Кофейник свежемолотого кофе и молочник какого-то особенно вкусного молока стоили того, чтобы
поизнывать в ожидании завтрака 20-25 минут. Равно как и более изысканная на вкус белая замазка вместо традиционного жёлто-жирного маргарина, тарелка тостов, прикольный мармеладный джем, «порезанный» соломкой, 3 порции омлета (опция выбора всех прочих яичных вариантов от boiled до fried, как было в Чанг Те, сохраняется и здесь, и по всей Мьянме), отдельный чайник душистого чёрного чая для baby и чудесные, хоть и зелёные, бананы (вообще, в Мьянме это не редкость - абсолютно съедобные бананы зелёного цвета).
Дабы не терять драгоценное время и нагулять аппетит на продолжительных лазаниях по лестнице, в ожидании пищи спускаюсь на ресепшн (брекфаст-рум коварно расположилась в «Нейлоне» аж на четвёртом этаже - который, как мы помним, на самом деле пятый, а на самом-самом деле весь седьмой). Как известно, Мандалай сам по себе частенько хают и на форумах, и лично встреченные очевидцы, да и сам Lonely Planet; почему нашей тутошней целью №1 является город Сагайн (Sagaing), расположенный в 16ти километрах от Мандалая на противоположном берегу р.Иравади. Он же многообещающе именуется «белым городом» (так и представляю себе цельный город из
чианграйских Ронг Кхунов!), «буддийской Кинешмой», «жемчужиной и сокровищем Мьянмы», а то и всей ЮВА. Посетить сей чудо-град не сложно, но дороговато - если заказывать «транспорт» в нашем отеле, то:
- активно впариваемый всем однодневный «тур» на такси в Сагайн, Амарапуру и Инву (два последних города - бывшие столицы Бирмы, расположенные неподалёку от Мандалая и, соответственно, Сагайна) стоит 30 баксов (+по 3$ с носа снимут за проезд по “историческому” мосту Ava-bridge, построенному англичанами в 1934г.), кататься на тук-туке будет на 2$ дешевле;
- «тур» в два любых города из этой троицы - столько же;
- тачка или тук-тук в один конец только в Сагайн обойдётся не намного дешевле - 22$;
- в Сагайн и обратно - и того невыгоднее: 25$.
Выход один - пойти путём локал-пипл: берём коляску, проходим пару кварталов до угла 84й и 29й улиц (одно из замечательных свойств центрального Мандалая - цифровые названия улиц и чёткая планировка в сеточку) и садимся в пустое сонгтхэо до Сагайна за 1 доллар на всех. Но «время - деньги»: в оправдание моим худшим опасениям, полтора часа мы ждём пассажиров и собираем народ на каждом углу, пока, наконец, не набрав полный кузов людей и не загромоздив всю крышу тюками, корзинками и Нелькиной коляской (которая на удивление совсем не запылилась в пути), наша драндулетина не довозит нас в Сагайн за полчаса. Нелька за это время порядком исстрадалась: с Янгоном, безусловно, не сравнить, но и здесь с 10 утра и до 6 вечера предпочтительнее находиться хоть в каком движении, дабы «ветерок обдувал», а уж никак не стоять и не передвигаться с черепашьей скоростью по одной из главных улиц, пыльных и бензинно-вонючих. Развлекаемся рисованием зверей, деревянным микро-массажёром, подаренным деточке очередной доброй женщиной, и не перестающими радовать глаз акробатическо-цирковыми композициями в виде 6ти-7ми-8ми-… человек, свисающих с подножки проезжающих сонгтхэо или десятка-другого граждан, битком набитых на крышу той же маршрутки или чего-то ещё. Особенно пейзажно смотрятся за этим делом монахи в своих развивающихся бордовых одеяниях. (Слабо себе представляю, чтобы в Тае народ позволил монаху столь не комфортно перемещаться в пространстве - каждый первый бы вылез из «салона» и усадил слуг
Божьих, как положено).
Примечательно, что Иравади мы пересекаем как раз по тому самому старому Ава-бридж, который якобы платный для иностранцев, но никто с нас ничего не берёт - будку чек-пойнта маршрутка объезжает по спец.дорожке, а наши заграничные рожи, по-видимому, уже достаточно загорели и загрязнились, чтобы слиться с местными физиономиями на расстоянии в пару метров. Пытаюсь запечатлеть пресловутые виды на Сагайн с реки, ради которых, согласно некоторым источникам, и стоит вообще сюда приезжать, но дело осложняется загородками моста, да и скорость приличная. В городе сворачиваем в противоположную от запримеченных было красот сторону и останавливаемся на рынке, приехали.
