Ещё о
мигрантах в Европе Венгры дадут ответ Европе
В стране послезавтра пройдет референдум по вопросу о размещении беженцев
В воскресенье в Венгрии пройдет референдум, исход которого грозит всему Евросоюзу непредсказуемыми последствиями. Эксперты считают его самым серьезным испытанием для единства ЕС после Brexit. На голосование вынесен вопрос о допустимости обязательного распределения мигрантов по странам Евросоюза, как того требуют в Брюсселе.
©Также о
Brexit Угроза массовой миграции с Ближнего Востока и из Африки сплотила венгров вокруг премьера
Референдум может стать триумфом либо поражением венгерского премьера Виктора Орбана, бросившего вызов властям ЕС. Согласно последним соцопросам, 78% венгров проголосуют против системы квот, и лишь 3% - за. Впрочем, ключевой вопрос состоит не в том, как проголосуют венгры, а в том, сколько их придет на участки: для победы главе правительства необходимо, чтобы явка превысила 50-процентный порог.
Угроза суверенитету
Планы правительства относительно референдума венгерский парламент одобрил в мае. Ранее, в 2015 году, Европейская комиссия обнародовала план по обязательному распределению между 28 странами ЕС 120 тыс. беженцев, прибывших с Ближнего Востока и из Африки. Германия и Франция поддержали этот план, но ряд стран Восточной Европы его отвергли. Самыми яростными противниками системы обязательного квотирования оказались Словакия, Чехия, Румыния, Польша и Венгрия.
Но из этой пятерки только Будапешт вынес вопрос на общенациональный референдум. Звучит он так: "Хотите ли вы разрешить Европейскому союзу принимать решение о переселении лиц, не являющихся гражданами Венгрии, в Венгрию без согласия Государственного собрания (парламента)?"
5 июля в Венгрии вступил в силу закон, согласно которому мигранты, нелегально пересекшие границу и задержанные в пределах восьмикилометровой пограничной зоны, будут без суда отправляться обратно в страны, откуда они прибыли. Тогда же, в первых числах июля, негласно стартовала и агитационная правительственная кампания. (По венгерским законам она может начаться только за 50 дней до референдума.) Свою позицию премьер Виктор Орбан и правящая партия "Фидес" обозначили предельно четко. Она сводилась к простой мысли: миграционная политика Брюсселя представляет угрозу не столько для экономической и социальной стабильности Венгрии, сколько для суверенитета, национальной, культурной и религиозной идентичности.
"Я люблю свою страну такой, какая она есть, и не хочу, чтобы кто-то извне пытался ее изменить. Наш референдум покажет, хотят ли венгры перемен, навязанных под влиянием утопии, или же они хотят оставаться таким же венграми, какими были на протяжении многих веков",- заявил господин Орбан.
Согласно надавнему опросу центра "Сазадвег", 78% граждан Венгрии будут голосовать против системы квот, и лишь 3% - за. Исследование другого социологического центра "Тарки" показало: 70% венгров отвергнут систему квот, а 13% - одобрят. Явка прогнозируется на уровне 70%, то есть значительно выше порога в 50%, необходимого для того, чтобы референдум был признан действительным.
Война плакатов
Во многом эти цифры обусловлены страхом населения перед мигрантами. Этот страх подпитывается правительственными агитационными плакатами с общим вопросом: "А вы знали, что...?" Они информируют граждан о том, что "Брюссель хочет заселить в Венгрию целый город мигрантов", что "с начала миграционного кризиса резко повысилось количество сексуальных домогательств в Европе", что "только из Ливии миллион мигрантов собирается отправиться в Европу".
Оппозиция ответила властям своими агитационными материалами. Так, социал-либеральная партия "Вместе" призывает к бойкоту референдума, на ее плакатах написано: "Мигрант не враг. Не голосуй против Европы!" НКО "Союз за гражданские права" призывает портить избирательные бюллетени. "Демократическая коалиция" развесила по Будапешту плакаты с надписью: "Останься дома, останься в Европе!" Сатирическая Партия двухвостой собаки спрашивает венгров: "А вы знали, что... городские системы водоснабжения в любой момент могут подмешать LSD в воду?", "А вы знали, что... из Венгрии более миллиона человек хотят уехать в Европу?"
