Свидетели Истории... Национальная Сокровищница Ирана. Тегеран. (часть IV)

Feb 21, 2015 12:00



Итак, Дамы и Господа !  Сегодня последняя часть моего повествования о Национальной сокровищнице Исламской Республики Иран.
Первая часть : http://manul78.livejournal.com/23610.html     Вторая часть : http://manul78.livejournal.com/24025.html
Третья часть : http://manul78.livejournal.com/24302.html

Сегодня "вишенка на вершине пирога". Самые интересные, красивые и известные экспонаты коллекции. Приступим...



Восточные монаршьи эгреты - «не простое украшение». Те из них, что носились исключительно властителями, исполняли функцию атрибута статуса не хуже, чем корона: даже довольно обычного фасона шапка или совсем заурядная (униформенная) фуражка с такой «кокардой» уже издалека безошибочно прочитывалась сведущими как головной убор, под которым - сам король (шах, падишах, султан и т.д.; на фото ниже: Насреддин-Шах Каджар и один из его эгретов «на рабочем месте»).



Эгретка из золота и серебра, с рубинами и бриллиантами (начало XIX в.)



Какой-либо системы в выборе того или иного эгрета для очередного шахского выхода мне обнаружить не удалось: быть может, этой системы вовсе не было (что не означает, будто у шахов не было любимых эгретов). Исключение составляют два-три самых драгоценных и важных, которые достойны отдельного рассказа. Показанные ниже - из числа «дежурных», «второстепенных». После того, как династия Каджаров ушла с политической и исторической сцены, эгреты перестали появляться «на публике». Кажется, в последний раз эгрет появился на шапке иранского монарха в день коронации основателя династии Пехлеви - шахиншаха Резы, свергнувшего Каджаров.

Эгретка с бриллиантами и сапфирами, изготовленный в начале XIX в.



Эгретка, сделанная в начале XIX в. На одной из картин Фатх-Али-шах изображен с этой эгреткой, прикрепленной к короне Киани





Эгретка из золота и серебра, инкрустированная бриллиантами (XIX в.)



Золотая эгретка с бриллиантами и изумрудами (начало XIX в.)



Золотая эгретка в форме лука, инкрустированная бриллиантами, корундами и изумрудами. Сделана в период правления Фатх-Али-шаха (1798 - 1834)



Золотая эгретка с бриллиантами и сапфирами. Изготовлена в Европе, XIX в.



Золотая эгретка с бриллиантами, рубинами, жемчугом, корундами и изумрудами (XIX в.)



Брошь с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами и бирюзой (XIX в.)



Искусно выполненная эгретка из серебра, инкрустированная бриллиантами и изумрудами





«Эгретка Надера» украшена бриллиантами и изумрудами. Центральный изумруд представляет собой кабошон (ему придали форму и отполировали, но не ограняли). Эгретка включает 7 «плюмажей» украшенных бриллиантами, и с нее свисают 3 изумруда в виде капель.



Бриллиантовая брошь с глазом птицы в виде рубина



Броши в форме шутов, украшенные бриллиантами и рубинами (XIX в.)



Золотая брошь, в виде букета, инкрустированная бриллиантами, рубинам и опалами.
Ее изготовили в XIX в.



Итак, от Эгретов и Брошей плавно переходим к более крупным экспонатам...

Корона, которой пользовались Реза-хан и Мохаммад Реза Пехлеви. Она изготовлена из золота и серебра и украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами и жемчугом. Тканая часть короны выполнена из красного бархата. На четырех сторонах короны изображены сцены из битв и солнце с яркими лучами и четырьмя планетами, полностью выполненными из бриллиантов. В целом, корона выдержана в стиле корон Сасанидских правителей (226 -651 гг.).
      Эта корона, включающая 3 380 бриллиантов (1 144 карата) и 368 жемчужин (весит все вместе 2 080 г) использовалась во время коронации Резы Пехлеви 25 апреля 1926 г. и Мохаммада Резы Пехлеви 26 октября 1967 г.





Представленный здесь «Трон Надера», хотя и назван в его честь, никак не связан с иранским правителем XVIII в. Надписи на панелях, расположенных вокруг сиденья трона показывают, что он был создан во времена правления Фатх-Али-шаха (1798 - 1834). Фатх-Али-шах заказал этот трон, дабы продемонстрировать роскошь своего двора подданным и иностранным послам, посещавшим короля в различных летних резиденциях в окрестностях Тегерана. Трон состоит из 12 отдельных частей и включает в целом 26 733 драгоценных камня. Он
также использовался во время церемонии коронации Мохаммеда Резы Пехлеви.







Последний шах Ирана. Моххамад Реза Пехлеви.  Обратите внимание на показаный ранее золотой пояс с изумрудом и накидку.





А теперь Внимание !  Номер ДВА нашей умопомрачительной коллекции.  Знаменитый на весь мир Золотой Глобус !



