Крым-2020, июль-август

Oct 16, 2020 12:18

Собиралась я писать красивое оглавление путешествия, как обычно. Долго собиралась. А дела все сыплются и сыплются. И вот со всем как бы мы справляемся, но на журнал времени не остается почти нисколько. В общем, далее эксперимент. Выложу-ка я сюда не продуманный текст, а путевые записки. Буквы, которые я торопливо записывала в блокнот ноутбука, трясясь на штурманском сиденье на кочках крымских проселочных дорог или сидя по-турецки на фоне разбиваемого лагеря на берегу моря. Просто поток эмоций и отметок "запомнить". Я ничего там не меняла, только надписала локации и поправила кое-где опечатки. Пусть будет такой вариант. Иначе я никогда не расскажу, как мы ездили в отпуск в разваливающемся на части мире в странном и переломном 2020 году, вопреки здравому смыслу и уговорам родственников, почти не посещая людных мест и избегая контактов.

5 июля. Павловск - Великие Луки.
Выехали утро в дождь, всю ночь собирали машину, не успели даже выкупать детей в дорогу, купали утром. Завтракали в машине яичницей и сыром. Старшие дети досыпали на заднем сиденьи. Аисты на обочинах, на вершине памятника, на водонапорных трубах, ходят по дорогам, летают над дорогой, ищут сбитых ежей и лягушек. Маки на обочине - радость, но вянут за 10 минут, превращаются в сдувшиеся воздушные шарики, жалко. Ромашки так не делают. Я ехала за рулем четверть дороги, Макс пытался спать. Плясали на обочине, взявшись за руки, остановившись очередной раз, как психи ненормальные. Ели бутерброды по дороге. Ужин у бабушки, картошка с лисичками, оливье и свекольник, Вася вся в клубнике. Цветы и малина (в том числе желтая) в саду в Слободе. Гуляли к Ловати, все почти проходы к реке загорожены местными, включая замки на калитках. Собаки в питомнике. Козы пасутся на соседнем участке. Тренировка в доме, читала сказку, буйная Вася, пишу пост про Ливадию и Турецкую поляну. Какие темные и быстрые ночи в Великих Луках!

6 июля. Великие Луки - Острая Лука.
Утренняя тренировка, легкость и свежесть, завтрак у бабушки, блины в дорогу. Василиса, не желаешь ли отведать клубники? - это Игорь так её спрашивает. Аисты, аисты и орел. Птица влетела в лобовое стекло, надеемся, выжила. Запах горячей травы на остановках. Старшие дети купили мороженое на заправке. Авиационный полк по дороге. Село Даньково и Васькино. Фермы Мираторга, коровы пасутся. Включили Летова после Брянска. Много кровососущих всех видов, самые большие - почти неубиваемые. Цикорий и мелкие ромашки. Кукурузное поле на меловой горе, мел мягкий, подниматься трудно. Понтонный мост, переехали в поисках хорошего места, но в итоге встали под горой. Купались вечером. Ужинали пюре с тушенкой. Экономили воду. Потеряли ключи от машины, искали, ходили везде, поднимали палатку, уже хотели звонить в СПб и просить привезти нам запасные, а нашел их Макс в машине. Ходили по округе, пытались искать питьевую воду, уложив детей - не дошли до деревни, устали. Хор лягушек. Яркая луна, дающая тени. Алина с Данькой, оказывается, ходили ночью купаться

