Мордовския сатиры # Отбивались не раз, или От «испанки» Россию спасли разруха и Похабный мир...

Apr 13, 2020 22:10

Ещё катаклизмы медицины здесь, здесь и здесь

Грай неверящих
Авторская рубрика обозревателя Сергея Чернавина / Мордовский глобализьм / апрель, 2020

Решение Президента «отпустить» страну до Первомая вызвало бурю эмоций? ©Ещё критика про народ-элиты в РФ, в т.ч. мордовский критикум, в т.ч. ещё Мордовския сатиры



___
«…Переложил ответственность на региональные власти. Сам добрый, всем выходные на месяц с сохранением зарплаты. А чем платить эту зарплату частным неработающим предприятиям? И на что жить самозанятым?..» / «…Смысл как раз в том,что если сейчас все выйдут на работу, случаев заражения будет больше…» / «…Всё логично: здоровье и благополучие народа - это высший национальный интерес страны!»
Это лишь самый поверхностный соскоб с лавины «комментов», оставленных (и оставляемых по сей день!) пользователями соцсетей сразу по обнародовании обращения Президента к нации 2 апреля. Владимир Путин объявил о своем решении продлить в стране карантин вплоть до Первомая, оставив за губернаторами право на местах самим корректировать действия (и брать на себя ответственность!) в текущей ситуации с распространением/купированием коронавирусной инфекции.

Ветреная испанка

Пандемия коронавируса Covid-19 стала одной из самых серьезных со времен знаменитого испанского гриппа, о котором за последние недели не вспомнил только ленивый. Появившаяся 100 лет назад испанка прошлась по всему миру и унесла жизни от 50 до 100 млн человек за полтора года. С некоторым опозданием страшная болезнь заглянула и в революционную Россию, но на фоне остального мира оказалась там почти незамеченной. Более того, смертность от испанки в РСФСР была на порядок ниже, чем во многих благополучных странах. И это при том, что Россия переживала в тот момент страшнейший период в своей истории: полный слом государственного аппарата, развал медицины и инфраструктуры, голод, войну. Обозреватель издания ruposters.ru Евгений Антонюк в своем расследовании пытается ответить, почему испанский грипп повел себя в России так… странно.

…Достоверно установить первичный очаг заражения до сих пор так и не удалось, - пишет Антонюк. - Существует множество различных версий, объясняющих, откуда испанский грипп стремительно ворвался в мир, но все они остаются лишь гипотезами. Есть теория и об американском происхождении болезни, и о китайском. Уверенно здесь можно утверждать лишь, что Испания тут совсем ни при чем! Грипп окрестили испанским лишь потому, что цензура воюющих стран поначалу не пропускала в прессу сведения о начавшейся пандемии. Тогда как нейтральные испанцы ничего утаивать не стали. Таким образом, мир узнал о начавшейся пандемии именно от них.



Это фото сделано почти 100 лет назад. Две женщины в масках во время эпидемии гриппа… Иногда маски возвращаются…
Первые случаи заражения в Европе были зафиксированы на стыке зимы - весны 1918 года. Эта волна гриппа не добралась до России в том числе и потому, что к тому моменту большевики заключили сепаратный мир с немцами и демобилизовали армию.

Но уже осенью 1918 года на территорию России он проник по двум направлениям - через территорию нынешней Белоруссии (Могилевская губерния) и через Воронежскую губернию. К зиме 1918-1919 годов вирус фиксировался во всех регионах «молодой советской республики».

Испанка нагрянула в Россию в самое жуткое время. Эпидемии следовали одна за другой: холера, сыпной и брюшной тиф, оспа, малярия, дизентерия. Революции и Гражданская война уничтожили прежнюю медицинскую систему и государственный аппарат. Толпы беженцев и воинские эшелоны сновали по всей стране. Недоедание, холод, массовое обнищание, антисанитария и ужасающая скученность - все это способствовало распространению эпидемий.

Может показаться, что на фоне таких страшных болезней, как холера и тиф, до гриппа никому не было дела. Однако это не так. На территориях, контролируемых советским правительством, велась статистика по заболевшим. Она наверняка была неполной, тем не менее имеющихся цифр достаточно, чтобы сказать, что в России испанка проявила себя иначе, чем в других странах.

