Великая китайская цензурная стена

Nov 07, 2014 01:45

Крамола долго не живет
Более 40% публикаций в китайском сегменте интернета подвергаются цензуре, выяснили эксперты

Правительственные цензоры, отслеживающие содержание китайского сегмента Сети, реагируют не на острую критику в адрес правительства или отдельных ведомств, а на призывы к коллективным акциям, даже направленным в поддержку существующего строя. ©
~~~~~~~~~~~



Правила поведения в китайском сегменте интернета на дисплеях мониторов
В общей сложности цензурируется около 40% всего контента в китайской части всемирной паутины. К такому выводу пришли специалисты из Гарвардского университета и университета Сан-Диего, опубликовавшие в журнале Science результаты своего масштабного исследования, в рамках которого они превратились в интернет-троллей для того, чтобы проанализировать цензурную политику Китая в интернете, раскрыть ее болевые точки и тактику действия властей.

Многие интернет-пользователи слышали о «великом китайском файерволле». Этим термином пресса и эксперты обозначают систему правовых норм, цифровых устройств и IT-практик, которая позволяет правительству Китая почти полностью контролировать потоки информации в китайском сегменте Сети и произвольным образом блокировать доступ к зарубежным интернет-ресурсам. Еще в первые годы проникновения интернета в Китай, в середине 1990 годов, Коммунистическая партия Китая распознала в нем угрозу для ее политического доминирования и в 1998 году запустила проект «Золотой щит», ставший базой для постройки «великой цензурной стены».

Благодаря ее существованию, сегодня типичному пользователю интернета в Китае закрыт доступ более чем к двум с половиной тысячам сайтов, в том числе к Google.com, Youtube, Facebook, Twitter, большинству американских интернет-магазинов, развлекательных порталов и почти всех западных СМИ. Весь исходящий и входящий зарубежный трафик находится под полным контролем и непрерывным мониторингом спецслужб КНР благодаря тому, что все провайдеры обязаны подключаться к мировой паутине через четыре государственные магистральные компании. В каждой провинции Поднебесной на данный момент существует особые списки из нескольких сотен запрещенных слов, чье появление в комментариях и постах в социальных сетях автоматически приводит к их удалению. Сегодня только самые технически продвинутые граждане КНР могут прорваться через этот заслон, используя анонимные сети Tor, I2P или прокси, созданные правительствами США и других стран специально для этой цели, например, такие как UltraSurf.

Гарри Кинг и Дженнифер Пэн из Гарвардского университета, а также их коллега Маргарет Робертс из университета Калифорнии в Сан-Диего изучили систему интернет-цензуры в Поднебесной, приняв на несколько недель обличие китайских интернет-троллей, политических блоггеров и других жителей Сети.

Еще в 2011 году, как отмечают сами политологи, они заметили, что все публикуемые на Западе исследования, посвященные цензуре в Китае, были крайне неглубокими. По словам авторов статьи, они проводились по остывшим следам - постам и комментариям недельной или месячной давности, - которые китайский «большой брат» мог очистить от нарушающего закон контента в первые же часы после публикации. Эта мысль натолкнула их на идею провести свой собственный эксперимент в китайском сегменте Сети, в результатах которого у них не было бы оснований сомневаться.

Для проведения этого эксперимента Кинг и его коллеги призвали несколько десятков добровольных помощников в США и Китае, вместе с которыми они создали 200 фейковых учетных записей на сотне различных форумов, в социальных сетях и прочих дискуссионных платформах. В общей сложности «ученые-тролли» и их добровольные помощники оставили 1,2 тысячи уникальных комментариев или записей в китайском интернете, каждая из которых была посвящена одной острой социальной или политической теме. При этом в одних постах они критиковали или предлагали выступить против государственных инициатив, а в других, наоборот, поддерживали действия правительства. Большая часть этих сообщений была опубликована на сайте - социальной платформе, которую авторы статьи арендовали у одной из IT-компаний, работающих в Китае. Такой прием дал Кингу и другим сотрудникам администраторские права на этом форуме возможности, позволявшие им узнавать причины и время удаления постов, которые автоматически (или вручную) производил «великий файерволл».

Ученые старались не привлекать внимания секретных служб КНР и размещали свои сообщения небольшими порциями, чтобы не вызвать подозрения в том, что они являются зарубежными «ботоводами» или хакерами, пытающимися дестабилизировать обстановку в стране. Именно поэтому эксперимент американских политологов растянулся на несколько месяцев, за это время они успели «обсудить» почти два десятка событий, произошедших на внутриполитической арене Китая.



