Осетин.язык хъæхъхъаг: горький Ингуш.язык къахьа: горький Ингуш.язык къахьал: горечь Юкатекский язык kahal ‛быть горьким Якутский язык кыһалҕалаах: горький Ацтекский язык xocol: горький Ацтекский язык chichīc: горький Юкатекский язык k’aah: горький Чечен.язык къаьхьо: горечь; кофе Чечен.язык къаьхьонниг: кофе Японский язык コーヒーノキ kōhīnoki: кофе Японскийja: コーヒー豆 kōhīmame: зерна кофе Осетин.язык Хуыцау: верховный бог осетин Ингуш.язык цӀув (-наш) (в, б) божество (у язычников) Ингуш.язык цӀув (-наш) (в, б) священник (языческий) Ингуш.язык цӀув (-наш): жрец Ингуш.язык цӀайсаг (-нах) (в, б) жрец Ингуш.язык гурметцъу: божество
Ингуши Гагиевы родственны грузинам Мяртишвили и осетинам Гагиевым
осетины Елоевы, Хугаевы - родственники ингушей Евлоевых осетины Батаговы - ингушей Батажевых Также родственны ингуш.родам имеют осетинские фамилии Цаголовы, Цораевы, Алборовы, Джанаевы, Зангиевы, Дзараховы, Нагоевы, Льяновы, Хаматхановы, Зокаевы, Кокиевы, Кардановы, Баутиевы, Цалоевы, Хутиевы, Хабриевы, Цуровы, Хадзиевы или Хадзаевы, Дзауровы и другие.
По рассказам старшего поколения ингушей, ингушские фамилии Гойговы и Томовы являются выходцами из Осетии. "Старшее поколение еще помнит, -писал известный осетинский этнограф А.Х. Магометов, - с какими почестями принимали в осетинских селах ингушей, приезжавших к своим родственникам-осетинам, и какие устраивали в их честь торжества".
осетин было христианизировано, некоторые из них получили имена христианских святых (Никола, Илия и др.). Вероятно, древнекавказскими следует считать ингушские слова "святой" (ццу и ерды), эльгыц (святилище) и цайсаг (жрец); у осетин же святой и святилище44 именуются одним термином - дзуар
Е.М. Шиллинг писал об ингушах: "Почитание рощ и деревьев выражалось в целом ряде культовых действий: выбирали большие деревья, под ними ставили жертвенники, на ветви вешали приношения - рога оленей, туров, тряпочки, лоскутки и др., устраивали празднества, так называемые Хыр-ерды"46.
Наследием древних кавказцев у осетин и вайнахов можно считать поклонение святым горам, камням, деревьям, рощам, а также некоторые святилища (небольшие постройки, кучи камней, место, пораженное молнией, и т.д.), встречавшиеся повсюду в Осетии и горной Ингушетии. Известно, что у горных ингушей такой почитаемой горой, имевшей своего покровителя (Мятсели), считалась Мятхох (Столовая гора), а у осетин - Ресыхох (у Рокского перевала)
Ярким примером традиционного почитания может служить святой куст легендарного Хетага на равнине Северной Осетии47. Единой чертой древних культов у осетин и вайнахов было и то, что из священной рощи ничего нельзя было выносить или убивать в ней дичь, это грозило строгой карой виновнику48.
Еще одна особенность, которая также была присуща обоим народам: на многих праздниках в честь святых женщины не могли присутствовать. "Затем начинается общий пир, - пишет Чах Ахриев, - в котором принимают участие одни лишь мужчины и дети; женщины лишены этого удовольствия". Е.М. Шиллинг отмечал, что на празднике в честь Геаль-Ерды, почитавшегося в Хамхинском обществе Ингушетии (по мнению Б. А. Ал борова - двойник осетинского Аларды - бога оспы), также не могли присутствовать женщины58.
Много общего имеют тексты молитв у осетин и вайнахов, обращенных к святым, от которых, по понятиям горцев, зависели их успехи в хозяйстве - земледелии и скотоводстве. В молитве к Геаль-Ерды, например, ингуши просили: "Да будет на нас милость твоя! Чтобы наш род сделался великим, чтобы наш скот стал многочисленным... избавь от града, молнии, ветра, не погуби напрасно нашего труда"60. Точно такие же слова имеются в молитвах осетин, обращенных ко многим их божествам, в частности к покровителю хлебных злаков Уацилле и покровителю скота Фæлвæр61. Молитва у этих народов начиналась с обращения сначала к главному богу (у осетин - Хуцау, у вайнахов - Деала), а затем ко всем другим святым. Е.М. Шиллинг, описывая праздник в честь популярного у ингушей Мят-сели, отмечал: "Молитва жреца обращалась собственно не к Мят-сели, а к Деала (т.е. к богу) и лишь в ее конце упоминался Мят-сели и другие патроны"62.
