Оригинал взят у
sinenkij в
"Тимур, Марат и contemporary art". - вот нашел заметку.
"Ещё проживая в городе Саратове, где за слово «искусство» можно получить по лицу, я познакомился с творчеством Монро, Лейдермана, Звездочётова, Новикова и других абсолютно волшебных персонажей. Тайна и магия, окружавшая эти фигуры, была так сильна, что не заболеть - contemporary art было нельзя. И вот создав группу видео-артистов VOLGA DRIVE, я поехал покорять Москву. На дворе был 2005 год, сойдя с поезда, уже через два часа я монтировал с весёлыми СИНИМИ НОСАМИ их инсталляцию в Третьяковской галерее, а к вечеру обсуждал с Сергеем Бугаевым - Африкой планы захвата мирового господства в области современного искусства. Чуть позже Андрей Ерофеев предложил мне стать его секретарем, и я с радостью согласился. Собственно говоря, уже тогда закат великой легенды про очередную волну Русского авангарда был виден невооружённым глазом, ситуацию спасали люди - титаны, само существование которых в нашей стране было мифическим и мало возможным. Например, Владик Монро появлявшийся на маленьком мотоцикле, в шляпке и сапогах, на телефоне его играла группа ВИА-ГРА, а общаться он предпочитал с помощью пары фраз типа - «Это гениально» или «Это посильнее Фауста Гете будет » Зная историю его жизни и творчества поверить в то, что он до сих пор жив и здоров, мог только сумасшедший. Или Серёжа Ануфриев с нашитыми на пиджак махровыми пароходами и Гурджиевскими усами читающий письма детей богу - разве такое можно забыть.
Современное русское искусство придумали и раскрутили два человека - Тимур Новиков и Марат Гельман, Тимур навёл шороху в Питере, подтянув идолов молодёжных субкультур - Марка Алмонда, Брюса Стерлинга, Кейджа, Уорхола, Пьера и Жиля, Цоя, Курёхина и многих других. И хотя сам Новиков-человек был безнадёжно провинциален, Новиков-художник и пиарщик оказался необычайно велик и актуален. Вообще если в нашем 2009 году забить в поисковик Яндекса словосочетание НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ, то полученная информация будет скупой и бессодержательной. Хотя это была мощнейшая группировка творческих людей, диктовавшая моду и стиль на тот момент, продвигавшая абсолютно новую визуальность и получившая признание международного арт-комьюнити. Футуристический неоэкспрессионизм НОВЫХ нашёл самый живой отклик в молодёжной среде. Затем последовал нордический и традиционалистский проект НОВАЯ АКАДЕМИЯ, сочетание классицизма и техно-музыки вывело его на самый пик авангарда своего времени. И всем этим дирижировал один человек - Тимур Новиков.
Марат Гельман, так или иначе, преложил руку ко всем крупным и интересным проектам в Москве. Если скажем, не было бы человека - собаки Олега Кулика, то не о каких нонконформистах и концептуалистах речи бы и не шло. А когда появились скандальные и масс-медийно востребованные молодые художники народ стал разбираться, откуда это такие феерические уроды берутся, тут и выяснилось что была там Лианозовская группа и художник Кабаков. Так эти старики - авангардисты имели бы очень локальную аудиторию, из таких же, как они бородатых тугодумов.
Дело в том, что Московский концептуализм не обладал необходимым взрывным потенциалом для попадания в масс-медиа, стать дико актуальным среди богемной молодёжи он тоже не мог. Конкурировать с религией под названием рок-музыка художники позволить себе не могли, только ёрничали - СРЕДНЕРУССКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ яркий пример. Несмотря на панковских, агрессивных МУХОМОРОВ и психонавтических любителей психоделических препаратов из группы Медицинская Герменевтика, которые вносили в эту среду некоторый драйв, и использовали принципиально новые коды и образы, дело не шло. Был локальный кружок производителей и потребителей тихого шизоидного авангарда. И тут появился Московский акционизм, ситуация сразу резко изменилась. И если не говорить о незаслуженно забытой сейчас Секте Абсолютной Любви, то главного деятеля акционизма Кулика вытолкнул под камеры журналистов Марат Гельман, с этого момента о художниках заговорили все. Так родилось современное русское искусство.
Стратегической ошибкой Тимура была тесная привязка Новых Художников и Новой Академии сначала к рок движению, потом к рейвам и техно-культуре, как только студенты перестали интересоваться портвейном и косухами, таблетками и красными волосами, выставки их перестали занимать тут же.
Московская ситуация иная - тут всё решается, тут деньги, рынок и модные глянцевые журналы. Синие Носы, Паша Пепперштейн и Олег Кулик немного отстают по популярности от писателя Акунина или группы Иванушки International, но отставание это можно было бы наверстать, если бы не варварская ментальность нашего народа, которому более тонкий мессидж не под силу.
В разное время казалось, что Виктор Мизиано, Иосиф Бакштейн или Андрей Ерофеев рулят ситуацией, но это конечно иллюзия, только Гельман по настоящему был у руля, скандализируя, возмущая и пугая обывателя големом СОВРИСКА, он оставался, тем не менее, интеллигентным имперским искусствоведом с очень хорошим художественным вкусом."
Александр Гнутов.
http://www.facebook.com/reqs.php?type=1#!/permalink.php?story_fbid=286590604722500&id=100001146883179