Другие материалы с участием
Николая Леонова Грозит ли Кубе «перестройка»?
Вашингтон и Гавана делают первые шаги навстречу друг другу
Сделанные одновременно 17 декабря 2014 года заявления президента США Барака Обамы и председателя Государственного совета Кубы Рауля Кастро заставили мир вздрогнуть, как от удара током высокой частоты.
©~~~~~~~~~~~
Политический агитпроп на Кубе
Они объявили о решении восстановить дипломатические отношения между своими странами, прерванные в далеком 1961 году. Рауль Кастро в телеобращении к нации сообщил, что на Кубу возвратились освобожденные из американских тюрем в результате президентского помилования три кубинских разведчика. В свою очередь, в США отправились, освобожденные из мест заключения, американский гражданин Алан Гросс и не названный по имени кубинец, осужденный за шпионаж в пользу США. Нескольким кубинцам, за которых особенно хлопотало правительство США, были смягчены судебные приговоры.
Этим пока исчерпываются конкретные договоренности, достигнутые в результате многомесячных закрытых переговоров, проведению которых способствовали Папа Римский Франциск и власти Канады. Рауль Кастро поблагодарил их за доброе участие в налаживании контактов на высоком уровне. Как Барак Обама, так и Рауль Кастро сопроводили свои высказывания по поводу договоренностей доброжелательными примирительными словами, которые можно толковать как «протокол о намерениях» двигаться дальше в этом направлении.
Ситуацию можно охарактеризовать популярным литературным афоризмом: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!». Подвижки в кубино-американских отношениях получили шумный резонанс не только в этих двух странах, но и во всем мире. Уж очень сильно они контрастировали с вроде бы привычной атмосферой «холодной войны» между Вашингтоном и Гаваной. Часть общественности, которая всегда поддерживала Кубу, слегка испугалась. Ей показалось, что американский каток начинает закатывать в «демократический асфальт» самую красивую, самую романтичную в мире революцию.
Послышались голоса: «Неужели надо было проявить столько героизма и принять столько страданий, чтобы надломиться, когда самое страшное уже позади?», «Не получится ли на Кубе, как у нас с горбачевской перестройкой?».
А с другой стороны рычали самые кровожадные химеры «холодной войны»: «Как можно идти на примирение с кастровской диктатурой, в борьбу с которой было вложено столько сил и средств?», «Еще немного, еще чуть-чуть, и коммунистический режим на Кубе рухнет!» Те политические силы и персоналии, которые десятилетиями строили свои карьеры на разжигании вражды между США и Кубой, впадают сейчас в истерическую панику.
Посмотрим на ситуацию с позиций здравого смысла и исторической правды. Это поможет определиться и с наиболее вероятным прогнозом развития событий в обозримом будущем. В мире известны примеры непримиримой, казалось, вражды соседних государств. Вспомните Францию и Германию, Турцию и Болгарию, Китай и Японию. Веками длились между ними конфликты, текли реки крови, но пришли другие времена, появились иные ценности и радикально изменились отношения между вчерашними врагами. Некоторые стали даже союзниками, другие превратились в мирных соседей.
Вражда, сколько бы она не длилась, конструктивной никогда не станет, она всегда будет убыточной для враждующих сторон. Это, кстати, надо помнить и нам сейчас, во времена «санкций и контрсанкций».
К чести кубинцев надо сказать, что они с самого начала революции, даже в самые критические моменты своего противостояния с США, никогда не ставили своей государственной целью увековечивание этой вражды. Никогда не угрожали перенести огонь революции на территорию Соединенных Штатов, ни разу, ни словом, ни делом не пытались сеять ростки терроризма на земле своего великого северного соседа. Их позиция изначально была оборонительной. Во всех своих публичных выступлениях и в ходе переговоров Фидель Кастро, а позже и Рауль, неизменно, как рефрен, повторяли слова о готовности нормализовать отношения с США на основе полного равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела, без всяких предварительных условий.
Что же касается Соединенных Штатов, то я бы счел неуважением к читателям пересказ бесконечной саги об открытых и тайных планах и намерениях Вашингтона сковырнуть с географической карты «кубинскую болячку». Не забывайте хотя бы о Плайя-Хирон и более чем 400 попытках покушения на жизнь Фиделя.
Одним словом, Куба и прежде, и нынче ни в чем не изменила своему курсу, она действует последовательно. Стало быть, нынешний «крутой поворот» пришлось делать именно Вашингтону, который теперь, на глазах всего мира, вынужден признать: вся его более чем полувековая политика насилия, блокад и угроз по отношению к крошечной Кубе, оказалась провальной. Нет, не Барак Обама стал творцом «поворота», еще покойный Джон Кеннеди после Карибского кризиса всерьез думал о том, чтобы встретиться с Фиделем Кастро и нащупать основы соседских отношений с Кубой, но безвременный уход этого президента с политической арены надолго заморозил ситуацию. Каждый раз, когда в Белом доме сидели демократы - Джеймс Картер, Билл Клинтон - в кубино-американских отношениях начинались какие-то подвижки. Иной раз все ограничивалось разговорами, но иногда отмечались и реальные результаты. Дж. Картер даже приезжал в Гавану по окончании срока своего президентства.
