В среду в Третьяковской галерее на Крымском валу откроется выставка художника Константина Коровина. Я не большой знаток живописи, и, надо сказать, что с творчеством и личностью господина Коровина раньше я не был знаком.
Но личность этого художника оказалась настолько яркой, что заинтересовала даже такого далёкого от живописи человека, как я.
На прошлой неделе по приглашению
банка ВТБ я побывал в Третьяковской галерее и посмотрел, как создают то, что станет главным культурным событием Москвы в апреле.
1. Хотите знать, почему многие не любят художественные галереи с картинами на стенах? Сами по себе они могут заставлять восторгаться только тех, кто сам склонен к рисованию: изображение может быть точным а может быть абстрактным, как у импрессионистов, но различия в толщине мазка или оттенка краски интересуют немногих. Главное в картинах - истории, которые стоят за ними. Мона Лиза так привлекает внимание не тем, в какой манере написан её портрет, а загадкой - многим хочется узнать, кто эта девушка и что же кроется за её странной полуулыбкой. Раньше я всегда смотрел на картины просто как на изображения чего-либо. Выставку Коровина я увидел изнутри, поэтому сначала я познакомился с автором, и уже потом с его творчеством.
2. Знакомьтесь и вы - Константин Алексеевич Коровин (справа). Родился в Москве 150 лет назад. Писал картины в разных стилях, но непосредственно картины - не самая интересная часть его творчества. Скорее - прикладная. Коровин занимался оформлением выставочных павильонов, делая из них произведения искусства. Например, по его проекту был построен павильон Северной железной дороги, а в 1900-м году он стал главным художником российского стенда на Всемирной выставке в Париже. Да, той самой, на которой Россия была представлена лучше других стран. Той самой, ради которой французы построили
Лионский вокзал и открыли первую линию
парижского метро. Но главной работой всей жизни Коровина была, конечно, его должность главного художника императорских театров - Большого и Мариинского. За годы работы он создал декорации и костюмы для более чем сотни спектаклей. Самый известный из них - "Золотой петушок" - как раз будет представлен на выставке.
(с) Фото с сайта
kkorovin.ru 3. Чем ещё мне симпатичен Коровин - его страстью к путешествиям. В самом конце 19 века, вместе со своим другом, Валентином Серовым, они отправились в экспедицию на Север. Привезли оттуда меха, оленьи шкуры, а главное - множество картин и самого настоящего чукчу. Чукча по имени Вася стал настоящей звездой столичного бомонда: он танцевал, пел свои народные песни, а ещё целиком заглатывал живую рыбу, чем шокировал светских львиц той поры. Но чукча-чукчей, а писать картины с натуры, часами просиживая на морозе - это вам не кнопку нажать, господа фотоблогеры.
(с) Фото с сайта
kkorovin.ru 4. Но вернёмся в наши дни. Москва, 2012-й год, подготовка к открытию выставки Константина Коровина. Третьяковская галерея. В кабинете на столе разложены десятки фотографий с фрагментами картин. "Муза", "Портрет хористки", "Северная идиллия". Специалисты галереи сравнивают автографы Коровина, оставленные на картинах. На задней части полотна художник всегда оставляет свою подпись. С помощью экспертизы можно определить возраст этой подписи, поскольку сделаны они разными чернилами.
5. На этом стенде закреплены рентгенограммы фрагментов картин. Слева - картина "Портрет хористки". На ней стоит подпись "1883 год, Харьков, Коммерческий сад". Однако, в процессе подготовки выставки были проведены исследования, которые показали, что подпись не верна и картина была написана на четыре года позже, в 1887-м. А подпись Коровин делал для своей персональной выставки в Третьяковской галерее в 1922-м году. Современная наука оказалась точнее, чем память художника :) Кстати, в 1883 году Коровин не был в Харькове, а был как раз в 1887-м. Конечно, он не мог помнить такие подробности спустя 35 лет.
6. Давайте теперь переместимся на Крымский вал, в здание Третьяковской галереи. Там, на третьем этаже, вовсю монтируют выставку.
7. Каждую новую выставку строят с нуля. Все стенды делаются из деревянных панелей, которые собирают и красят в нужные цвета. Здесь будут висеть картины Константина Коровина. В выставке принимают участие 25 музеев. А само проведение выставки спонсирует
банк ВТБ. У них ещё много интересных проектов в области культуры, спорта и благотворительности.
8. Главные экспонаты выставки связаны с оперой Римского-Корсакова "Золотой петушок". Декорации к ней делал Константин Алексеевич. На самом деле оперы было две. Первая была поставлена в Москве в 1909-м году, через год после смерти Корсакова. Декорации к ней не сохранились, они были уничтожены пожаром 1914-года, тогда сгорела большая часть реквизита Малого театра.
9. Эти декорации более поздние, постановки 1934-го года. Эту оперу играли в Париже. Эмигрировавшего туда Коровина снова попросили быть оформителем спектакля.
10. Палаты царя Додона. Все ли помнят сюжет этой пушкинской сказки?
11. А этот занавес - для акта "в гостях у Шамаханской царицы". Когда я увидел эту картину - сразу подумал: "Камчатка". Специально уточнил - Коровин на Камчатке никогда не бывал. Но посмотрите сами - вулкан, залив, на заднем плане - сопки...
12. Кроме декораций из спектакля, на выставке можно будет увидеть костюмы актёров.
13. Их также готовил Коровин.
14. Как они попали из Парижа в Москву? Во Франции и костюмы и декорации находились до 1986-го года. Пылились где-то в театральных кладовках. Во время очередной инвентаризации решили, что нечего им занимать лишнее место - и стали продавать через аукцион. Их выкупил Александр Лялин, внук Василия Поленова, учителя Коровина. Купил и передал в коллекцию Бахрушинскому музею в Москве.
15. Чем примечательны эти костюмы, кроме того, что это красивые и качественно сделанные вещи? Им почти восемь десятков лет. Они были сделаны художником с мировым именем, специально для оперы известнейшего композитора. По сказке поэта - одного из самых известных русских людей всех времён. Очень интересные ниточки, которые уводят нас на сотни лет назад. Эти вещи обросли историями, которые делают куда более ценными.
Я первый раз в жизни посмотрел на искусство через историю. И знаете - мне понравилось. Так - намного интереснее.