«Редакционная работа не видна… в расположении документов нет ни плана, ни системы»

Sep 06, 2013 08:19





С окончанием Кавказской войны во второй половине XIX в. российские власти были крайне заинтересованы в наращивании комплекса мероприятий, направленных на более углубленную интеграцию Северного Кавказа в административно-правовые и социально-экономические структуры империи. Их эффективность во многом зависела от получения и использования качественных и всесторонних знаний по истории региона. Первым шагом по осуществлению этой программы стала организация учреждений, которые смогли бы провести систематический разбор обилия сохранившихся архивных дел, отражавших процесс присоединения Кавказа к России, с последующим их выявлением и введением в научный оборот.

16 февраля 1864 г. начальник Главного управления кавказского наместника А. П. Николаи подготовил на имя наместника записку, в которой отмечал: «Не без основания по сие время раздаются у нас жалобы на недостаток сведений об этой обширной и разнохарактерной части нашего отечества, сведений серьезных, добытых из официальных актов, которые во всех образованных странах считаются достоверными источниками. В этом отношении до сего времени Правительством ничего не было предпринимаемо, и Кавказ по-прежнему остается страной неизвестной даже для самой России».

С целью исправления сложившегося положения он предложил организовать в Тифлисе Кавказскую археографическую комиссию (далее КАК). На нее возлагались две основные задачи: 1) тщательный разбор архивных документов «любопытных в каком-либо отношении» с целью их обнародования и 2) составление подробного исследования о постепенном развитии в Кавказском крае гражданского управления под российским владычеством. В апреле того же года инициатива А. П. Николаи была одобрена. Председателем КАК был назначен востоковед А.П.Берже. Вее состав вошли майор М.Ф.Ахундов, историк и археограф Д. З. Бакрадзе, сотрудник газеты «Кавказ» Н. Г. Берзенов и начальник архива Главного управления наместника кавказского И.М. Нырков. С 1884 г. постоянным членом комиссии стал также археограф Д. А. Кобяков, который после смерти А. П. Берже возглавил ее работу.

За 40 лет работы КАК (1864-1904) было подготовлено и издано 12 томов «Актов», содержащих в себе 16 057 документов по истории российско-кавказских отношений XIV-XVIII вв. и российского управления краем (с 1799 до 1862 г.). Значительная стоимость издания «Актов» неоднократно ставила вопрос о прекращении деятельности КАК, что негативно сказывалось на подготовке к изданию XIII тома, охватывающего управление Кавказом великим князем Михаилом Николаевичем (1862-1881). В конце 1912 г. закончился срок ассигнования деятельности комиссии, что привело к временному приостановлению ее работы и передаче в январе 1913 г. всех дел в Канцелярию наместника. Со слов председателя комиссии Д. Н. Михайлова, материалы для XIII тома «Актов» уже были подготовлены к печати, оставалось только заплатить за бумагу. Он также предупреждал, что в случае сдачи документов тома в архив подготовленный и выверенный материал может смешаться и перепутаться.

4 июля 1913 г. Николай II утвердил одобренный Государственным Советом и Государственной Думой закон об отпуске из казначейства средств на содержание КАК сроком на 10 лет. Однако, несмотря на это, XIII том «Актов» так и не был напечатан. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в Центральном государственном историческом архиве Грузии, где хранятся документы о деятельности комиссии и материалы неопубликованного XIII тома (фонд 416).

Согласно материалам архива, в 1913 г. после восстановления работы комиссии наместник на Кавказе И. И. Воронцов-Дашков инициировал проведение специальной проверки, целью которой было определение оценки готовности XIII тома к печати (работа над томом шла уже несколько лет). По ее результатам, изложенным в докладе от 25 ноября 1913 г. на имя наместника, сообщалось, что к изданию тома не было приступлено, несмотря на то что Д. Н. Михайлов утверждал обратное. Чтобы окончательно выяснить, что же происходило на самом деле, И. И. Воронцов-Дашков назначил для вторичной проверки Е. Г. Вейденбаума - специалиста в области истории и этнографии Кавказа. В его задачи входило: 1) удостовериться в подготовке всех документов, предложенных к помещению в XIII т. «Актов»; 2) установить окончательный состав и объем тома; и 3) предоставить соображения о публикации документов, извлеченных бывшим председателем комиссии Е. Д.Фелицыным из архивов Северного Кавказа.

