Продолжаю знакомить с материалами старого сайта.
Сегодня будет небольшой рассказ про одно из самых значительных строений Старого света.
Старые фото слегка подправлены для увеличения контраста,
старый текст очень слегка подправлен для улучшения понимания.
Собор Айя София (Agya Sofiya - турецьки мова) - одно из значительнейших сооружений мира.
Построен храм был в 06 веке н. э. и тысячу лет оставался самым большим (по крайней мере, в Европе).
И сейчас, полторы тысячи лет спустя, его купол входит в пятёрку самых высоких куполов мира.
Размеры купола: высота - 56 м, диаметры - 31 на 33 м.
Даже и сейчас собор заметно возвышается над городом и Босфором. А полтора тысячелетия тому назад, наверное, смотрелся очень внушительно.
Историческая справка
(взята с сайта turkey-info.ru ; оригинал -
ТУТ ):
В 360 году, по велению византийского императора Константина, на месте сегодняшней Айя-София сооружается "Мегало Еклесия", что означает "Большая церковь". Пожар, вспыхнувший 20 июня 404 года, разрушил Большую Церковь, в результате чего на деревянный фундамент грандиозного сооружения (404-416 гг.) зодчий Руффиос спроектировал и построил новое, более устойчивое здание, которое было готово к посещению прихожан 10 октября 416 года. Финансировал постройку новой церкви базиличного типа византийский император Теодосиус. Опорные стены, ступени и фризы на фронтоне здания, расположенного перед сегодняшним музеем Айя-София, сильно пострадали в 532 году (13-14 января) в результате кровавого мятежа, получившего название Ника (Победа); здание было подвергнуто полнейшему разрушению со стороны мятежников.
После подавления мятежа вернувшийся к престолу император Юстиниан в 532-537 гг. построил церковь, которая сегодня открыта для посетителей и туристов. Строительство церкви император поручил двум выдающимся анатолийским архитекторам своего времени: математику из Траллеса (сегодняшний город Айдын) Анфемиосу и Исидору из Милета. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев. В день рождества 26 декабря работа была завершена, и прихожане посетили церковь. Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из мраморных залежей Анатолии, а также городов средиземноморского бассейна. Неподалеку от главной строительной площадки, по обе её стороны, высились по четыре колонны из зелёного гранита, вывезенные из эфесского портового гимнасия, а красные порфирные колонны были привезены из Святилища Аполлона в Баальбеке (современный Ливан).
В период "Иконоклазма" (иконоборчества), в 726 году, собор Софии в числе других церквей Константинополя была подвергнута значительным разрушениям. Мраморные плиты с изображениями святых были повреждены, заменены более примитивными крестовыми мотивами. В 843 году, с завершением периода, интерес к изображениям религиозных мотивов возобновляется.
3 июня 1453 года, после захвата Константинополя турками, султан Фатих Мехмед, совершивший первый большой пятничный намаз в соборе, приказал перестроить её в мечеть, выделив для этой цели специальный денежный фонд. К перестройке церкви приступили с пристройки михраба в направлении Киблы (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе), затем в одном из западных углов мечети построили кирпичный минарет; а на месте келий священников был построен двор медресе на 150 учащихся, имеющего 12 комнат для занятий, и дворик с водоёмом. Мозаичные плиты мечети были покрыты тонким известковым слоем, настенные росписи соскоблены, горизонтальные крестообразной формы засовы над двустворчатой дверью расклёпаны. Таким образом, здание мечети с лёгкостью, не прибегая к особым переделочным работам, было превращено в пространство для совершения религиозных обрядов.
В 1847-1849 гг., в период османского владычества, была осуществлена крупнейшая реставрация в истории Айя-София. Реставрационными работами руководили двое швейцарцев: братья Фоссати - Гаспаре и Тражано.
Здесь, как мне кажется, надо добавить следующее:
1. Наибольший урон храму и Константинополю нанесли крестоносцы, захватившие город в 1204 году (шли спасать гроб господень, а по дороге и своих пограбили). После этого город так и не оправился.
2. Масса купола давила на стены и раздвигала их. При ремонтах трещины заполнялись, поэтому в итоге размеры купола в перпендикулярных направлениях различаются. Из-за этого же турки пристроили по бокам мощные поддерживающие стены.
3. В начале 20 века Айя-София стала музеем.
Рядом с боковым входом есть место, где сложены фрагменты более раннего храма.
Положены они на уровне раскопанного старого фундамента. Так как культурный слой за время нарос, то получившаяся яма довольно глубока - несколько метров.
(далее мы без промежуточных излишеств оказываемся внутри)
На галереи ведёт ход внутри стены. Мраморные камни пола протёрты местами на пять сантиметров.
Роспись сводов галерей второго этажа:
Вид с галерей:
На цепях висят восьмиметровые круглые щиты из ослиной кожи с надписями арабской вязью на зелёном фоне. Говорят, что это - имена Аллаха.
София внутри с первого этажа.
Внутри - полумрак.
Два полукупола поддерживают собственно купол.
Он уже давно реставрируется, и видна только половина его (на фото заметны леса - справа).
Собственно, и сами леса тоже являют собой сооружение необычное - ведь это примерно 16 этажей "на наши деньги".
Фото заканчиваются, и рассказ - вместе с ними - тоже.
Напоследок - вид Софии с Босфора.
Два храма стоят напротив друг друга. Слева видна мечеть Султанахмет, построенная на тысячу лет позже.
По спецзаказу ей вырастили аж 6 минаретов. Но о Голубой мечети - как-нибудь в другой раз.
А София... Запомните её такой: