангелов утрачены крылья, от крепления которых на спине статуй сохранились отверстия.

[2] Рындина А.В. К проблеме изучения древнерусской пластики. Русь, Византия. Запад // Древнерусская скульптура: Сборник научных трудов. М., 1996. Вып. 3. С. 11.

[3] Подробнее о коллекции из фондов Моршанского историко-художественного музея см.: Померанцев Н.Н. Русская деревянная скульптура. М., 1967; Мальцев Н.В. Моршанская деревянная скульптура // Сообщения ГРМ. М., 1976. Вып. 11; Климкова М.А. Русь деревянная: Спасение или гибель // Мир музея. М., 1999. № 1-2; Ее же. Моршанская деревянная скульптура // Климкова М.А. «По наряду из Розряду…»: Очерки из истории культуры Тамбовского края. Тамбов, 2004; Ее же. Собрание деревянной скульптуры Моршанского историко-художественного музея // Проблемы изучения, сохранения и использования наследия христианской деревянной скульптуры: Материалы 1-го межрегионального симпозиума (2-4 дек. 2003 г.). Пермь, 2007; Ее же. Резной образ Николы Можайского из Мамонтовой пустыни // Деревянная культовая скульптура: Проблемы хранения, изучения, реставрации: Международная конференция (Москва, 25-26 октября 2010 года). М., 2011.


"Мастер из Канищева".
Царские врата из села Мамонтово.
Середина 1770-х годов.
Моршанский историко-художественный музей

О Моршанском музее:
Петр Петрович Иванов
Письмо общественности города Моршанска с просьбой сохранить самостоятельность уникального музея
Еще одно письмо в защиту Моршанского музея
Из истории тамбовского и моршанского музеев
О Моршанском музее. Послесловие

Моршанский музей, скульптура, Канищево, Тамбовский край

Previous post Next post
Up