Работу над Глобусом из драгоценностей начали в 1869 г., по приказу Насреддин-шаха. Группа иранских ювелиров под руководством Ибрахима Массихи, сделали этот глобус из отдельных камней, хранившихся в сокровищницу. Чистый вес золота, использованного при изготовлении Глобуса, составляет 34 кг, а драгоценные камни все вместе весят 3 656 г. Как об этом часто упоминают, ювелиры куда лучше разбирались в работе с драгоценностями, нежели в географии, поэтому порой отдельные страны определить на глобусе достаточно сложно. Моря и океаны выложены из изумрудов, материки - из рубинов. Диаметр глобуса составляет около 66 см. Опора изготовлена из дерева, инкрустированного драгоценными камнями.







Юго-восточная Азия, Иран, Англия и Франция представлены бриллиантами.



Итак, Дамы и Господа !  Внимание !   Оркестр играет туш !   Номер ОДИН !   Несомненный лидер ТОП-а сокровищницы !



Ближе !!!



Трепещите Дамы и Господа !  Ибо перед Вами знаменитый на весь мир и единственный в своём роде розовый бриллиант Дарья-йе-Нур («Море света»)

Перед тем как донести до вас историю этого чуда, поделюсь немного своими впечатлениями...

Я стоял перед ним как Паниковский перед гирями Корейко и внутренне хохотал...  Человек я далеко не меркантильный,  можно сказать равнодушный к вского рода "побрякушкам"... но тут другая история. Я не знаю как это описать но бриллиант гипнотизирует как удав. На него смотришь и не можешь оторваться...

Только рядом с ним начинаешь осозновать поговорку "Бриллианты любят тишину...".

Первый раз я пролетел мимо него с экскурсоводом... не более минуты...  Но когда толпа посетителей схлынула и в зале осталось буквально 7-10 (помимо охраны в тёмных костюмах) человек которые передвигаясь тихо как кошки ходили от витрины к витрине... Я и несколько человек молча встали напротив НЕГО и смотрели как зачарованые. Несколько минут кряду... Охрана тактично молчала... им не привыкать...  Это состояние нельзя описать. Я не могу его классифицировать... Это смесь какого-то восторга и одновременно страха...  Пульс учашается и голова начинает кружиться... Я думаю это реакция организма на дозу адреналина и дофамина... Ладони начинают потеть...

Ну всё !  Хватит !  Представьте себе какой силы камень если я вот сейчас пишу это и у меня кружится голова...



Как бездонный "Чёрный квадрат" Малевича...   Обладая "Морем Света" в одиночку наверное можно сойти с ума...  ТАКИЕ вещи я считаю должны быть общедоступными, принадлежать одновременно ВСЕМ и НИКОМУ в частности...



Ну хватит мистики и философии... Перейдём к истории бриллианта.

Прямоугольный бледно-розовый алмаз Дерианур (Дарья-[и-]Нур; «Море света» или «Море сияния») - главное сокровище иранской казны и один из самых знаменитых в мире драгоценных камней. Его нередко называют собратом Кохинура («Гора света») - из-за их общего происхождения из копей индийской Голконды; полагают также, что имена собственные обеим драгоценностям дал Надир-шах, захвативший их в 1739 году в Дели при разгроме империи Великих Моголов. Точная масса Дерианура не измерена поныне: для этого пришлось бы вынуть камень из некогда полученной им оправы; когда именно созданной - неясно до сих пор.

Наиболее авторитетные исследователи истории Дерианура, канадские ученые Виктор Мин и Дуглас Тушингем, в своем главном труде о драгоценных камнях императорского Ирана ограничиваются констатацией того известного факта, что в знакомой нам оправе камень появляется («вероятно, впервые» - осторожно добавляют авторы) на каракулевой шапке шаха Мозаффер-эд-Дина во время его визита в Англию в 1902 году(1). Вопрос о том, кто именно из иранских монархов поручил превратить алмаз в брошь, до сих пор остается без ответа. Известно только, что произошло это не ранее 1834 года.
_______________
(1) V.B. Meen and A.D. Tushingham. Crown Jewels of Iran, Toronto, 1968. P. 53.

Напомню, что современный нам Дерианур (41,4 х 29,5 мм и толщиной 12,15 мм) меньше своих первоначальных размеров, что убедительно доказали те же Мин и Тушингем(2). При Фетх Али-шахе камень - при неясных обстоятельствах - оказался разделен (расколот?) надвое; историческое имя сохранилось за более крупной частью. На ней выгравировали имя и титул монарха с указанием года - 1250, т.е. 1834 (он оказался последним в жизни Фетх Али-шаха). В таком виде Дерианур позднее и стал брошью.
_______________
(2) V.B. Meen, A.D. Tushingham and G.G. Waite. The Darya-i Nur Diamond and the Tavernier «Great Table», Lapidary Journal 21/8, 1967, pp. 1000-1009.



Выше: оправа Дерианура - золотая рамка, с условно представленной императорской короной Каджаров, по сторонам которой - иранские львы с мечами и восходящими из-за их спин солнцами. Оправу усеивают 457 мелких бриллиантов; двумя парами рубинов обозначены глаза львов. По экспертной оценке Мина и Тушингема масса Дерианура без оправы находится в пределах 175-195 карат.

Ниже: брошь с Дериануром на шапке шахиншаха Мозаффер-эд-Дина во время его визита в Лондон: иранский монарх сидит левее королевы Александры, которая в центре (правее нее муж - король Великобритании и император Индии Эдуард VII - и их дочь, принцесса Виктория; ее брат - принц Уэльский и будущий король Георг V - в ряду сидящих крайний слева).



В архиве художественных галерей Фреера и Саклера (Смитсоновский институт, Вашингтон, США) среди работ иранского фотографа Антона Севрюгина (кон. 1830-х гг.-1933) хранится стеклянный негатив(3), запечатлевший правнука Фетх Али-шаха - императора Наср-эд-Дина - с приближенными возле уставленного яствами стола. Нет сомнений, что к его шапке прикреплена именно брошь с Дериануром: второго такого украшения в сокровищнице иранских монархов не было.
_______________
(3) Smithsonian Institution, Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Gallery Archives. Shelf 7: Box 51. Local number: FSA A.4 2.12.GN.51.05.



Этот снимок Севрюгина принадлежит к собранию историка археологии Майрона Бемента Смита (Myron Bementh Smith, 1897-1970), которое было передано Смитсоновскому институту вдовой ученого. Сейчас эта коллекция севрюгинских фоторабот оцифрована и доступна на сайте музея, но остается малоизученной (лишь небольшая ее часть востребована учеными и публикой), так что интересующий нас кадр надо считать скорее неизвестным, чем малоизвестным.

На фрагменте ниже: крайний слева - Али Асгар-хан (Амин-эс-Салтане, Атабек Азам; первый министр Ирана в 1887-96); справа, за левой рукой императора - его сын принц Камран Мирза (Наиб-эс-Салтане, Амир Кабир; в ту пору - военный министр и губернатор Тегерана).



Трудно сказать, на чем основана предлагаемая хранителями коллекции датировка снимка 1890-м годом, однако она выглядит близкой к истине. В правой части кадра позади блюда с горой угощения белого цвета стоит, сцепив кисти рук, малолетний фаворит императора - Голам Али-хан (по прозвищу Малиджак, т.е. «воробушек»; почетное именование - Азиз-эс-Салтане). Он родился в 1879 году, а на этом фото ему между десятью и пятнадцатью годами. Т.е. снимок сделан если не в 1890 году, то вскоре после - в самом начале нового десятилетия.

Конкретный год создания броши рискует остаться неустановленным, но, во всяком случае, больше нет сомнений относительно личности инициатора превращения камня в брошь: это шахиншах Наср-эд-Дин. Никаких свидетельств тому, что вещь существовала в таком виде при его отце, Мохаммед-шахе, нет.

Сейчас Дерианур находится в одной витрине (номер 34) с короной, скипетром и поясом, при которых основатель династии Реза-шах короновался в 1926 году. Направляясь на собственную коронацию 26 октября 1967 года шах Мохаммед Реза в подражание отцу надел фуражку с прикрепленным к ней Дериануром (то был последний (пока) «выход» алмаза «в свет»). Брошь не является регалией, но может считаться атрибутом коронационного церемониала, точнее - элементом «предкоронационного» облачения императора.

Ниже:
- слева: на снимке 1959 года - Дерианур на фоне императорской короны Пехлеви в домузейный период своего пребывания в хранилище Центробанка Ирана. Фото Жака Гарофало (Jack Garofalo/Paris Match);
- справа: монархи Нидерландов - королева Юлиана, ее муж принц Бернард и крон-принцесса Беатрикс - в Музее национальных драгоценностей (ноябрь 1963 года). Дерианур - на белом мини-постаменте на левом краю кадра.



УФ !!!   Всё, Дамы и Господа !   Выдыхайте... :)

Осталось раздать благодарности всем кто напрямую или косвенно участвовал в этой работе:

Бывшему послу Исламской Республики Иран в РФ  Резе Саджади        :  sajjadi     http://sajjadi.livejournal.com/
 Действующему послу Исламской Республики Иран в РФ  Мехди Санаи : sanaei   http://sanaei.livejournal.com/
 Владельцу журнала Геральдический Петербург и вокруг ...а еще геральдический Иран - и тоже вокруг ...
                                        за неоценимый  вклад и море информации...     heraldic_spb   http://heraldic-spb.livejournal.com/

Фотографам и операторам :

Спасибо Грете Ховард (Grete Howard), любезно позволившей воспользоваться сканами, сделанными ею с открыток.
    Огромное Спасибо всем снявшим редкий и замечательный фильм "Treasury Of National Jewels : Свидетели Истории"

Отдельное спасибо персоналу выставки-музея "Национальной Сокровищницы Ирана"  http://www.cbi.ir/page/1475.aspx

Ещё раз огромное спасибо всем кто читает мои скромные труды. Не прощаюсь. На следующей неделе перебираемся на 800 км южнее      Тегерана в Шираз... Нас ждут южные базары, апельсиновые сады и Персеполис !

Всех настоятельн прошу сообщать об ошибках и пр.

жемчуг, фото, алмазы, репортаж, золото, люди, Персия, история, сокровища, изумруды, Тегеран, бриллианты, Иран, рубины, путешествия, серебро

Previous post Next post
Up