Ингуш.язык къахьа: горький
Ингуш.язык къахьал: горечь
Юкатекский язык kahal ‛быть горьким
Якутский язык кыһалҕалаах: горький
Ацтекский язык xocol: горький
Ацтекский язык chichīc: горький
Юкатекский язык k’aah: горький
Чечен.язык къаьхьо: горечь; кофе
Чечен.язык къаьхьонниг: кофе
Японский язык コーヒーノキ kōhīnoki: кофе
Японскийja: コーヒー豆 kōhīmame: зерна кофе
Осетин.язык Хуыцау: верховный бог осетин
Ингуш.язык цӀув (-наш) (в, б)
божество (у язычников)
Ингуш.язык цӀув (-наш) (в, б)
священник (языческий)
Ингуш.язык цӀув (-наш): жрец
Ингуш.язык цӀайсаг (-нах) (в, б)
жрец
Ингуш.язык гурметцъу: божество
Ингуши Гагиевы родственны грузинам Мяртишвили и осетинам Гагиевым
осетины Елоевы, Хугаевы - родственники ингушей Евлоевых
осетины Батаговы - ингушей Батажевых
Также родственны ингуш.родам имеют осетинские фамилии Цаголовы, Цораевы, Алборовы, Джанаевы, Зангиевы, Дзараховы, Нагоевы, Льяновы, Хаматхановы, Зокаевы, Кокиевы, Кардановы, Баутиевы, Цалоевы, Хутиевы, Хабриевы, Цуровы, Хадзиевы или Хадзаевы, Дзауровы и другие.
По рассказам старшего поколения ингушей, ингушские фамилии Гойговы и Томовы являются выходцами из Осетии. "Старшее поколение еще помнит, -писал известный осетинский этнограф А.Х. Магометов, - с какими почестями принимали в осетинских селах ингушей, приезжавших к своим родственникам-осетинам, и какие устраивали в их честь торжества".
осетин было христианизировано, некоторые из них получили имена христианских святых (Никола, Илия и др.). Вероятно, древнекавказскими следует считать ингушские слова "святой" (ццу и ерды), эльгыц (святилище) и цайсаг (жрец); у осетин же святой и святилище44 именуются одним термином - дзуар
Е.М. Шиллинг писал об ингушах: "Почитание рощ и деревьев выражалось в целом ряде культовых действий: выбирали большие деревья, под ними ставили жертвенники, на ветви вешали приношения - рога оленей, туров, тряпочки, лоскутки и др., устраивали празднества, так называемые Хыр-ерды"46.
Наследием древних кавказцев у осетин и вайнахов можно считать поклонение святым горам, камням, деревьям, рощам, а также некоторые святилища (небольшие постройки, кучи камней, место, пораженное молнией, и т.д.), встречавшиеся повсюду в Осетии и горной Ингушетии. Известно, что у горных ингушей такой почитаемой горой, имевшей своего покровителя (Мятсели), считалась Мятхох (Столовая гора), а у осетин - Ресыхох (у Рокского перевала)
Ярким примером традиционного почитания может служить святой куст легендарного Хетага на равнине Северной Осетии47. Единой чертой древних культов у осетин и вайнахов было и то, что из священной рощи ничего нельзя было выносить или убивать в ней дичь, это грозило строгой карой виновнику48.
Еще одна особенность, которая также была присуща обоим народам: на многих праздниках в честь святых женщины не могли присутствовать. "Затем начинается общий пир, - пишет Чах Ахриев, - в котором принимают участие одни лишь мужчины и дети; женщины лишены этого удовольствия". Е.М. Шиллинг отмечал, что на празднике в честь Геаль-Ерды, почитавшегося в Хамхинском обществе Ингушетии (по мнению Б. А. Ал борова - двойник осетинского Аларды - бога оспы), также не могли присутствовать женщины58.
Много общего имеют тексты молитв у осетин и вайнахов, обращенных к святым, от которых, по понятиям горцев, зависели их успехи в хозяйстве - земледелии и скотоводстве. В молитве к Геаль-Ерды, например, ингуши просили: "Да будет на нас милость твоя! Чтобы наш род сделался великим, чтобы наш скот стал многочисленным... избавь от града, молнии, ветра, не погуби напрасно нашего труда"60. Точно такие же слова имеются в молитвах осетин, обращенных ко многим их божествам, в частности к покровителю хлебных злаков Уацилле и покровителю скота Фæлвæр61. Молитва у этих народов начиналась с обращения сначала к главному богу (у осетин - Хуцау, у вайнахов - Деала), а затем ко всем другим святым. Е.М. Шиллинг, описывая праздник в честь популярного у ингушей Мят-сели, отмечал: "Молитва жреца обращалась собственно не к Мят-сели, а к Деала (т.е. к богу) и лишь в ее конце упоминался Мят-сели и другие патроны"62.
Reply
Leave a comment