7 июля. Острая Лука - Белогорье.
Встали в 7 утра, в 8:45 уже выехали, завтракали остатками пюре, шоколадками и сушеными бананами уже в пути. Купались, 5 раз доплыла до понтонов против течения (вместо тренировки). Автоматическая колонка в Острой Луке и аисты на столбе. Прямые дороги, не то что в Карелии и в Крыму. Решили не ехать на смотровую площадку КМА, лишний час в дороге. Переоделись в шорты. Прямые дороги! Ходили по горячему песку на обочине, следы от насекомых. Полиция кого-то ищет, много машин у деревенских домов. Туннели из деревьев. Наше место в Белогорье занято причалом катеров с развлекательными баржами. Грязно, не купались. Катались на катере, хозяин Вовик. Ходили на гору, страшно, осыпается, крутая, на руке висит Василиса, впереди скачет опасно Игорь - колени дрожали на вершине. Ходили к Кресту по горе. Ходили в купель родника. Ужинали макаронами с сосисками. Потеряли телефон Алины, нашли. Алина и Даня поставили палатку вдалеке

8 июля. Белогорье - Таганрог.
Проспали почти до 8, потому что встали за автобусом. Окунались в роднике, включая мелких. Игорь два, Вася один раз. Ездили в монастырь: мотыльки на стенах, аналогия экскурсовода с любовью к Богу и к человеку - торт и плесневелый хлеб, покоробило. Монах в лавке предложил мне икону св. Луки. Говорили про Соловки и Валаам с ним и экскурсоводом. Очень много изменилось за два года. Начали строить храм наверху, огородили место захоронения Марии, устроили бетонные ступени, в клетке живут фазаны, дореставрировали вход в пещеры. Появились экскурсоводы: раньше сами монахи проводили экскурсии, и это было... правильнее. Едем в Таганрог к Насте chonora. Приехали: мы будем спать на улице! Просто под крышей! Как круто! В Таганроге совершенно цыганская застройка маленькими домиками. У Насти стол под абрикосом, увитым виноградом. Вечернее купание "на камнях" и возвращение по темноте. Фиолетовый Таганрог. Чудесная малышка Юля.

9 июля. Таганрог.
Завтракали все вместе, проснулись в 11 утра. Потом мы учились с детьми, пока Макс и старшие спали. Гуляли по городу. Парк, динозавры, Чехов. Настя ушла за детьми. Купались в зеленом море в Богудонии. На улочках пахнет рыбой. Купили маски в масках (плавательные в медицинских). Старшие купили советский лимонад.
Мороженое вечером вдвоем в кафе на бульваре у памятника Петру. Старшие тоже ушли гулять вдвоем. Дети с детьми играли в садике. Писала экстренно требуемый список приступивших к практике, писала тз для студента на диплом, раз уж все равно включила ноутбук...

10 июля. Таганрог - Должанская
Утром завтрак с Женей - одной из старших дочек Насти. Макс меняет колесо. Игорь хвастается остальным детям, что что-то там программировал. Танаис - чудесный, как всегда, но положен многодетным лишь один день в месяц. Заплатила, по дороге в Ростов от обиды написала об этом письмо президенту. Не нашли в Ростове кладбище паровозов, только какую-то обычную помойку. По дороге пели детские песни из мультиков. Подсолнухи становятся черными. Игорь едет на Долгую и сочиняет песни: вот посолнуховое поле, а потом начнется море, над полем жарко, солнце светит ярко, поле хлеба, над ним белое небо и так далее. Василиса хочет с ним играть и треплет за плечо. Купили арбуз и дыньку первый раз за поездку. Съели вместо ужина на левом берегу Долгой. На Долгой волны! Василиса-Ассоль в желтом сарафане. Яркое бесконечно звездное небо. Подростки с елочной гирляндой на берегу. Кайтеры и серферы. Василиса морская мышь. Старшие дети ели Ролтоны.

11 июля. Должанская - Веселовка
Утро в море. Завтрак Ролтонами с сосисками, старшие заразили. Я "посадила" абрикосовые косточки Таганрога в апокалиптический пейзаж Долгой. Василиса ушла в море в рубашке. С 8 до 12 провели на пляже. Серферы падают в воду. Старшие загорали, соблюдая дистанцию, но обнимались в море. Дорога на Веселовку. Фотографировались с сеном. Вкусная шоколадка Коммунарка. "Сдается жилье" на обочинах. "Объезд пробок". А говорят, приезжие им не нужны... На Веселовке застряли в песке, вытаскивал трактор за 500 рублей (есть гипотеза, что его-то хозяин туда сухого песка и подсыпает), нашли рапанов на горе, ехали по мокрому песку, стояли у самой воды, совсем одни. Ели абрикосы и черешню на ужин. Купались в море ночью в естественном виде. Мерцающие крили и медузы. Ходили на гору за связью мимо спящего трактора.

