И Великое посольство не указ, или Как в Калининграде зарастают Прусские маршруты Петра I

Mar 25, 2020 17:50

Ещё ревизионизм и сепаратизм в регионах здесь и здесь, в т.ч. Калининград

Первая «европеизация» России
О странице русско-немецкой истории, не интересной калининградским чиновникам от культуры / Сюжет «Кёнигсбергизация» Калининградской области» / март, 2018

Сегодня, 19 марта [2018 года], на календаре - важная памятная дата, соединяющая русскую и западно-европейскую историю. 321 год назад руководитель нашего государства впервые отправился на европейский континент, чтобы, по сути, «европеизировать» Россию. ©Ещё культура Калининграда здесь, здесь и здесь



Даниел Маркиз. Пётр I в Голландии. 1698
В историографии это полуторагодовое турне (беспрецедентное по времени отсутствие царя в своей стране!) именуется «Великим посольством».
По гамбургскому счёту, «европеизация» в широком понимании этого слова была ключевой целью Петра Первого. Глава Посольского приказа (читай: министр иностранных дел) Пётр Шафиров объяснял необходимость поездки русского царя так:

«Во-первых, видеть культурную и политическую жизнь Европы, ибо ни он сам, ни его предки ее не видели. Во-вторых, по примеру европейских стран устроить свое государство в политическом, особенно воинском порядке. В-третьих, своим примером побудить подданных к путешествиям в чужие края, чтобы воспринять там добрые нравы и знание языков».

Американский историк Роберт Мэсси, написавший для западного читателя труд «Пётр Великий: Личность и эпоха», также констатирует, что «он поехал в Европу с решимостью направить свою страну по западному пути». Как отнеслись к русскому царю европейцы, образно описал министр иностранных дел Временного правительства России Павел Милюков:

«На европейских наблюдателей Пётр произвёл впечатление любознательного дикаря, заинтересованного преимущественно ремеслами, прикладными знаниями и всевозможными диковинками и недостаточно развитого, чтобы интересоваться существенными чертами европейской политической и культурной жизни».



Разговор Петра с Меньшиковым / Кадр из х/«ф Петр Первый». реж. Владимир Петров. 1937. СССР
Вспоминая сегодня Великое посольство, следует, на мой взгляд, провести параллель с недавним прошлым, когда руководство новой России с оптимизмом, подобным петровскому, искало точки сближения с Евросоюзом, считая, что России есть чему поучиться у Запада в политике, экономике и идеологии.

Что из этого получилось, все мы прекрасно знаем. Европа вновь смотрела на нас как на «любознательных дикарей», а мы, наконец, поняли, что ценностные различия в морали, истории, культуре настолько глубоки, что являются, по всей видимости, непреодолимой преградой для сближения. Кроме прагматичного экономического сотрудничества.

Примечательно, что пропасть между моральными ценностями была и тогда. Просто символично, что в том же 1697 году, когда Петр прибыл в Кёнигсберг, здесь же состоялся последний суд над ведьмой.

«Если вы думаете, что судили безобразную старуху, продавшую дьяволу множество невинных душ, то глубоко заблуждаетесь. Судили четырнадцатилетнюю девушку, - пишут калининградские краеведы Виктор Строкин и Алексей Губин в совместной работе «Очерки истории Кёнисберга». - Судили мучительно долго и всё же присудили к смертной казни. По мрачным законам времени, она была обезглавлена и голова ее сожжена».



Беседа Петра I в Голландии. Голландия, 1690-е
Вместе с тем Великое посольство остаётся историческим событием, которое наряду с переосмыслением требует и достойного увековечивания в России. И в этом ключе идеальное место - Калининградская область, с территории которой в бытность Восточной Пруссии Пётр I и начал своё большое путешествие.