В 1918-1919 годах большевики контролировали самые населенные регионы России, поэтому их статистика охватывает большую часть населения страны, за исключением Сибири и Юга, - констатирует Антонюк.

Испанский грипп распространялся в РСФСР крайне неравномерно. Абсолютным российским рекордсменом как по общему числу больных, так и в пропорции на душу населения стала Владимирская губерния, где зимой 1918-1919 годов было зарегистрировано почти 90 тысяч больных. В пятерку лидеров входили также Вятская, Смоленская, Тамбовская и Орловская губернии. Московскую губернию пандемия практически не захватила. Зимой в столице и окрестностях зарегистрировали чуть более 30 тысяч случаев болезни. Учитывая все население - менее 10 случаев на тысячу человек. В губерниях эпицентра эти пропорции были выше в 3-5 раз.

На этом фоне совсем иначе выглядел Петроград. Эпидемия фактически миновала его - лишь 13,5 тысячи заболевших за зиму! Это один из самых низких показателей во всей РСФСР. Вплоть до начала 1918 года город был столицей страны, с весьма развитой медицинской системой, и на нехватку врачей жаловаться не приходилось.

Скорее всего, объяснение заключалось в том, что Петроград с 1917 года фактически находился на осадном положении. Случайные люди туда не попадали, тем более после того, как в городе начались проблемы с продовольствием, а затем был объявлен «красный террор». В бывшей столице почти не было беженцев - наоборот, люди всеми силами пытались покинуть его. А вот губернии в центральной части России, напротив, были переполнены бежавшими. Владимирщина как раз была одним из главных их перевалочных пунктов в центральной части страны.

Как социализм «победил вшей»?

Можно однозначно сказать, что в РСФСР эпидемия гриппа прошла легче, чем в остальном мире. Достаточно ознакомиться с газетами того времени, а также с мемуарами непосредственных свидетелей. В газетах испанка периодически упоминалась, но была даже не на вторых, а на третьих-четвертых ролях. Гораздо больше внимания уделялось тифу и холере, которые действительно давали огромную смертность. Ленин, выступая на съезде Советов, прямо заявлял: «Или социализм победит вшей, или вши победят социализм!» Тиф косил целые армии - это не преувеличение. Белые, красные и зеленые потеряли от тифа в несколько раз больше людей, чем непосредственно в боях. Мемуары участников Гражданской войны полны описаний чудовищных тифозных эпидемий, но про испанку почти никто не упоминает.

Главное военно-санитарное управление РККА с 1918 года вело статистику по инфекционным болезням в армии. В 1919 году на пике пандемии испанки в РККА насчитывалось 587 тысяч заболевших, из которых умерло 73,8 тысячи. При этом из 587 тысяч заболевших 525 тысяч пришлось на сыпной, возвратный и брюшной тифы. Остальные цифры - это заболевшие дизентерией, малярией, холерой и испанкой. Но в некоторых популярных источниках приводится невесть откуда взятая цифра в 3 млн умерших от испанки в России. Очевидно, что она значительно завышена и не является сколько-нибудь достоверной, - убежден Антонюк.

Согласно подсчетам наркомата здравоохранения, на контролируемых большевиками территориях (центральная часть России с населением свыше 70 млн человек) на пике эпидемии было зафиксировано чуть более 1 млн зараженных. То есть заболело порядка 1,5-2% населения. Даже если представить, что врачи не зарегистрировали половину или даже 2/3 всех заболеваний, общая численность заболевших в любом случае вряд ли составит более 5-6% населения. Аналогичные показатели должны быть и на территориях «белых» с поправкой на меньшую численность населения и меньшее распространение эпидемии в Сибири из-за сильной удаленности населенных пунктов.

Между тем в благополучных США испанкой переболела почти треть населения. А в некоторых странах от нее умерло больше людей (в процентном отношении), чем заразилось в РСФСР.

Но ведь в революционной России бушевали голод, холод, война и все эпидемии разом. Почему же ситуация с испанкой оказалась иной, нежели в благополучных странах с хорошо развитой медицинской системой и высоким уровнем жизни?