12 июля. Веселовка
На завтрак впервые - каша. Утром купались, ходили на грязевое озеро, мазали коленки. Люди с колонками. Озеро сухое, соль твердая. Множество людей. Кемпинга нет, все стоят даром. Три "му" - музыка, мусор, мудаки. Старшие дети сопротивлялись шапочкам и футболкам и сгорели. Вечером у Алины от этого температура. Ели шашлык, чебуреки и рыбу в том же кафе, что два года назад. Покупали старшим шапочки белые. Ходили на Багузскую косу, всех детей оставили купаться на море, а на косе серферы и грязь, такая же черная. Дети с ДЦП в море, улыбаются, видимо, где-то тут санаторий. 17 тысяч шагов на телефоне. Две тренировки, утром и вечером. На обратном пути смотрели на горе древние фундаменты. Археологов нет. Есть от них спуски к морю - лесенки. Вечером холодно и начинается гроза. На ужин арбуз и дыня.

13 июля. Веселовка - Караларский заповедник
Снова каша на завтрак. Уезжаем из Веселовки в дождь, собираем палатку в купальниках, промокли все, купались потом в море, раз уж все равно мокрые. Выехали сами, без трактора (дождь прибил песок). Перед мостом на Крым досмотр, пассажилов пропускают через терминал. В Керчи искали провайдера Вин, нашли, он самый лучший. Смотрели Пантикопей. Смотрели каменоломни. Музей в каменоломнях закрыт, но пещеры можно смотреть и так. Птицы стаей над полем. На генеральских много народу, нашли более-менее пустую бухту. Сушили палатку, встали на траве. Смерч в море, вырос, дотянулся до воды, расширился, пришел на берег и развалился. Ужинали, подняв стол на гору, с видом на грозу и закат. Гроза, полыхающее небо, без дождя, мы с Максом ушли в поле, сидели в одуряюще пахнущей траве, смотрели на небо, над нами млечный путь и звезды, и на них наползает туча.

14 июля. Караларский заповедник.
На завтрак мюсли. Безвременье и беспространствие, бесконечная степь, ветер на вершине горы, желтые дороги, солома в колеях, гуляли вдоль берега на запад, деревянные постройки для кино, скелеты змей, колючие растения в балках, пещера с козьими какашками, печенье и вода в конце маршрута, обратно по дороге, старшие дети бегают наперегонки, Даня за километр вообще убежал в лагерь, собака с желтыми глазами, волны в мой рост, песок в купальниках у всех, соседи из Сибири, комета с хвостом. Решаю неполадки с практикой и магистратурой (пишу письма тем, кто может решить), забравшись на гору с телефоном, там же пишу пост в ЖЖ. Вечером играли на гитаре - чуть-чуть.

15 июля. Караларский заповедник - Чобан-кале
Видели с Васькой утром змею, испугались, бежали в палатку. Макс вышел - не нашел. Старшие отказываются завтракать - вода кончилась. Купались, ехали через СурбХач, ели мороженое, купленное в деревенском магазине, с именами горозов Крыма. Я - Белогорское. Дороги делают, ту, что делали в прошлый раз, на Старый Крым - сделали отличную. В Старом Крыму я покупаю себе сережки из серебра, а Даня Алине - колечко. В СурбХач все изменилось: родники пересохли, народу много, не стали останавливаться, немного посмотрели и уехали. Набрали воды. Весь берег от Судака заставлен палатками. У Чобан Кале тоже много народу, но мы нашли место подальше от моря. И от нашей знакомой шелковицы тоже подальше - она все ещё есть. Я сижу в машине и пишу. Мне хочется здесь писать тексты! Но здесь некогда, а дома не захочется...