Агитационная кампания накануне референдума в целом способствовала росту популярности правящей партии, опирающейся на проправительственные СМИ. Если в феврале 2015 года рейтинг одобрения "Фидеса" был около 27%, то после того, как Виктор Орбан ужесточил свою позицию по отношению к беженцам, партию стали поддерживать 32%, а политику правительства - 42% (в июне было на 6% меньше).
"Большинство мигрантов уйдет в криминал"
Референдум 2 октября должен дать господину Орбану принципиально иной уровень поддержки. "Я проголосую против квот, так как не хочу засилья мигрантов в Венгрии,- сказал "Ъ" Ласло, предприниматель из Будапешта.- Если мигрантов распределят у нас по квотам, то криминогенная ситуация в столице ухудшится, город станет не таким безопасным, как сейчас. К тому же чем будут заниматься все эти люди? Большинство из них уйдет в криминал и станет торговать наркотиками".
Между тем, по словам оппонентов Виктора Орбана, правительство умалчивает об одном обстоятельстве: квота для Венгрии предусматривает размещение 1294 мигрантов - это 0,01% населения страны. В то же время более 4 тыс. иностранцев, включая лиц с преступным прошлым, ежегодно покупают в Венгрии вид на жительство, а затем перевозят туда своих родственников. Что касается мигрантов из охваченных войной регионов, устремившихся сегодня в Европу, то практически никто из них не в состоянии заплатить €340 тыс.- такова цена госбумаг, после приобретения которых иностранец и его семья получают право на ПМЖ.
На эти моменты в беседе с "Ъ" указала Юдит, преподаватель из Будапешта. "Я не пойду голосовать, потому что не хочу участвовать в развязанной властями кампании ненависти,- сообщила она.- Вопрос на референдуме поставлен неверно: речь не идет о том, что Евросоюз самовольно расселит сюда мигрантов, ведь система квот предоставляет возможность государствам самим рассматривать заявки распределенных по квотам мигрантов. То есть этих людей можно и не принять".
По следам Brexit
Формулировка вынесенного на референдум вопроса смущает некоторых экспертов, считающих ее заведомо некорректной. "По сути, венгры должны сделать выбор между Европейским союзом, который ассоциируется с беженцами, и национальным парламентом, который ассоциируется с Орбаном. Сама тема мигрантов уходит на второй план",- сказал "Ъ" доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве ФМО СПбГУ Игорь Грецкий.
По словам собеседника "Ъ", вступив в Евросоюз в 2004 году вместе с девятью другими государствами, Венгрия оказалась в числе основных бенефициаров, уровень жизни ее граждан в итоге вырос, экономика окрепла. И сегодня, говорит господин Грецкий, привыкшие к европейским стандартам венгры не стремятся к выходу из ЕС. "С другой стороны,- считает эксперт,- нынешний референдум неотделим от Brexit, и едва ли Виктор Орбан решился бы на его проведение, если бы Великобритания не проголосовала за выход из Евросоюза".
Рассуждая о наиболее вероятных последствиях венгерского референдума, Игорь Грецкий заметил: "В Европе получит дальнейшее развитие популистская риторика, возрастет роль как правоцентристских, так и праворадикальных партий в других странах".
В случае отказа от квот по мигрантам на воскресном референдуме правительство Венгрии, как предсказывает газета "Непсабадшаг", может потребовать внести изменения в Лиссабонский договор - ключевой документ ЕС. Речь идет о том, чтобы исключить из него правила, регулирующие миграцию. Эта инициатива, по мнению экспертов, подорвет предложенную Брюсселем схему разделения ответственности за беженцев между странами-членами ЕС. "Премьер-министр придерживается мнения, что с момента заключения Лиссабонского договора некоторые обстоятельства изменились коренным образом, а Европа к этому оказалась не готова",- заявил накануне голосования спикер венгерского правительства Золтан Ковач.
Георгий Степанов; Мария Киселева, Будапешт
«Коммерсантъ», №181, стр. 7, 30 сентября 2016