Советский агитационный фарфор. Журнал "Наука и Жизнь", 1967 год, № 2.

Sep 07, 2014 19:50

1917-1967. Великое Пятидесятилетие. Страницы истории.

Н. ЯКИМЧУК, научный сотрудник отдела керамики Государственного исторического музея.




В суровые годы гражданской войны и интервенции по решению правительства начали восстанавливать один из крупнейших в России заводов - бывший императорский фарфоровый завод в Петрограде. В то время он был единственным заводом в России, который в короткий период сумел наладить производство художественного фарфора: здесь имелись большие запасы сырья, в кладовых хранилось громадное количество готовых нерасписанных изделий (так называемое «белье»).[Нажмите, чтобы прочитать дальше...]




Эти тарелки были выпущены на Государственном фарфоровом заводе (с 1925 года - Государственный завод имени Ломоносова).1. Художник Р. Билде. Тарелка с надписью «Победа трудящихся 1917 -1919». 1919. год.
2. Н. Альтман. Тарелка с надписью «Земля трудящимся». 1919 год.
3. З. Кобылецкая. Тарелка с надписью «Да здравствует VIII съезд Советов». 1920 год.
4. С. Чехонин. Тарелка с надписью «Борьба родит героев», 1918 год.

С марта 1918 года, когда завод передали в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), перед заводом была поставлена труднейшая задача: создать в кратчайший срок агитационный фарфор, который, по словам наркома просвещения А. В. Луначарского, должен «со всем изяществом выразить идею и чувства людей трудовых».

Художественное руководство заводом было поручено известному художнику-графику Сергею Васильевичу Чехонину, вдумчивому рисовальщику, тонкому миниатюристу, виртуозно владевшему искусством оформления книги. Все эти качества как нельзя лучше пригодились художнику для выполнения работ на фарфоре. На завод пришли скульпторы Василий Кузнецов, Наталья Данько, художники Елена Данько и Зинаида Кобылецкая, Натан Альтман и Рудольф Вильде, Михаил Адамович, Александра Щекатихина-Потоцкая и другие.

На заводе было создано много замечательных произведений, выполненных в духе времени. Однако сделать фарфор доступным для массового употребления - иначе говоря, выполнить главную задачу, поставленную перед заводом правительством,- не удавалось: сырье скоро было израсходовано, топлива и рабочих рук не хватало. Завод выпускал фарфор небольшими партиями. И вот тогда решили в Петрограде и Москве на центральных улицах выставить витрины с агитационным фарфором, рассказывающим в доступной форме трудящимся молодой Советской республики о завоеваниях Октября, жизни страны. Около витрин с утра и до вечера толпился народ.

Самым трудным для страны и завода был 1920 год. В январе 1920 года постановлением Совета народного хозяйства Северного района Государственный фарфоровый завод был закрыт, но рабочие отказались его покинуть. Невзирая на голод и холод, они продолжали работать: в производство пустили оставшуюся от старого режима нерасписанную фарфоровую посуду николаевского времени. Марка Николая II-буква «Н» под короной - на дне всех изделий затушевывалась черной краской, вместо нее ставилась эмблема Советской власти - серп и молот, а нередко помещалась и часть шестерни - символ заводской промышленности.

В те годы удалось, правда, в ограниченном количестве, выпустить кружки и миски для общественных столовых.

В отделе керамики Государственного исторического музея хранится небольшая, но очень интересная коллекция советского агитационного фарфора. Любопытна серия декоративных мелких тарелок с эмблемами и лозунгами тех лет. Надписи лаконичны и доходчивы: «Земля трудящимся», «Пропади буржуазия - сгинь капитал», «Кто не с нами, тот против нас».

Своеобразна трактовка известного лозунга «Кто работает, тот и ест» на тарелке художника С. Чехонина. В центре тарелки изображена трудовая карточка на имя наркома просвещения А. В. Луначарского.

Продукция завода пользовалась популярностью. На выставках в Ревеле, Париже, Брюсселе советский агитационный фарфор неизменно получал золотые медали.

Советский агитационный фарфор 20-х годов не утратил своего значения и в наши дни.






Журнал "Наука  и Жизнь", 1967 год, № 2._______________________________
14.09.2014, Маргарита Симакова, http://armycarus.do.am

Наука и Жизнь, Советский фарфор

Next post
Up