16 июля. Чобан-кале
Утром корова звенит колокольчиком. Купаемся. Едем в Судак. Покупаем мороженое снаружи и деревянную змею внутри, опускаемся в цистерну-склад в крепости, масочный режим в музеях. Не делаем бесплатное фото, подозреваем подвох. Едим в "Крымском дворике", платная невразумительная парковка, странный проход на рынок, второй этаж и дерево сквозь пол. Покупаю крымских сладостей, Максу шорты, Васе шляпу и тапочки, матрас и пончик. На обратном пути заезжаем в Кутлакскую крепость. Даня с Алиной фотографируются в развалинах. Видели тренировку карате на горе, прямо в крепости. Качели над бездной. Тренажерный зал под открытым небом, Игорь надел перчатки и лег под штангу. Вечером спрашиваем на соседней ферме про лошадок, хотим покататься, но не решаемся. Комета вечером все ещё видна.

17 июля. Чобан-кале
Утром опять корова с колокольчиком. Купаемся. Я собираю шелковицу ножницами - очень вкусная! Едем на Джур-джур, игнорируем джипы. Звонок от Ани - видеочат с Танюшкой, подружка Игоря соскучилась. Узнаем, что Женя сдала русский на 89 баллов. Женщина в желтом жилете не пускает нас съехать к Джур-джуру - якобы парковка забита. Но это неправда. Мы проходим лишние километры до пешеходной тропы, а мимо нас проносятся джипы, возможно, она с ними в доле. Родник с арабскими письменами. Палаточный лагерь. Джиперы с музыкой. Дуб, буковая роща. Водопад со мхом, мох свисает одеялом. Люди купаются в водопаде, а там нельзя - забор питьевой воды. Поднимаемся с Даней на самый верх тропы, а там просто тропа сверху к водопаду. Внизу едим и пьем травяной чай, покупаю варенье и браслет. И Алине аметистовый браслет и бусы. Потом красная пещера. Все едят печенье и вафельки, ожидая экскурсии. Гид Сергей рекламирует экстрим экскурсию. Кажется, что маршрут длиннее, чем в прошлый раз, но это не так. Эта пещера все-таки намного лучше мраморной! Только холодно. 6 этажей, шкуродеры, глиняная пробка, сифоны. Потом идем к водопаду Су-Учхан, я проползаю его со всех сторон. Воды меньше, и можно много где пролезть. Моем ноги холодной водой. Обратно идем длинной дорогой, через детскую площадку, на которой у людей корпоратив, шашлыки и австралийские свинки (мы их гладили). Котик с ранкой на спине у родника. Родник. И возвращаемся - долину привидений уже не успеваем, и так приезжаем затемно, оба младших ребенка уже спят. Идем на море набирать воды, а там крабики на пирсе. Бегут на свет и прячутся под тапки.