К сожалению, сегодня память о Великом посольстве в Калининграде хранят лишь два городских объекта - набережная Петра Великого, названная в честь трёхсотлетия события в 1997 году, и улица Лефорта, именованная в честь руководителя Великого посольства и старшего приятеля царя Франца Лефорта. В 90-е годы в Калининградской области была ещё предпринята примитивно-лобовая попытка прославить легендарный визит через название водки «Великое посольство».

В середине 2000-х годов, когда Калининградский государственный университет озаботился, какое имя он будет носить, преподаватели и общественники предлагали дать имя Петра Первого в память о том, что первое заграничное образование русские студенты получили в кёнигсбергской Альбертине, и направил их туда именно русский царь. Но вуз выбрал немецкого философа.



Великое посольство Петра
Масштабной туристической тропы под условным названием «Прусские маршруты Петра Первого» в Калининградской области нет. А я убеждён, что исторические памятники, которые посетил русский царь, собранные в единый маршрут, обогатили бы кругозор как российских, так и иностранных туристов, не ведающих о содержательнейшем «русском следе» в истории Восточной Пруссии.

Итак, первая точка - сохранившиеся до наших дней Закхаймские ворота. Именно через них Великое посольство вошло в Кёнигсберг (кстати, в документах тех лет русские именуют город Королевец. «Февраля в 12-й день приехали к Королевцу», - читаем, например, в «Статейном списке гонца Григория Богданова». Когда же писари пытались вывести на бумаге слово «Кёнигсберг», то выходила полная ахинея - Кенисберк, Кенихзберх и даже Кюнусберх).

Церемониймейстер курфюрста Фридриха III фон Бессер так описывал появление Петра Первого:

«В городе по улицам от внешних Закгеймовых (т.е. Закхаймских. - Авт.) ворот до квартиры, отведенной послам на Кнейпгофе, поставлены были по обеим сторонам бюргеры с оружием. Все окна домов до крыш были полны зрителей…»

Сегодня на Закхаймских воротах нет даже таблички, которая гласила бы о Великом посольстве. Именно в этих, а не Королевских воротах, построенных лишь в середине XIX века, необходимо создавать музей «Великое посольство».



Сергей Кириллов. Петр Великий. 1982 - 1984
Следующий пункт - Фридрихсбургские ворота, которые пусть и косвенно, но связаны с русским царём-реформатором. В Кёнигсберге Пётр I первым делом посетил Фридрихсбургскую крепость, где прошел артиллерийскую науку, за что получил аттестат со следующими словами:

«Петра Михайлова (псевдоним царя в Великом посольстве. - Авт.) признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника».

Сегодня от Фридрихсбургской цитадели в Калининграде остались только эти самые ворота (крепость была стёрта с лица земли, но не советскими людьми, как может считаться некоторыми, а самими немцами - в начале XX века при строительстве железной дороги). Фридрихсбургские ворота уже не видели Петра Михайлова, потому что были построены спустя два столетия после петровской эпохи.

Третий пункт - наш военный трофей, крепость в Балтийске, построенная шведами в форме пятиконечной звезды и сохранившаяся во всём великолепии. Она также хранит воспоминания о русском императоре. Сюда, в Пиллау, царь прибыл на корабле «Святой Георгий».

«Погода была добрая, день был красен, - пишет хроникер в «Походном журнале 1697 года. - Послы кушали в Пилоу у полковника (коменданта крепости Пиллау полковника Мартина фон Дитмарсдорфа. - Авт.), ночевали на яхте. Ночь была тиха».



Кораблестроители
Стоит отметить, что именно в Пиллау Петр I отпраздновал свои именины, собственноручно устроив фейерверк, которому только что научился. Здесь же царь попрактиковался в стрельбе из пушек. Да и свой день рождения 30 мая русский царь отметил в Восточной Пруссии. Курфюрст Фридрих III впервые подарил имениннику украшения из янтаря. Прежде всего, янтарное распятие. До главного подарка - Янтарного кабинета - оставалось подождать 20 лет.

