Как рассказывает Джеро Манку Маде Мустика - 68-летний храмовый священник-пеманку Pura Panti (Banjar) Timbrah (интервью с ним в самом конце поста), церемония Dewa Masraman (наиболее точный перевод, пожалуй, все-таки "Слияние богов и с богами") проводится там уже, как минимум, полторы тысячи лет - так что в Клункунг в субботу я ездил все же не зря…
Ну, да: выполняю данное
ЗДЕСЬ обещание показать одну из самых интересных версий празднования кунингана на Бали - смотрите пока на видео так, а пояснения - чуть позже в тексте:
Click to view
Но вот то, что втирал группе белых бабулек (которую вы увидели мельком на ролике) белый же гид хипповатой наружности (т.е., что
ПРАТИМЫ доставляют в этот храм со всего Бали) - наглое вранье (или просто обычное гадское… гидское невежество :-) Джеро Манку авторитетно пояснил, что из других храмов прибывают лишь воплощения богов, тогда как пратимы постоянно хранятся в самом клункунгском храме.
Собственно, Пура Панти
БАНДЖАРа Тимбра - это храм клана Pasek Bendesa - выходцев из одноименной деревни Timbrah в соседнем районе (а прежде - княжестве)
КАРАНГАСЕМ. А судьба самого Джеро Манку еще интереснее: он родился на Западном Ломбоке, который как раз был в свое время завоеван Карангасемом - а потому там тоже есть поселения Pasek Bendesa…
Собственно, Дева масраман начинается в Тимбре накануне кунингана - с возведения двух вот таких необычных
ПЕНДЖОРов. Сравните сами - вот обычные (хотя и выдержанные в весьма своеобразном стиле) в той же деревне, …
…а вот эти два - перед храмом:
С вот такими вот птицами (Manuk), посвященными духам предков селян:
В тот же вечер проводится церемония nunas ica ("испрашивания дозволения"), ставящая своей целью усвоение древних традиций местными детишками:
Ну, а собственно в кунинган мужчины деревни радуют своих дам тем, что сами готовят еду для ритуала megibung ("совместная трапеза"; от корня "собираться вместе"):
Вот как он выглядит:
“Эта церемония символизирует дух единства жителей деревни", - говорит Джеро Манку.
Ну, теперь, наверное, пора зайти в сам храм:
Здесь тоже много любопытного. Например, напротив от жертвенника
САНХЬЯНГ ВИДИ ВАСЫ…
…мы находим вот такую своеобразную его персональную "кухню":
В центре этой стороны храма (а на фото - левее, красный с серым) - павильон богини
ОЗЕРА БАТУР Ida Batara Ida Batur (
DEWI DANU):
Ее пратиму понесут вот на этих красивых самых правых носилках (jempana):
Самый старший (а значит - и уважаемый) из семи (по разным причинам особенно важных для жителей именно этой деревни) принимающих участие в процессии богов (Sapta Rsi) - Ida Batara Putra Jaya. Только его носилки стоят отдельно от остальных шести - в особом павильоне:
Там, кстати, тоже имеет место кое-что необычное - подношения готовят опять-таки мужчины (а не женщины):
Но хотя обитающий обычно в
БЕСАКИХе Ida Batara Putra Jaya и считается главным, процессию возглавит не он, а белый Ida Batara Gni Jaya - что обычно обитает в Карангасеме в уже посещавшемся нами храме
ЛЕМПУЯНГ:
Все вместе эти трое так и зовутся "Троицей" - trisakti, а остальных богов-участников шествия я просто перечислю (а уже какие у кого носилки - смотрите на видео): Ida Batara Manik Botoh (= Ida Batara Manik Angkeran, что порой является в образе тигра); Ida Batara Kelod Kangin (=
Dang Hyang NIRARTHA); и последние двое - Пуруша и Прадана - имеют одно и то же имя - Ida Ratu Nganten:
Ну, все готово?
Да нет, забыл показать две церемонии, уже прошедших к этому моменту в самом храме...
Богов ведь надо накормить на дорожку, …
…а также проводить:
В последний раз проверяем, надежно ли защищены помещенные внутрь носилок пратимы…
…и отправляемся к одной из самых полноводных на Бали реке Унда:
Полноводная-то (по балийским меркам) она полноводная, вот только не слишком чистая :-(
А посему церемония очищения участников Дева масраман (напомню: пратимы суть воплощения богов, поэтому они сами в очищении нуждаются; оно требуется лишь людям) будет проходить не в самой реке, а в прибрежном храме Pura Taman, который имеет собственный источник.
Это я снимать не стал - поспешил обратно искать стратегически выгодное место для самой интересной части церемонии…
"Дева масраман символизирует победу дхармы над адхармой - и одновременно дает возможность встретиться как самим богам и священным духам предков, так и людям - с ними и между собой. А также поклониться богам и духам и поблагодарить их", - говорит Джеро Манку.
"Конечно, в повседневной жизни люди постоянно сталкиваются с индивидуальными различиями, и церемония Дева масраман делает упор на наше единство наперекор этим различиям", - заключает Джеро Манку:
Click to view
Как-проехать: сначала так же, как в
BALI CLUB, но на 22,4 км - поворачиваем налево на Sidemen, и буквально через 400 метров будет узенький въезд налево между двумя серыми заборами. Он-то нам и нужен, но парковаться лучше где-то прямо здесь, а оставшиеся с полкилометра пройти пешком (а то потом рискуете не выбраться, пока все собравшиеся не разойдутся).
Продолжение
СЛЕДУЕТ