Сумба-12: О МАРАПУ И ВАЖНОСТИ ПРАВИЛЬНЫХ ПОХОРОН

Apr 26, 2010 07:10

1. Небеса и землю когда-то соединяла гигантская лестница из буйволиных рогов. По ней-то и спустились первые люди, которые поселились на мысе Сасар на северной оконечности острова Сумба ( ИНДЕКС).
2. Впрочем, это лишь одна версия происхождения сумбанцев. По другой один из двух первых жителей острова Умбу Валу Сасар перенесся на тот же самый полуостров по небу с Явы, тогда как второй из этих первых жителей Умбу Валу Мандоко приплыл на лодке из Малайзии (а может - из Индии) и поселился на Восточной Сумбе в устье реки Камбаниру.
3. Тем не менее, каждый клан на Сумбе был основан Марапу Малури - рожденным на небесах марапу, который затем спустился на землю и до сих пор призывается членами клана на помощь по важнейшим вопросам, вроде повышения урожайности. Обратным процессом является вознесение Марапу Мамети - тех из рожденных на земле, кто был правильно похоронен… Они могут помочь в более мелких вопросах, вроде свадеб и даже некоторых важных вроде тех самых правильных похорон…


Ну да, у меня наконец дошли руки рассказать немного о традиционной религии Сумбы марапу (мерапу), распространенной также в некоторых отдаленных районах соседних островов Сумбава и Флорес (см. тэгами; кстати, еще по одной легенде Сумбу с этими островами когда-то давным давно соединяли ширченные каменные мосты). Тем более, что показывать сегодня предстоит не так уж много: расположенную поблизости от Тарунга (см. ЗДЕСЬ) еще одну традиционную деревню Праиджинг:


Итак, вы уже наверняка поняли, что марапу много, и они разные. И они не обязательно духи - например, Рай в религии марапу называется Праи Марапу. Именно туда уходят духи - но только те, чьи бренные останки были правильно похоронены! - после временного пребывания на земле для вечной жизни (живут они, кстати, парами, и именно такая пара стала предками сумбанцев - см. версию 1 в самом начале.
Уточнение версии (характерное, скорее, для Восточной Сумбы): аж восемь пар Марапу Малури (мужчины - maramba, женщины - ratu), живших поочередно на всех восьми небесных сферах (awangu walu ndani). Они были рождены живущими в первой сфере всемогущими Отцом и Матерью (na ina mbulu na ama ndaba), символами которых являются Луна ("женская энергия" - ina kalada, дети Луны - ana wula) и Солнце ("мужская энергия" - ama kalada, дети Солнца - ana ladu). Не путать с главным Богом Ina Ama, он же na ina mbulu na ama ndaba (Безымянный). Постепенно спускаясь по сферам, они некоторое время пожили на самом нижнем восьмом уровне (talora mbidahu mau mundi, bangga bila mau njati), где под цитрусовым и тиковым деревьями узнали все, что надо знать, и разработали первые церемонии и ритуалы. После чего захотели слезть еще пониже, но там не было земли, а была только вода. Пришлось обращаться к Ina Ama, который дал им камни и землю, из которых и построили острова, на которые затем спустились по деревянной лестнице. Сначала - где-то на западе, а потом через Сумбаву и Флорес приплыли на Сумбу).
Чтобы наблюдающие за событиями на земле духи предков оказывали временно живущим на ней помощь, нужны обряды и церемонии. Из них важнейшими являются правильные похороны.
Каждый дух состоит из двух элементов: Ндева (Ndewa) и Хаманунгу (Hamanangu). Их баланс символизируют Мать Бытия (Ina Mawolo) и Отец Созидатель (Ama Marawi), которые проявляют себя в виде Луны и Солнца (это уже одна из версий Западной Сумбы). Они-то и породили первых сумбанцев.


На самом деле, все это не так важно для повседневной жизни. Самое главное - правильные похороны.
Правильные похороны - это не только те мегалиты, которые я вам много раз показывал в предыдущих постах и снова показываю здесь (они призваны облегчать связь с духами предков, которую необходимо поддерживать постоянно):






Это еще и жертвоприношения - сейчас кур, свиней и буйволов. Чем больше жертв, тем более могучим будет Марапу Мамети, а значит - тем больше он сможет помочь временно живущим на земле. Но тупое центральное правительство в Джакарте не понимает, как важно, чтобы Марапу Мамети был могуч, и ограничивает размеры жертвоприношений. Они там уверяют, что делают это для того, чтобы сумбанцы совсем не разорились. Но сами сумбанцы знают, что, на самом деле, просто из вредности. Если бы центральное правительство действительно заботилось о сумбанцах, оно прислало бы много-много кур, свиней и буйволов, (а иногда - и коней…)


…которых можно было бы принести в жертву на похоронах. Потому что главное - чтобы они были правильными (а неправильные и ограниченные вредным центральным правительством вы можете посмотреть ЗДЕСЬ).
Очень мало там крови, правда? А это плохо. Ведь пролитие крови животных означает:
1. ЖИЗНЬ. Мы проливаем ее на землю, и сами живы лишь потому, что она течет в наших жилах. Нет крови - нет жизни.
2. ПРИМИРЕНИЕ (ПРОЩЕНИЕ) с марапу и другими людьми. Кровь - начало новой жизни.
3. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ. Если пролить кровь перед рисовым полем и попросить марапу присматривать за ним, то урожай будет хорошим.
Именно поэтому правильные похороны всего важнее. Лучше всего приносить в жертву буйволов - они самые важные животные. Вдобавок, по их сердцам можно предсказывать будущее бывшего владельца. Но гадкое центральное правительство не позволяет приносить в жертву много буйволов… И потому похороны часто неправильные. Ну и что, что члены семьи покойного залезли в долги? Все равно они на этом свете только временно - ничего страшного, поживут пару другую десятилетий с трупом покойного в своем доме, поднакопят. Зато когда умрут они, уже другие будут залезать в долги… И десятилетиями жить с покойником в доме. Ведь главное - чтобы похороны были правильными…


А если они совсем неправильные - марапу ведь и навалять всем могут…
Ну ладно, теперь несколько слов о Праиджинге. Еще одна - как и Тарунг - возведенная на высоте (чтобы отбиваться от охотников за рабами) деревня:
















И снова практически безлюдная - видимо, тоже имеет, прежде всего, ритуальное значение…




P.S. И снова здоровенный (особенно в сравнении с традиционными домами)…


…христианский храм на горизонте не мешает никому и ничему…


"Джакарта пост": "Мужчина шепчет мне:
- Никто не плачет. Мы так верим на Сумбе - пока тело еще в доме, нам плакать нельзя.
- А почему? - спрашиваю я.
- Потому что пока его дух еще здесь, плач и шум могут его разозлить и сделать опасным. Мы будем плакать после жертвоприношений - когда он уже уйдет к Предкам.
- Какая же у вас религия? - спрашиваю я.
- Христиане, - отвечает он. - Мы все тут христиане".


P.S. Да, сумбанский аналог Деви Шри / Ибу Пади (см. ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ) зовут Rambu Pari. Она поскользнулась на божественной лестнице, упала на Землю и превратилась в росток риса. Кстати, на Сумбе свой собственный марапу есть даже у каждого уважающего себя дерева…

democracy, religion, sumba

Previous post Next post
Up