Как ни парадоксально, но развал медицинской системы, вызванный революцией и войной, мог сыграть положительную роль и способствовать тому, что пандемия прошла по России в более легком варианте. В западных странах взрывным темпам роста числа больных способствовали… больницы и госпитали, куда свозили заразившихся. Там они заражали как других больных, так и врачей. В России в годы Гражданской войны с больничными учреждениями была большая проблема, а врачей не хватало даже в воюющих армиях. Поэтому больных не размещали в больницах, а оставляли дома. На их самочувствии это не сказывалось (грипп все равно не лечили даже в больнице), но это препятствовало дальнейшему распространению болезни. Однако это не объясняет, почему в некоторых странах с низким уровнем медицины численность заболевших все же была высокой, - недоумевает Антонюк.

Испанка обладала одной до конца не выясненной особенностью. Вирус вызывал разную смертность в различных популяциях независимо от качества врачебной помощи и общей ситуации в стране. Во Франции смертность была вдвое выше, чем в Британии, при сопоставимом уровне медицины. В близких Германии и Австрии смертность также отличалась вдвое. В бедных Аргентине и Уругвае умерло в пять раз меньше людей (в пропорции), чем в богатых Канаде и США. В Китае и Японии смертность была значительно ниже, чем в большинстве европейских стран.

Даже внутри одной страны смертность могла очень сильно отличаться. Так, в США темнокожее и белое население умирало примерно в равных пропорциях, зато среди эскимосов смертность доходила до 80% в отдельных регионах. Похожая ситуация наблюдалась, например, в Российской империи во время вспышки «сибирского гриппа» во второй половине XIX века. Русское население переносило эту болезнь как обычно, а вот среди бурятов смертность была очень высокой. Предпринимаются попытки объяснить эту особенность различными генетическими факторами, однако единой теории пока не сформулировано.

Испанка прошла по миру тремя волнами. Первая волна - начало 1918 года. Вторая волна - осень того же года. И третья волна - зима - весна 1919-го. Первая отличалась самой сильной заразностью, вторая - самой высокой смертностью, третья была уже явным спадом.

Так вот, первая волна до России просто не дошла. Вторая стала разворачиваться с некоторым запозданием. Во всем мире смертельным пиком пандемии был октябрь 1918 года, когда испанка только осваивалась в России. При этом те страны, в которые вирус попал позже остальных, отличались более низкой смертностью и меньшим размахом эпидемии, вероятно, из-за того, что за несколько месяцев штамм вируса мутировал и стал менее летальным. В Австралии, куда испанка добралась позже всех (в начале 1919 года), смертность была в несколько раз ниже, чем в среднем по миру.

Каждый из этих факторов по отдельности может быть оспорен, однако все они в совокупности могли способствовать тому, что пандемия испанского гриппа прошла в советской России легче, чем в большинстве стран, при гораздо более неблагоприятных обстоятельствах.

Черная оспа

Говоря об успехах отечественной медицины в борьбе с пандемиями в прошлом веке, конечно же, нельзя не вспомнить и о черной оспе. Это опаснейшее заболевание с инкубационным периодом до двух недель. Без прививки смертность при заражении может наступить (по разным источникам) в 20-90% случаях заражения. У излеченных меняется состав крови, появляются многочисленные осложнения. Передается воздушно-капельным путем. К 30-м годам прошлого столетия оспу, как казалось, в мире практически полностью победили, но в 1959-1960 гг. в Москве чуть не вспыхнула новая эпидемия этой смертоносной инфекции.

«Нулевым пациентом» в этой истории стал известный советский художник-плакатист Алексей Кокорекин. В декабре 1959 года он побывал в Индии и посетил там ритуал сожжения умершего от оспы брахмана. Не будучи подкованным в вопросах медицины, он и не подозревал о том, что сам стал источником заразы. Вернувшись в Москву, Кокорекин почувствовал себя плохо, через какое-то время был госпитализирован в больницу с предварительным диагнозом «пневмония». Спустя неполные сутки больной скончался. К сожалению, врачи поняли, что именно стало причиной его смерти, только после вскрытия.

Всех, кто хоть как-то контактировал с плакатистом, спешно вычислили и отправили на карантин, по всей Москве объявили обязательное вакцинирование от оспы. Увы, но без летальных исходов не обошлось. Помимо самого Кокорекина умерли еще три человека. Среди зараженных оказались даже люди, которые пришли купить индийские ткани, сданные женой художника в комиссионный магазин. Только слаженная работа медиков и властей, организовавших тотальные карантинные мероприятия и оперативно выявивших весь круг потенциально способных быть зараженными, способствовали тому, что смертоносная зараза была купирована и ее распространение в стране было предотвращено.

Менингококковая инфекция

По аналогии вспоминается еще один красноречивый пример. В 1960-е годы в СССР из Китая проникла опасная инфекция: одна из форм менингококка вызывала тяжелое поражение головного мозга. По официальной статистике, 30% зараженных умирали, многие преодолевшие болезнь оставались глубокими инвалидами. При этом выяснилось, что существовавшие на тот момент вакцины против менингита были бессильны, ни у кого из жителей страны не было к ней иммунитета.

Борьба с эпидемией заняла у врачей три-четыре года и потребовала экстраординарных усилий - больных силами милиции и врачей выявляли везде, в том числе на поездах, и спешно изолировали. Еще одна вспышка менингита случилась в 1996 году, но тогда медики были к ней готовы и сумели ее быстро купировать, не дав перерасти в эпидемию. Разносчиками инфекции стали вьетнамские челноки, ездившие за товаром в Китай. Вспышку удалось ликвидировать, потому что по требованию врачей власти срочно закупили вакцину и сделали прививки всем вьетнамцам. Но, как сообщают инфекционисты, заболеваемость менингитом по Москве тогда все же была превышена в два раза.

Холера

В 1970-х годах в СССР, в Каспийском регионе, внезапно пробудилась холера. За одно лишь лето в Астрахани заболело 1270 человек, а свыше тысячи человек оказались носителями этой заразы. Версий возникновения заболеваний было две: одни врачи считали, что болезнь пришла на территорию СССР из Ирана, другие были уверены, что зараза попала в организм человека из водоема со стоячей водой.

С юга она распространилась по многим городам страны, ее обнаружили у людей в Москве, Ленинграде и более чем в 20 городах СССР. После выявления заболевания были закрыты на карантин Астрахань, Одесса, Керчь. Выезд и въезд в города были запрещены. Власти для обеспечения тотального карантина привлекали даже военнослужащих: они помогали принудительно госпитализировать людей с подозрением на холеру.

Эта вспышка заболевания не получила широкого резонанса, во-первых, из-за жесткого режима секретности (информация о холере тщательно фильтровалась и, конечно, не муссировалась ни прессой, ни ТВ), а также из-за достигнутого уровня смертности - показательно низкого: всего 1% от общего количества заболевших.

Однако вплоть до 1981 года в Астраханском регионе каждый год продолжали регистрировать по 1-2 случая заболевания, что свидетельствовало о редкой «живучести» холерных вибрионов.

…Вирусы и бактерии не дремали ни в советские годы, ни сейчас. Правда, в СССР была принята массовая вакцинация, да и многие эпидемии удалось погасить в самом зародыше благодаря неукоснительному исполнению населением правил жесткого карантина и самоотверженности советских врачей! В самоотверженности их нынешних коллег сомневаться не приходится и сегодня - в разгар коронавируса. Остается только надеяться на уровень личной ответственности самих россиян и компетентность властей…

Сергей Чернавин, обозреватель
«Столица С», 12 апреля 2020

статистика, идеология и власть, красные и белые, общество и население, человечество, демография и социология, версии и прогнозы, испания, эпохи, факты и свидетели, стратегия, катастрофы и катаклизмы, льготы и соцзащита, 60-е, 70-е, карикатуры и демки, регионы, репрессии и цензура, медицина и здравоохранение, европа, миграция и беженцы, мнения и аналитика, 90-е, страны и столицы, эпидемии и вакцинация, мчс и чп, разруха, уровень жизни, социализм и коммунизм, биографии и личности, безопасность и правопорядок, мифы и мистификации, запад, большевики и кпсс, народы, единство и община, диктатура и тоталитаризм, современность, российская империя, дискуссии, ссср, кризис, 20-е, гражданская война, 20-й век, история, государство, россия

Previous post Next post
Up