Заметим, что как в Гаване, так и Вашингтоне в зданиях, которые до разрыва отношений занимали посольства, работали так называемые «группы по защите интересов», состоявшие каждая из десяти дипломатических работников. Эти группы могли выполнять - хотя и не в полном объеме - функции дипломатических представительств. Время от времени проходили встречи должностных лиц США и Кубы для решения возникавших проблем. Сотрудничество шло по линии совместных мер по борьбе с наркоторговлей, по изучению метеорологических явлений - разрушительных тропических ураганов, миграционным вопросам. Сколько лет США эксплуатировали тему незаконной эмиграции с Кубы, провоцировали публикацию душераздирающих репортажей о трагедиях в море! «Забывая» сказать, что кубинцы постоянно настаивали на том, чтобы США выдавали разрешения на въезд в обычном консульском порядке, а не сманивали людей посулами особых льгот за нарушение морской границы.
Гений Фиделя, разрешившего однажды свободный массовый выезд в США всем желающим, напугал Вашингтон. Именно США затрубили отбой и согласились сесть за стол переговоров, чтобы найти решение миграционных проблем.
Они обещали давать в год до 20 тысяч разрешений, но и это свое обещание ни разу не выполнили полностью.
Любопытно, что когда США задумали создать в Гуантанамо тюрьму для лиц, подозреваемых в терроризме, то сочли необходимым заблаговременно предупредить об этом кубинские власти. Вашингтон не испрашивал разрешения, но все-таки уведомлял Гавану о своих намерениях, как бы подтверждая признание суверенных прав Кубы на территорию Гуантанамо. Сама обстановка на пограничной линии, разделяющей Гуантанамо от кубинской территории, со временем стала более спокойной. Если в 60-70 годы там постоянно возникали по вине американской стороны опасные провокации и конфликты, неоднократно приводившие к гибели кубинских пограничников, то в последние годы ситуация нормализовалась.
Однажды США обратились к кубинцам с необычной просьбой. Речь шла о разрешении их самолетам, приземляющимся в Гуантанамо, при заходе на посадку пролетать небольшое расстояние над территорией Кубы. В интересах безопасности полетов. Кубинцы, исходя из гуманитарных соображений дали свое согласие.
Под влиянием требований жизни складывался «модус вивенди», то есть своего рода «нормы сосуществования» между государствами. Но все это происходило при постоянном наращивании высоты и толщины блокадных стен вокруг Кубы усилиями самых оголтелых правых сил в конгрессе, американских средств массовой информации и непримиримой части кубинской эмиграции в Майами.
Вершиной блокадной политики Вашингтона стали законы Торичелли и Хелмса-Бэртона, принятые в девяностых годах и распространившие репрессивные меры США против Гаваны на весь мир. Все банки, сотрудничавшие с Кубой, подвергались санкциям и облагались огромными штрафами: всем кораблям, заходившим на Кубу, запрещалось на длительное время появляться в американских портах, зарубежные филиалы американских компаний не имели права сотрудничать с Кубой. Телефонная связь между США и Кубой была прервана. Гражданам США под страхом жутких штрафов запретили посещать Кубу. Такого мир еще не видывал. В Вашингтоне все ждали, что вот-вот без исчезнувшего СССР и под давлением блокадного пресса рухнет кубинская революция. Ждали-ждали, да не дождались.
Запутавшись в своих собственных имперских сетях, наброшенных на весь мир, США и не заметили, как быстро менялся этот мир не в их интересах. Воюя без конца в Афганистане, Ираке, Ливии, в Сирии, конфликтуя с Ираном, занимаясь посевами «цветных» революций в далеких от США регионах, Вашингтон просмотрел перемены на своем «заднем дворе» - в Латинской Америке.
Под влиянием героического - даже по библейским меркам - сопротивления Кубы в Южной Америке один за другим уходили в небытие прежние холуйские проамериканские режимы, исчезали военно-полицейские диктатуры, на которые всегда опирался Вашингтон.
Нынешняя Латинская Америка воспринимает Кубу как символ борьбы за свободу и независимость, как страну, возродившую достоинство латиноамериканцев.
В 1962 году США принудили почти все страны континента - кроме Мексики - порвать отношения с Гаваной. Для этого они использовали созданную ими же Организацию американских государств - ОАГ. Сейчас на эту дряхлую неоколониалистскую структуру, доживающую свой век в Вашингтоне, никто не обращает внимания. Вместо нее на континенте возникло новое объединение: Содружество стран Латинской Америки и Карибского бассейна - СЕЛАК, в которое не допускаются США и Канада. Куба с честью вернулась в родную семью, куда запрещен вход ее прежним гонителям. Торговый оборот Кубы с латиноамериканскими странами приближается к 30 миллиардам долларов в год.
Могучим торгово-экономическим партнером для Кубы и всей Латинской Америки стал Китай, который прозорливо ориентируется именно на СЕЛАК. Совсем недавно в Пекине Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая перед представителями СЕЛАК, заявил, что в ближайшие 10 лет годовой товарооборот КНР со странами Латинской Америки достигнет 500 миллиардов долларов, а объем китайских инвестиций в регионе составит не менее 250 миллиардов. Тут уже не остается места для США, путающихся в вязких конфликтах в далеких краях, никак не влияющих на жизнь американцев.
Со своей блокадой Кубы США давно стали посмешищем для всего мира. Из года в год в ООН голосуется резолюция, призывающая к отмене этих «санкций». Против нее обычно выступают только три страны: сами США, Израиль и мало кому известное ассоциированное с США тихоокеанское островное государство Палау с населением в 20 тысяч человек. Весь остальной мир осуждает политику Вашингтона.
Очень загадочно даже для автора выглядит позиция Канады, которая тихо, даже почти беззвучно, активно сотрудничает все эти годы с Кубой. Оставаясь при этом союзником США и имея с ними почти единый хозяйственный организм. Канада давно создала с Кубой совместные компании по добыче руды и обогащению никелевого концентрата, более миллиона канадцев ежегодно отдыхают на Кубе, но США молчат, как будто в рот воды набрали. Не потому ли, что сами пользуются кубинским никелем, купленным на «черном рынке» Канады?
Блокада по-прежнему наносит ущерб экономике Кубы, нарушает всю систему гуманитарных связей, но теперь уже причиняет больше вреда самим США, чем Кубе. Поэтому согласие Барака Обамы на примирение выглядит вынужденным и очень сильно запоздавшим. В таких случаях в России говорят: «Поезд ушел!». Надежды наследников тех американских воротил, которые до революции были владельцами 75 процентов кубинского национального богатства, вернуть себе силой прежние привилегированные места на «антильской жемчужине» - как называл Кубу Колумб - испарились. Хотя они заботливо хранят в банковских сейфах пакеты акций и свои документы-права на кубинскую собственность, давным-давно национализированные революцией. Бессмысленны вопли и стенания тех политиканов из числа послереволюционной эмиграции, которые всю свою жизнь строили только на вражде с нынешней Кубой. Их время закончилось.
При всей обреченности политики блокады было бы непозволительно думать о том, что возведенные Соединенными Штатами завалы будут разобраны быстро и эффективно. На это уйдут годы.
Хотя сторонников нормализации отношений с Кубой в США много, но и противников хоть отбавляй. «Стены» сложены из тяжелых блоков-законов, отменить или изменить которые может только конгресс, а он, как известно, является самой консервативной структурой в политической машине США. Президент может лишь смягчить или временно ослабить действие отдельных положений законов, но ему не под силу отменить их.
Я с интересом жду, когда в сенате начнется обсуждение кандидатуры на пост посла США в Гаване. Это будет прекрасный лабораторный эксперимент на тему «Кто командует парадом в США в кубинских делах». А потом мы станем свидетелями ожесточенной драки по кубинскому вопросу во время приближающейся кампании по выборам президента США в 2016 году.
В Гаване будет все спокойно. Преодолев самые страшные испытания, страна выходит, наконец, на спокойную дорогу развития. Если в 2014 году рост ВВП на Кубе составил 1,3 процента, то в 2015 году уже запланирован на уровне более 4 процентов, что является свидетельством эффективности реформ, проведенных на основе решений VI съезда Компартии Кубы. На апрель 2016 года намечен очередной партийный форум. Крошечные группки оппозиции в стране не имеют никакой опоры в обществе.
Для реализации какого-либо варианта «цветной» революции на сегодняшний день почвы нет. По заветам Хосе Марти - Апостола Независимости - в стране есть и будет только одна политическая партия, появление всякой другой станет признаком раскола нации и игрушкой в руках внешних сил. В 2002 году на Кубе был проведен всенародный референдум по вопросу о незыблемости социалистического выбора пути, по результатам которого подавляющее большинство высказалось в поддержку социализма. Это решение стало конституционной нормой в действующем основном законе страны. Слова «Горбачев» и «горбачевская перестройка» воспринимаются как политические оскорбления.
Нынешние политические руководители Кубы пережили 10 различных американских администраций, прекрасно знают все приемы и методы их действий, знакомы с менталитетом и психологией обитателей Белого дома. Они давно изучили планировавшийся в США метод «удушения Кубы в объятиях».
И, конечно, будут действовать по принципу: «Добро пожаловать, но посторонним вход воспрещен». Рауль Кастро твердо и решительно заявил в своей речи перед Национальной Ассамблеей - парламентом - 20 декабря 2014 года, что Куба готова к открытию нового этапа в отношениях с США. Но - с позиций равенства и полного уважения ее суверенитета. Так было всегда.
Николай Леонов
специально для Столетия, 15 января 2015