7 декабря 1913 г. Е. Г. Вейденбаум подготовил рапорт о проведенной проверке. Ее итогом стал вывод о преждевременной публикации материалов. По третьему пункту Е. Г. Вейденбаум сообщал, что «редакционная работа не видна… в расположении документов нет ни плана, ни системы». Кроме этого, проверкой было установлено, что большая часть этих материалов уже была опубликована исследователем И. И. Дмитренко в 1896-1899 гг. в 4-х томной работе «Сборник материалов по истории Кубанского казачьего войска».

Выход из сложившейся ситуации И. И. Воронцов-Дашков видел в расширении полномочий Е. Г. Вейденбаума в комиссии. Уже 3 октября 1914г. в очередном докладе он писал, что документы для XIII тома, за исключением дипломатической документации на французском языке, были все переписаны. Их предстояло еще сверить для устранения пропусков и ошибок и распределить в хронологическом порядке. «Заготовленный для XIII-го тома материал занимает 20 664 страницы формата писчей бумаги. На ознакомление с ним потребовалось три месяца (июль-сентябрь). В просмотре и суждении о значении каждого документа принимал участие временно-исправляющий должность председателя Археографической комиссии коллежский советник Берже».

После окончания редактирования материала и изъятия из его числа законодательных актов, отчетов по ревизии делопроизводства в судебных и административных учреждениях объем текста был уменьшен до 8086 страниц, которые, по мнению Е. Г. Вейденбаума, должны составить содержание тома. Незадолго до этого доклада в апреле 1914 г. на имя наместника обратился бывший председатель КАК Д. Н. Михайлов, который был возмущен обвинением Е. Г. Вейденбаума в том, что он своими действиями пытался обманывать наместника.

В письме он писал, что проверка Е. Г. Вайденбаума напоминала ревизию. 16 апреля, когда он пришел в комиссию, председатель КАК достал из шкафа три первых попавшихся дела и предоставил их ревизору. Вделе, которое он просмотрел, обнаружились ошибки и несовпадения, что и вызвало у него подозрения о работе комиссии. При этом Д. Н.Михайлов подчеркивал, что «еще за долго до дня прихода ко мне в Комиссию г.Вейденбаум признался мне, что ему нечего ревизовать у меня. Так как все давно готово и пора приступать к печатанию готового и давно проверенного материала». Однако это письмо не повлияло на позицию наместника, который приказом от 16 октября 1914 г. назначил Е. Г. Вейденбаума на должность председателя комиссии.

Начало Первой мировой войны, неудачи императорской армии на российско-турецком фронте в конце 1914 г. привели к остановке деятельности комиссии и не позволили довести порученную работу до логического конца. XIII том «Актов» так и не был завершен.

На сегодняшний день реализация этого неосуществленного археографического проекта начала XX в. является приоритетной задачей для дальнейшего развития российского кавказоведения. Публикация материалов XIII тома «Актов» значительно расширит представления о прошлом истории Кавказа, т. к. его хронологические рамки включают в себя документы о завершающем этапе Кавказской войны, периоде буржуазных реформ в империи и специфику их проведения на Кавказе, ценные материалы по политической, социально-экономической и культурной жизни региона.

Максимчик А. Н. Нереализованный проект начала XХ в.: история подготовки к изданию XIII тома Актов Кавказской археографической комиссии // Исторические документы и актуальные проблемы археографии, источниковедения, отечественной и всеобщей истории нового и новейшего времени. Сборник тезисов докладов участников Третьей международной конференции молодых ученых и специалистов «Clio-2013».- М., 2013.

хистори даг, чужое, кавказоведение

Previous post Next post
Up