До самого южного юга

Feb 28, 2019 00:49

Я посмотрела «Зеленую книгу». Фильм мне понравился.


Фото: kinoart.ru
Конечно, это классическая история дружбы, возникающей между черным и белым. Мы это всю свою жизнь видим в американских фильмах. Для меня классический пример, конечно, «Смертельное оружие». Мел Гибсон с горящими глазами и монументальный Дэни Гловер, и так три раза.
Последнее, что могу вспомнить из нынешней эпохи - это, как ни странно, французский «1+1». Белый и черный, аристократ и обитатель окраин. Правда, в реальности там были француз и араб, ну да ладно.
Эта тема не нова.
Как не нова и тема сегрегации, притеснения афроамериканцев на юге и прочие расистские выкрутасы, которые моему поколению кажутся просто дикими, а когда-то были в порядке вещей. По этой теме тоже всего полно. Я недавно пересматривала фильм «Прислуга», и лишний раз убедилась, насколько же эти истории печальны, но при этом кинематографичны.
И эта тема не нова.
Роуд муви. Фильм-путешествие. Фильм из путешествия. И таких полно! «Маленькая мисс Счастье» (смотрела давно, но помню, что они там ехали). «Мы - Миллеры» (хаха). Ну, в общем, это классическая классика.
Дальше. Контрастные герои. Один - аристократический молчун, погруженный в размышления о музыке. Выпускник консерватории и доктор психологии (кандидат наук по-нашему). Музыкант от бога и богач. Любит понукать слугой и восседать на троне в красивом халате. Но - афроамериканец. Второй - рубаха-парень с района, решатель всех проблем и итальянец. Болтун и обжора. Невежа и добряк. Поначалу - ярый расист. Но деньги нужны, и вот он уже сидит в шикарной квартире нанимателя, с недоумением смотрит на трон и халат и, чтобы освоиться, спрашивает, указывая на слоновьи бивни: «Рога настоящие?» Само это сочетание уже родило бы кучу сценарных прекрасностей, даже если бы они сидели на месте, но этим двоим нужно выехать из привычного Нью-Йорка и отправится «строго на юг», «до самого южного юга», чтобы там доказать себе и другим, что они - цветной и эмигрант - имеют полное право называться американцами и жить свою жизнь так, как считают нужным.
Описание выглядит слишком пафосным. Но на самом деле пафосны в этом фильме только костюмы мистера Дона Ширли, музыканта в исполнении Махершала Али. Все остальное - чистое содержание, наполненное пронзительными по своей простоте и юмору диалогами, когда эти двое прокладывают свой путь, постепенно осознавая, что, в сущности, не так уж и сильно отличаются друг от друга. Впрочем, нет, отличаются, как небо и земля, что не мешает им быть нормальными, адекватными людьми (ну, иногда обоих заносит, но это только от свойств характера). И ради этого взаимодействия и нужно смотреть фильм.
Блестящие актерские работы. Махершала Али взял за роль Дона Ширли «Оскара», но Вигго Мортенсену я бы с радостью отсыпала два. Наш великолепный Арагорн, постарев, нарастив пузико (специально для фильма?) и сменив меч на сигарету и пиццу, не потерял ни одной доли выразительности, приобретя при этом какую-то неловкую, тщательно скрываемую трогательность. Он как большой, радостный ребенок. Не, Тони Болтун не какая-то там слезливая баба, он и в рожу может дать от души, но при этом в этом герое столько доброты и простой силы, жизнелюбия и оптимизма, что я тоже хочу себе такого друга. Правда, я не вполне поняла, когда произошел переход от ярого расиста во всепонимающего опекуна, думаю, в момент, когда эта грубоватая душа потянулась навстречу музыке. И пусть он Орфея путает с демоном, никогда не слышал о Чайковском и Шостаковиче, по-детски наивное и чистое восприятие ведет его к чему-то светлому.
Махершала тоже прекрасен. Как он держит голову. Как берет «чертову жареную курицу» длинными пальцами. Как носит костюм (это мы уже оценили у его героя Реми Дэнтона из «Карточного домика»). Как он пытается сохранить достоинство в отчаянных обстоятельствах.
Но и второстепенные герои хороши. Семья Тони - это просто брильянт. Все эти аристократы, официанты и метрдотели, восхищающиеся музыкой Дона Ширли, но не пускающие его в туалет или в ресторан для белых… Полицейские, мужики в баре - ну все прекрасно. Славно поработали и сценаристы, и режиссер, и вся команда.
А какие диалоги! Закачаешься! Я в паре мест реально заржала, а потом чуть не заплакала - так хорошо придумано. Маленькие, колкие шедевры «трепа». Фразы, из которых возникают целые вселенные. Чего только стоит спор этих двоих о том, кто их них «более черный». Афроамериканец говорит о расизме, а итальянец отвечает: ты всю жизнь жил во дворце, а я жил в Бронксе! И не говори мне, мол, что чем-то там ущемлен.
Перед просмотром я боялась, что меня доконает болтовня, а при просмотре хотела просто влезть в экран, сесть с ними в эту самую машину, ехать и слушать, как они препираются.
Да, я знаю, многие фильм критикуют. Якобы и сюжет, и подача подстроены специально под «Оскар». Чтобы академики рыдали и раскошеливались на награды. Может, это и грешок, не знаю. Но мне не показалось, что фильм искусственен, наоборот, я прониклась им, этой эпохой, деталями.
И хотя концовка слишком слащавая (я, например, каждую секунду ждала, что кого-нибудь из этих двоих ранят или грохнут), все же общее впечатление от фильма она не портит.
И вот над чем еще я думаю. В картине говорится, что Дон Ширли учился в Ленинградской консерватории (и это так и было). Хорошая страна была СССР. В то время, как в Америке афроамериканцев притесняли, у нас их принимали в консерваторию. И учили играть Шопена «так, как никто больше не сыграет».
В общем, мой вердикт - детям это смотреть не надо, а взрослым с мозгами - надо.

рецензия, Оскар, кино

Previous post Next post
Up