Керодуш

May 23, 2016 00:01

Если вы давно не мылись керосином, то вам просто необходимо поменять топливный насос!




Как некоторые могли заметить по шеде-вральному описанию кабины пилотов, там есть дисплеев.
И на одном из них таки-можно выбрать топливную систему, и посмотреть.


Что мы там видим?
Внизу, в длинном горизонтальном прямоугольнике, разделённом на секции, числа показывают количество топлива по бакам.
Баков на A320 примерно три :) - Центральный, и Левый и Правый крыльевые.
Однако крыльевые баки ещё имеют концевые отсеки, куда топливо закачивается в первую очередь. Собственно, оно через них в крыло и закачивается.
В полёте топливо расходуется прежде всего из центрального бака. Это связано с тем, что самолёту тяжелее всего нести груз именно внутри фюзеляжа. Центроплан - как место крепления крыльев к фюзеляжу - воспринимает большие нагрузки, так как бОльшая часть полезного перевозимого веса находится в фюзеляже, а подъёмную силу вырабатывают крылья.
Поэтому крылья тянутся наверх, а фюзеляж - вниз, и силовые элементы стремятся сломаться прямо-таки от этого безобразия.
Так вот - топливо внутри фюзеляжа тоже вносит свой вклад в эти ломающие усилия. Тогда как топливо в крыльевых баках не вносит дополнительной нагрузки на центроплан - оно находится там же, где появляется подъёмная сила, и распределено внутри крыла примерно так же, как распределяется подъёмная сила.
Так что крыло несёт внутри себя топливо практически бесплатно, а топливо из фюзеляжного (центрального) бака выгоднее расходовать побыстрее, в первую очередь.
За порядком выработки топлива также следит свой компьютер. Перед полётом пилоты включают топливные насосы всех баков, но система обеспечивает первоочередную выработку топлива именно из центрального бака.

Квадратики с поперечными линиями обозначают топливные насосы. Когда они зелёные с вертикальной чертой - значит, работают нормально. Когда не работают - выглядят оранжевыми с горизонтальной чертой. Надпись LO внутри квадрата обозначает работающий насос, не выдающий давления топлива.

Выключатели насосов обнаруживаются на потолочной панели:


Посредине вверху наблюдаем кнопку открытия крана кольцевания топливной системы. Индицирует его состояние самый средний кружок на дисплее.
Штатно двигатели питаются каждый от насосов своей стороны - каждый двигатель от двух крыльевых и одного центрального.
Кран кольцевания соединяет линии нагнетания топлива к двигателям между собой.
Это может быть нужно в случае неравномерной выработки топлива по бакам для предотвращения дисбаланса.
Допустимый дисбаланс после заправки, если не ошибаюсь, примерно тонна по крыльевым бакам. Однако на практике, конечно же, такого не бывает - обычно дисбаланс не выходит за пределы сотни кг.

А у кого возникают вопросы про кружки по бокам с вертикальными чёрточками, - тот получает ДВА и идёт читать недавний пост про техника на жёрдочке:
http://lx-photos.livejournal.com/252343.html

Топливные насосы находятся в нижней части баков.
Каждый крыльевой насос имеет свою силовую проводку (три фазы 115В 400 Гц), подведённую в пластиковом кожухе от заднего лонжерона крыла по нижней наружной его поверхности. Видимо, это связано с пожаробезопасностью. Внутри насоса также есть термовыключатель, выключающий насос при перегреве. После такого бардака насос надо менять.


Между насосами видна слева магнитная линейка для измерения уровня топлива в баке при неработающем топливомере, а правее - клапан слива отстоя топлива. Потому что в топливе со временем набирается вода, коей там быть не должно.

Топливные насосы центрального бака находятся в лючках подхода к агрегатам гидросистем под центропланом:



Да-да, как раз вот тут, на потолке:



Как видим, питание к насосу подводится банальным кабелем.


Прошу также обратить внимание на эдакий крючок в правом верхнем углу кадра.