Русские дипломаты побывали тогда практически во всех восточно-прусских городах, из чего можно сделать увлекательный великопосольский маршрут - Тапиау (ныне Гвардейск), Инстербург (Черняховск), Тильзит (Советск), Велау (пос. Знаменск), Грюнхофе (пос. Рощино), Вальдау (пос. Низовье), Шаакен (пос. Некрасово).

И лишь в некоторых из них память увековечена, и то - краеведами-энтузиастами. Наподобие валуна, стоящего у дороги под Гурьевском с табличкой, на которой выбиты слова:

«В замке Вальдау 27 мая 1697 года останавливался Государь Петр I и Великие Московские Послы».

Ещё можно увидеть бронзовые памятные значки с профилем Петра в лавровом венке, установленные на стене Кафедрального собора в Калининграде, замка «Рагнит» в Немане, а также на гранитном камне в Черняховске. Впрочем, с замковой стены в Немане барельеф уже украли.



Кнеллер. Царь Петр. 1698
К сожалению, плачевная ситуация с сохранением и популяризацией русской истории в Кёнигсберге повторяется. Минувшей зимой автор этих строк писал о том, как калининградские чиновники от культуры проигнорировали значимый юбилей - 260-летие вхождения Кёнигсберга в состав России [читай ниже]. «Не замечать русского» в богатейшей истории Восточной Пруссии, кажется, становится визитной карточкой регионального минкульта.

И даже Великое посольство не указ.
_______



Генеральное сражение 1758 года. Семилетняя война. А. Коцебу. «Цорндорфское сражение» (1852)
Калининградские власти саботировали юбилей «русского Кёнигсберга»
История с географией / январь, 2018

Министерство культуры и туризма Калининградской области проигнорировало значимый юбилей в русской истории края. Речь идет о 260-летии вхождения Восточной Пруссии в состав России (22 января 1758 года в Кёнигсберг победоносно вошли русские войска, и на четыре года эта земля стала Российской империей).

Кто-то скажет, мол, не слишком уж и круглая дата - 260 лет. Но позвольте, в эти же самые дни 242-летие со дня рождения уроженца Кёнигсберга, сказочника Гофмана калининградская культурная общественность при поддержке региональных властей отмечает с размахом. Накануне в Калининградском историко-художественном музее, который является государственным бюджетным учреждением культуры, открылась выставка «Гофман - ХХI век». В программе вернисажа - «эстетическое чаепитие по-гофмановски» и литературный конкурс «Русский Гофман». Кроме того, калининградские власти помогли выставить «Гофманиану» в Берлине.

О такой поддержке «русскому Кёнигсбергу» можно только мечтать. Впрочем, в начале 2017 года сохранялась надежда, что юбилей историко-политического события Калининградская область отметит достойно. Тогда неутомимый директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова выступила с идеей разбить сквер имени выдающегося русского просветителя Андрея Болотова, сыгравшего в истории с присоединением Восточной Пруссии к России исключительную роль.



Деятель русской науки и культуры А. Т. Болотов на почтовой марке СССР. 1988
Напомним, Болотов, служа переводчиком при канцелярии русского генерал-губернатора Пруссии, вёл подробнейшее жизнеописание Кёнигсберга при русских. Кроме того, он стал автором эскизов монет, которые были введены на новой территории земли российской. По замыслу Светланы Сивковой, деревья для сквера Болотова должны были быть привезены из-под деревни Дворяниново Тульской области, где находилось имение писателя и учёного. Представляете, какой межрегиональный культурно-исторический инфоповод для калининградских и тульских медиа? Но ничего это не произошло.

Ровно год назад автор этих строк «отметил» на страницах ИА REGNUM 259-летие исторического события (подробнее - Кёнигсберг-«Иуда»). Тогда некоторые калининградцы написали мне, мол, совершенно уж «квадратную» дату выбрал. Но это было сделано с умыслом, чтобы встряхнуть региональную власть, направив творческие силы на подготовку к юбилею. К сожалению, чиновники оказались непрошибаемыми.

Навскидку, расскажу, как можно было отметить юбилей:

1. Нумизматическая экспозиция. Россия имеет уникальную коллекцию русско-прусских монет, которые имели хождение всего четыре года. Ряд монет являются серьёзной нумизматической редкостью. Например, 6 грошей, или серебряный шестак, последнего, 1762 года российского владычества. Или же гульден с жемчугом в волосах Елизаветы. Полная коллекция русско-прусских монет, пожалуй, никогда не выставлялась в Калининграде, а это стало бы, несомненно, событием для туристов и СМИ.



Рубль. 1762
2. Торжественная церемония возложения цветов к конной статуе императрицы Елизаветы. Скульптура была установлена в 2004 году в самой западной точке России - городе Балтийске, где расположена главная военно-морская база Балтийского флота. На сегодня в Калининградской области это единственный величественный памятник, посвящённый победе России в Семилетней войне. При желании можно было отметить залпами флотских пушек память об императрице, увековеченной, кстати, в военной форме - платье полковника лейб-гвардии Преображенского полка.

3. Выставка археологических раскопок культурного слоя Кёнигсберга XVIII века. Калининградские историки уже несколько раз сообщали прессе о найденных артефактах, свидетельствующих о жизнедеятельности российских подданных в Восточной Пруссии. Среди уже известных находок - внушительная латунная накладка с изображением российского двуглавого орла, елизаветинские копейки, холодное оружие и прочее.

4. Молодёжный флэшмоб в соцсетях в микрорайоне Калининграде «Сельма». Здесь есть целый исторический городской уголок с четырьмя улицами, названными в память тех лет. Три улицы носят имена русских губернаторов Восточной Пруссии Виллима Фермора, Фёдора Воейкова и Петра Панина, четвертая улица называется просто - Елизаветинская.



Монумент «Мать-Россия» в центре Калининграда
Я уже не говорю о стандартном научно-познавательном инструментарии - от тематических школьных уроках и круглых столах по истории до открытия памятных досок и издания краеведческой литературы.

Почему это всё было фактически саботировано калининградскими чиновниками «культуризма», можно только догадываться. Надежды, что министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак объяснит безразличие к русской истории, честно говоря, не остаётся и вот почему.

В прошлом году ИА REGNUM дважды, но всякий раз безрезультатно, направляло официальный запрос № 115 от 17 июня 2017 года на имя Ермака с просьбой объяснить, кто дал разрешение на реставрацию памятного знака нацистской организации RAD (Reicharbeitstdienst / Имперская служба труда). Известно, что личный состав RAD участвовал в операциях против советских партизан, а главарем RAD был ближайший соратник Гитлера Константин Хирль, признанный в 1949 году виновным в военных преступлениях. Этот памятник стоит в поселке Калинино, названного в честь того же исторического деятеля, что и Калининград.

Вот такая история с географией в российском эксклаве.
Андрей Выползов
ИА «Regnum», 27 января - 19 марта 2018

путешествия и туризм, архивы_источники_документы, музеи и выставки, архе_геология, родина и патриотизм, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, сепаратизм, пятая колонна, общество и население, эпохи, германия, факты и свидетели, память, нравы и мораль, петр первый, наследие, кощунство и вандализм, даты и праздники, двойные стандарты, калининград, идентификация, внешняя политика и мид, менталитет, информационные войны, агитпроп и пиар, романовы, регионы, саботаж, европа, мнения и аналитика, 18-19-ее века, национальная идея, русофобия и антисоветизм, чиновники и номенклатура, провокации, заговоры и конспирология, культура, колониализм, памятники и достопримечательности, нонсенс, скандалы и сенсации, запад, правители, министерства, реформы и модернизация, современность, российская империя, холуйство, ревизионизм, критика, деньги, известные люди, история, россия

Previous post Next post
Up