Почему в Нюрнберге не осудили финансистов нацизма

Nov 12, 2014 02:00

Ещё по теме финансов нацизма

Несостоявшийся суд над спонсорами нацизма
Нюрнбергский процесс

По мнению экспертов, суд над политической и военной верхушкой Третьего рейха должен был сопровождаться процессом по делу «спонсоров» нацизма - крупнейших промышленников и банкиров гитлеровской Германии. ©
~~~~~~~~~~~



О том, почему этого не произошло, мы поговорили с экспертом МГИМО, профессором кафедры международных отношений и внешней политики России Александром Борисовым.


- Суд над закулисными силами Третьего рейха - промышленниками, банкирами и другими представителями большого бизнеса - не состоялся потому, что этого не хотели очень влиятельные круги в Англии и Соединенных Штатах, прежде всего глава Банка Великобритании Монтегю Норман. Они оказывали сильное давление на следствие в Нюрнберге, поскольку боялись, что всплывут довоенные связи американских и английских финансовых и промышленных кругов с нацистскими предпринимателями и крупнейшими корпорациями (таких как И. Г. Фарбен, Крупп и др). Инициаторами процесса, как ни странно, были англичане: вначале они, движимые конкурентными соображениями, стремились добить немецкую экономику, однако потом интересы консолидированного бизнеса одержали верх. Англичане пошли на попятную.

До сих пор существует представление, что так называемое «немецкое чудо» - восстановление Западной Германии после второй мировой войны - явилось следствием американского плана Маршалла и самоотверженного труда и патриотического порыва немцев. На самом деле основой этого «чуда» являлись капиталы, накопленные германской промышленностью за время войны и надежно упрятанные за рубежом - в государствах Латинской Америки, Швейцарии и других нейтральных странах.

- И после войны эти счета не были заморожены?

- Нет. Хранившиеся в швейцарских банках суммы были огромными. Сами евреи перед отправкой в концлагеря клали деньги на номерные счета. (Лишь недавно швейцарцы откликнулись на требования американцев вернуть конфискованные еврейские капиталы - было возвращено только около 500 млн долларов, потому что деньги в основном размещались анонимно, на номерных счетах.) Кроме этого туда переправлялись конфискованные немцами капиталы, вплоть до золотых зубов. Собственно, именно эти капиталы стали основой богатства так называемых «цюрихских гномов», банкиров Берна, Женевы. Когда ажиотаж вокруг так называемой послевоенной денацификации Германии спал, капиталы стали возвращаться в Германию. Именно они, а не план Маршалла, стали основой германского восстановления. Возьмем, к примеру, концерн Simmens, который сегодня активно работает во всем мире: никто не может сказать точно, насколько его первоначальный капитал состоял из тех самых капиталов, привезенных из оккупированных восточноевропейских стран. Однако тема настолько надежно спрятана в архивах - а скорее, в умах отдельных людей, - что до сих пор существует миф об экономическом чуде, которое ассоциируют с именем Людвига Эрхарда.

В период Нюрнбергского процесса эта тема не прозвучала. Ее вовремя свернули. Существуют архивные документы, в которых описывается, как министр обороны США Паттерсон оказывал давление на американского прокурора Роберта Джексона. Собственно, это было даже не давление, а выражение точки зрения американского правительства, которая заключалась в том, что нужно оставить промышленников в покое.

- А как же Шахт, которого посадили на скамью подсудимых в Нюрнберге, а затем оправдали?

- В том то и дело! В этом было яркое проявление того, о чем я говорю: людей, которые ковали военную и экономическую мощь Германии, которые были главными финансовыми опорами нацистского режима, оставили в покое. Шпееру, министру вооружений и военной промышленности Третьего рейха, дали 20 лет. Вообще, большой минус Нюрнбергского процесса в том, что в Нюрнберге судили мелкую рыбешку, а настоящие воротилы, настоящие дирижеры остались за кулисами и были вне досягаемости. Разумеется, некоторые корпорации трудно было не признать преступными - например, IG Farben производили газ Циклон Б, который использовался в лагерях смерти.

- А как Советский Союз повел себя в этой ситуации? У СССР ведь была уникальная возможность продемонстрировать, насколько опасны капиталисты.

- СССР, как ни странно, не поднял этот вопрос. Думаю, свою роль здесь сыграло то, что Советский Союз все-таки был построен не на бизнесе, а на государственной монополии. В архивах есть документ - английский меморандум с предложением Советскому Союзу провести процесс по делу немецких промышленников. То есть инициатива шла от англичан, а мы ухватились за эту идею, но хотели судить наиболее ярких фигур - Круппа, например. Советский Союз не настолько интересовала закулисная сторона дела, а промышленники ведь не были известными на весь мир персонажами. Прежде всего нужно было наказать как раз тех, кто в течение нескольких лет был на виду. В СССР, скорее всего, недооценивали влияние крупного капитала на приход нацистов к власти. Да и осудить крупных промышленников было очень трудно. Ведь если кто то, например, производил пушки, всем ясно, с какой целью они это делали, но руки у них не были обагрены кровью. Кроме того, с весны 1946 года у СССР и Запада стали портиться отношения - начиналась холодная война. Стало очевидно, что надо бы уже завершать процесс, надо подводить под начатыми делами финальную черту.

Беседовал Андрей ЗАВАДСКИЙ
Портал МГИМО, 30 ноября 2010

вов и вмв, идеология и власть, мировое правительство и глобализм, суды и следствия, фашизм и нацизм, заговоры и конспирология, союзники, нонсенс, версии и прогнозы, германия, запад, память, промышленность, победа, вопросы и ответы, даты и праздники, капитализм и либерализм, великобритания, двойные стандарты, олигархат и корпорации, преступления и наказания, ссср, 20-й век, европа, экономфинбиз, сша

Previous post Next post
Up