18 июля. Чобан-Кале - Турецкая поляна
Без завтрака, купаемся. Собираемся - и на горное озеро в Арпат. Я переплыла его полтора раза туда-обратно вместе с Игорем (он был на круге). Парни, которых мы спрашивали про то, верно ли едем, ходили туда пешком от Чобан Кале! Водопадов нет, хотя указатель про них говорит - пересохли, не сезон. Озеро голубо-зеленое, много аттракционов. У одного аниматора катамаран унесло. Пресная вода. Булочки, абрикосы, помидоры, продавец положил в подарок желтый помидор и чеснок. Едем в долину привидений (пристраиваемся за джипом, чтобы не промахнуться). Поднимаемся на самый верх, не по проторенной тропе, а просто так, туда, где прятались козы. Это было очень страшно. Останавливалась и не знала, куда дальше ступать - и назад уже тоже было нельзя. Паника. Клещи. Спустились наконец, до самого хребта не дошли совсем чуть-чуть. Только вернулись - на горы наползла туча, еще бы чуть и мы бы не сошли. Потом родник (долго искали), потом крепость Фуна, Даня с Игорем точили меч в кузнице. Вертолет взлетал, мы смотрели. Ужин в Старом Крыму, в ресторане-музее. Кошка с красивыми котятами. Поварихи радуются, глядя как детки высыпаются из машины, а потом засыпаются обратно. Подъезжаем к Турецкой Поляне затемно, не находим её ни с первого, ни со второго раза, потом Макс вспоминает, как ехать. Народу совсем нет. Игорь уснул в машине. Разбиваем палатку. Я делаю вечерний чай в темноте. Укладывая Игоря в палатке, замечаем клеща, он почти не успел впиться, снимаем его и пакуем в пробку от бутылки и пакет. До полутора часов ищем, куда завтра везти Игоря и клеща - ничего не работает в воскресенье. Пишу студенту, который живет в Крыму, он отвечает около шести утра, что клещи в крыму безопасные, но все равно отчаянно страшно. Очень стрессовый день...

19 июля. Турецкая поляна
Учились сначала с Васей, потом с Игорем утром за столиком, пока все спали. Завтракали помидорами со сметаной и чесноком. Ездили в Орлиное, в Тыловое, искали врача для Игоря - никто не работает в воскресенье, даже дежурный фельдшер. Позвонили 112, нас отправили в Севастополь, в 5 горбольницу. Там злая регистратор. Травматологи недоумевают: клещи не опасны, ах, вы из Петербурга, тогда понятно. Они только выдергивают клещей, а на анализы надо везти самим. Но все заработает только в понедельник. Клещ, наверное, не доживет...
Раз приехали в Севастополь - пошли по нему гулять. Очень много колонн и балкончиков. Подземный бункер. Сумка для ребенка как экспонат. Оказывается, выбранным для спасения в бункере нельзя взять семью с собой, предписание действует только для важных людей: инженеров, чиновников, медиков... Всего неделю-две. Зачем-то место матери и ребенка, а зачем, если семью нельзя? Экскурсовод вывел нас обратно через маникюрный салон (пошутив про лангольеров). Про Чернобыль много говорил. Камеры Севастополя показывал. Цветные трубы в помещениях, чтобы сохранить психическое здоровье. 900 рублей билет... Потерялись после выхода, долго искали стоянку машины, гуляли, видели множество плодовых деревьев, ели алычу. Нашли стоянку - погуляли там ещё в сквере воинов-интернационалистов. Пытались расколоть миндаль, ели ежевику, потом поехали в Херсонес. Макс нечаянно уехал далеко обратно.
Херсонес как время, застывшее в янтаре. Кислая алыча у моря. Нет воды в продаже. В церкви бабушки удивились, что я мама всех этих детей. На выходе монах, собирающий милостыню, увидев мой выводок, махнул рукой - проходи, мол, не надо денег. Квас напротив входа. Едем на мыс Фиолент - там смотровая. Закат. На яшмовый пляж спуститься не успеваем. Дома ужин дошираками, нападение летающих муравьев, едим все по палаткам, спасаясь. Вася уснула по дороге. Макс помогает менять колесо таксисту. Идем купаться вниз и стирать белье. Туда идем 9 минут 3 секунды, обратно 10 минут 43, все-таки 200 метров высота. Пишу это и жду, когда Макс развесит белье и будем пить компот из кислой Херсонесской алычи.
Ночью налетел ветер и дождь, у палатки сломалась одна из костей каркаса и порвала верх палатки. Было очень страшно. Макс починил наживо, на следующий день надо купить скотч и дочинить как нужно.

Ой, журнал говорит, что не может такую большую запись опубликовать.
Делю на две тогда. Продолжение тут.

оглавление, Путешествие 20, Крым, лето, отдых

Previous post Next post
Up