Социальные привычки

Oct 08, 2007 19:09

   Дом Орсолы и Габриэле  на склоне горы, с видом на долину, где расположены кожевенные фабрики, городок Solofra и его предместья. По дороге к дому (пригласили на ужин) Орсола останавливает машину около мусорных баков пяти разновидностей, объясняет - какой мусор куда бросать (накануне мы с Элькой расспрашивали).
   Орсола работает в муниципалитете; дифференцированный сбор мусора - ее инициатива. Сначала провели эксперимент в трех разных кварталах, выпустили буклеты, объясняющие жителям ради чего они должны морочить себе голову, раскладывая стекло, пластик, органические отходы, бумагу и металлические вещи по разным пакетам, продумали как рационально расставить мусорные контейнеры. После полугода эксперимента проанализировали результаты, откорректировали стратегию убеждения (агитацию стали выпускать в виде глянцевой брошюры; буклетный и газетный формат невольно провоцировал «одноразовое отношение» - прочел и выкинул, в то время как «мини-книжный» - оставался на полке), учли жалобы на неэстетичность (спрятали контейнеры в закоулки, чтобы они не «царапали» взгляд) и т.д.
   Я подначиваю:
   - Орсола, скажи честно, у вас получился этот проект?
   Она морщится:
   - Пока - нет. Речь идет о создании социальной привычки. На это уйдут годы.
   - Что значит - «создать социальную привычку»? Бомбардировать аргументами? Взывать к совести? Пугать штрафами?

- И то, и другое. То что мусор надо собирать и перерабатывать - всем ясно. Дело не «в голове». Надо работать с совестью и законами. В Больцано, к примеру, я видела, что перед контейнерами стоят камеры видеонаблюдения. И неформальные правила на этот счет есть: если им не следовать, ты - изгой. У нас же… Утром едут на работу, останавливают машину перед баками и - пакет с отходами - в окно. Лень им, видите ли, выйти и разложить все нормально.
   На следующий день - воскресная месса. В церкви много людей. В Италии чем южнее, тем «католичнее». На проповеди священник говорит о… раздельном сборе мусора и нравственном значении экологических норм.
   - Самый страшный грех - равнодушие. Оставляя кран открытым, мы не просто безрассудно тратим воду; мы лишаем глотка воды наших африканских братьев. Засоряя окружающую среду - мы отнимаем здоровье не только у себя, но и у наших потомков. Слишком много эгоизма в нас. Слишком много. Открыть сердце к этим проблемам, увидеть за ними чужую боль, лишения и страдания - значит открыться Христу.
   И - так далее. С полагающимися цитатами из Священного Писания, папских энциклик, текстов патристики. Стяжание благодати и бессмертия души спрягалось с индивидуальным следованием правилам raccolta differenziata… Учитывая степень влиятельности церковников в этих краях (под Авеллино, близ Неаполя), весьма вероятно, что какой-то практический эффект от проповеди будет.
   Позже я пытался анализировать.
   Орсола, безусловно, ратует за новую меру не только потому, что ночей не спит из-за уличной грязи и завидует законопослушности северян. В муниципалитет она прошла по спискам одной из правых партий. Во время избирательной компании конкурировала с сильными кандидатами из левого лагеря. Победа далась за счет игры на традиционной территории левых и синдакалистов - экология, программы помощи бедным семьям, инвестиции в образование.
   У сhiesa cattolica также свой интерес: сенсибилизируя общество к моральной проблематике, расширяя зоны ответственности и горизонты видения прихожан, клирики исполняют свою собственно религиозную миссию и, одновременно, воспроизводят авторитет церкви, ее символическую власть и укорененность в «структурах повседневности» итальянцев.
   Поговаривают, что ярыми поборниками раздельного сбора мусора является… местная мафия, контролирующая предприятия переработки и захоронения отходов. Перекладывая заботу по сортировке на горожан, мусорщики, мол, максимизируют прибыль.
   Достаточно ли всего этого - согласия по поводу целей, участия игроков с разными «корыстями», остроты проблемы городской гигиены - для складывания «социальной привычки»?
   В итальянских домах и дворах обычно идеальный порядок. Все что вне личного и кондоминиального  пространства - «ничья земля» и, следовательно, зона муниципальной и государственной заботы («а для чего мы платим налоги?»). Побудить жителей к тому, чтобы держать на кухнях пять пакетов для пяти сортов мусора - значит сломать традиционное преставление о разграничении индивидуального, фамильного и публичного измерения социальности, то есть - переместить проблему из сферы политики (муниципальной, государственной) в сферу персональной этики и семейного быта.
   Что характерно: никому - ни властям, ни гражданам, ни территориальным НПО - в голову не приходит устраивать субботники.

P.S. Извините, что, читая, не отвечаю на комменты: опять чудит комп. В среду придется переустанавливать программы. А по «социальным привычкам» и технологиям их изменения я, пожалуй, когда-нибудь тэг заведу.

гражданское общество, italia

Previous post Next post
Up