Топливный насос находится в корпусе, который буржуи зовут Canister.



Этот корпус обеспечивает подвод и отвод топлива.


Штучка сверху - это клапан отвода воздуха, попавшего в насос. Воздух отводится внутрь топливного бака, прямо в керос.
Также Canister обеспечивает самую важную функцию - возможность замены насоса без слива топлива. Потому что внутри Canister имеется клапан, перекрывающий окошки поступления топлива в насос.

Эта важная функция, как и замена насоса, каким-то загадошным образом связана как раз с упомянутым крючком.



Потому что его надо поворачивать для снятия/установки насоса.



Сам насос вынимается примерно так:


Нужно его вытянуть вниз. При этом пин (красный) выйдет из зацепления с Canister.
После этого надо повернуть крючок (жёлтый), который даст возможность немного повернуть корпус насоса.
И после поворота насоса его надо вытянуть вниз.

Так как, конечно же, ухватиться добру молодцу при этом не за что, то хитромудрые гейропейсы удумали страшный девайс для извлечения безвинных насосов из своих насиженных мест.


Именно про этот девайс и была загадка предыдущего поста.

А теперь со всей этой херью попробуем взлететь.


Для начала отсоединяем разъём и откручиваем шесть винтов, крепящих насос к Canister.

Потом начинаем вкручивать винты приспособления в строго определённые резьбовые отверстия насоса.


При этом винты упираются в Canister и постепенно вытягивают насос наружу.

После этого надо выкрутить винты из корпуса насоса.
И, сжав пружину, установить усики приспособления в глухие отверстия, расположенные диаметрально противоположно во внутренней проточке насоса.

Поворачиваем крючок, который высвобождает корпус насоса для поворота.
За ручки приспособления поворачиваем насос, выводя его из зацепления с крючком, и тянем его вниз.


Аграаахх! - это пол-литра керосина льётся вам на голову в самый неожиданный момент, когда насос вычпокивает из его колодца.

Нет, В ПРИНЦИПЕ! - в принципе, конечно, надо было отвернуть заглушку, которая там приконтрена проволокой, и слить керосин из насоса ПЕРЕД выниманием его из колодца. Но он оттель льётся долго и нудно, да и вообще непонятно, клапан внутри Canister уже закрылся ли, или тебе придётся сливать на бетон все три тонны, что затаились внутри бака. Да и вообще, пока откручиваешь эту сливную пробку, весь керос изнутри насоса нассыт тебе строго в рукав.

Поэтому, когда будете менять топливный насос, меняйте лучше крыльевой.
Там хотя бы можно руку извернуть так, чтобы поменьше лилось, да и отпрыгнуть от аграааха есть куда.
А вот внутри этого лючка маленького - там не повернуться даже, и противень не очень-то и подставить. А насос же тянуть вниз надо, когда он на тебя выплеснет всю пролетарскую ненависть. Руками тянуть, самому внутри лючка сидя верхним концом стройного тела.
Кароч, не ходите в техники, м-да...

Ну вот, а исправный-то насос нормально ставить.
В обратном порядке.


Воткнул наверх, повернул, фиксатор-крючок тоже повернул, насос ещё дослал вверх, да и всё.

Шестью винтами притянул к канистре.


И разъём повесил.

А насосик сам из себя вот такой:



Две голубые керосиноустойчивые резинки разделяют левую полость всасывания с правой нагнетания.



Сверху корпуса ещё одной резиночкой уплотняется как раз сосок стравливания воздуха. Он оттель каким-то волшебным образом самоликвидируется.



Ну, а потом схОдите в кабину, да нажмёте кнопку.
Если квадратик насоса станет зелёным с вертикальной полосой - значит, работает девайс.
И теперь остаётся лишь поставить оценку автору...

Poll

Всем спасибо, ага.

Фотографии большего размера доступны в альбоме «Fuel Pump», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках
Пару фоток пи##ены в сети, не помню откуда. Спасибо безвестным авторам.

ТО, топливная система, матчасть, a320

Previous post Next post
Up