Полицейские арестовывают интернет-активиста в Шанхае во время попытки
провести «жасминовую революцию» в 2011 году
К примеру, гарвардские политологи устроили активное обсуждение нескольких актов самосожжения в Тибете в апреле 2013 года. «Тролли-оппозиционеры» обвиняли правительство и предлагали устроить акции протеста, а их «противники» выражали намерение провести митинги, осуждающие действия далай-ламы, которого они винили в этих смертях. Потом они завязали дискуссию, посвященную судьбе Го Юнсяня, вице-губернатора провинции Сычуань, которого в июне 2013 года обвинили в коррупции, а в апреле текущего года исключили из Компартии Китая. И на этот раз мнения троллей разделились - сторонники правительства приветствовали расследование коррупции, а их противники заявляли, что Юнсянь стал жертвой политических репрессий из-за его теплых отношений с опальным министром общественной безопасности Чжоу Юнканом.

В общей сложности ученые провели 16 акций «гражданского неповиновения» в интернете, в ходе которых им удалось буквально поминутно проследить, как работает машина цензуры в китайском сегменте мировой Сети. Как отмечают ученые, обнаружить следы работы китайского «большого брата» было относительно несложно - свыше 40% всех сообщений, которые оставляли тролли или ничего не подозревающие пользователи их форума, в той или иной форме подверглись цензуре или были удалены контролирующими органами. В общей сложности 63% постов и комментариев, которые были подготовлены авторами статьи, так и не попали в интернет благодаря премодерации.

В общем виде «великий файерволл» работает следующим образом. Когда пользователь нажимает на кнопку «отправить комментарий» или «опубликовать сообщение», содержимое текстовых полей немедленно проверяется на наличие запрещенных слов и отправляется на премодерацию или удаление, если иероглифы-табу в них есть. В их число, как показывает статистика форума, входили такие слова, как далай-лама, массы, правительство, Синьцзянь, демонстрации, улицы, подкуп. Если же их нет, текст немедленно размещается на сайте движком форума, однако на этом история не заканчивается - в последующие сутки почти все эти «чистые» сообщения проверяются вручную цензорами. В случае с премодерированными текстами корректность их содержимого оценивается в среднем за 24 часа, после чего сотрудники контролирующих органов их публикуют или удаляют.

Удаления не проходили бесследно для троллей и пользователей форума - если число отфильтрованных сообщений в их «послужном списке» на форуме достигало 60-80%, то их шансы быть забаненными навечно вырастали почти в два раза. При этом цензоров не волновало содержимое постов рецидивистов - они одинаково активно банили как злостных диссидентов, так и пользователей с центристскими взглядами.

Когда ученые проанализировали итоги их активистской компании, они раскрыли несколько любопытных феноменов, которые не укладывались в традиционные представления о работе «цензурной стены». Первым неожиданным открытием стало то, что «экстремизм» постов практически не играл никакой роли для цензоров - даже самая острая и оскорбительная критика в адрес конкретных чиновников или ведомств удалялась всего лишь на 10% чаще, чем посты с относительно невинным содержанием.

Как полагают авторы статьи, подобный феномен можно объяснить прагматизмом китайцев. Бесплатные отчеты о работе органов власти, считают Кинг и его коллеги, публикуемые пользователями, могут помочь центральным органам власти удерживать в узде чиновников на местах. С другой стороны, все призывы к любым формам коллективных акций и действий, будь то протесты или же марши в поддержку существующего режима, беспощадно удалялись еще на этапе премодерации. «Критика властей часто бывает полезной для государства, так как она позволяет ему определить настроения публики, тогда как распространение призывов к действию всегда вызывает волнения», - отмечает Робертс.

Другим интересным аспектом работы «великого файерволла» было то, что правительство, как показал опыт общения ученых с компанией, обеспечивавшей работу форума, предоставляет полную свободу владельцам форумов и социальных сетей в выборе средств и программных продуктов для автоматической цензуры. Как считают политологи, подобная децентрализация заставляет IT-компании, разрабатывающие такие продукты, конкурировать между собой и тем самым снижать цену и повышать качество отдельных кирпичиков «цензурной стены».

Александр Телишев
«Русская планета», 21 августа 2014

ученые, противостояние, идеология и власть, современность, провокации, исследования и опросы, китай, пятая колонна, интернет и сети, безопасность и правопорядок, общество и население, репрессии и цензура, запад, сша, нравы и мораль

Previous post Next post
Up