По пути какой-то хрен с бугра тормозит сонгтхэо и на плохом английском пытается выманить нас наружу, дабы отвезти на мото-такси на Сагайн-хилл (холм, на склонах которого сосредоточена основная масса храмов) - типа куда же ещё может быть тут надо белым людям, не на рынок же?! Демонстративно его не понимаем и вылезаем вместе со всеми на конечной, как будто так надо. Надо же нам на данный момент не так много: найти место в тенёчке, где засидевшаяся Нелька могла бы поразмять ножки, а также пообедать. Наугад протащившись по суматошной рыночной улочке буквально 100 метров, упираемся в тупик с распахнутым заездом на частный двор. Во дворе видим тенистые деревья, не
что типа прилавка с тазами и пару пластмассовых столов, дети и кошки прилагаются - да о таком можно было только мечтать! На 1,2$ получаем груду риса, вкусно-маринованные овощи, несъедобно-маринованные овощи в виде вонючего супа, прекрасное кукурузное нечто, острющую рыбу (Коля сам такую захотел) и тарелку свежепорезанных огурца с морковкой. Николавна носится с кусками морковки за кошками, дети пищат от восторга, сбежавшиеся изо всех щелей взрослые вытирают слёзы умиления и наперебой подносят нам новые плошечки и тарелочки с пищей. Напоследок с опаской посещаю покосившееся до предела туалетное сооружение: как уже не раз бывало, внутри всё оказывается «очень даже ничего, прямо как на даче» - по крайней мере, запаха почти нет.
Насытившись и упаковав как бы уставшего и готового поспать ребёнка в коляску, мы с уже бОльшим удовольствием пробираемся сквозь рынок, любуясь на пёстрые горы из мелкой жёлтенькой картошки, помидоров всевозможных оттенков - от красных до зелёных, фиолетового лука, белоснежной цветной капусты. Все эти дары природы - мечта вегана! - так и пышущие благодатью местного климата и здоровым питанием, навалены прямо на земле и в таких масштабах, что и представить не возможно, кем и когда они могут быть раскуплены и утилизированы. Ярко розовеют здоровенные шмоты
маринованного имбиря (цвет - один-в-один, что и «в нашем» каком-нибудь «Васаби»); ощетинившись, зреют на солнышке огромные, семи-восьми-ярусные гроздья зеленущих бананов на загнутых плодоножках толщиной с мою руку. Прочих же фруктов почти нет (как и всякой зелени - по сравнению с тайскими рынками); берём небольшой ананас за 0,5$ и 4 мандарина на 0,2$. А это что за «домик»? - хозяйственное мыло! Продолговатые бежевые бруски сложены в несколько «колодцев» наподобие домино, вот ведь затейники. Покупаем кусочек за 0,1$ - как раз, стиральный порошок вчера иссяк.
Рынок заканчивается, и тут же нас окутывает сонно-уютный дух махровой глубинки вполне в отечественном стиле (не зря кому-то пришла здесь в голову родимая Кинешма!): утопающий в зелени частный сектор за заборами, скамеечки у ворот, пустынные улицы с одинокими велосипедистами. Бирманские псы мне симпатичны всё больше и больше: в 9ти случаях из 10ти, завидев нас, они молча убегают, поджав хвост (в Тае же каждая первая шавка так и норовит облаять невиданную доселе коляску и странно пахнущих пришельцев, особенно в подобных малолюдных местах).
Я уж и не надеюсь, но вдруг начинают встречаться пагоды и ступы, да ещё какие. Первая - явно заброшенная: без окон-дверей, забор полуобвалился, территория поросла бурьяном. Внутри же просматривается лежачий Будда в метров эдак десять! Зайти, однако, не решаемся, т.к. прямо под Буддой навалены разноцветные тряпки, на которых лежит ещё кто-то, а то и не один - что ж, не плохое пристанище для бездомных граждан буддийского толка и не только. Но в первую очередь в глаза бросаются десятки разноцветных фигур и скульптурных групп вокруг храма: красные драконы, ученики Будды и снова Он Сам - сидя, стоя, изрекая мудрости и сложив свои гигантские ладони (очень часто их изображают здесь непропорционально огромными). Приятно и необычно ходить среди всего этого белоснежно-бордово-золотого великолепия по земле и зелёной травке, а не босиком по заплёванной плитке, но и вместе с тем грустно от ощущения никому-не-нужности и бесхозности столь затейливого храма…
Однако, в соседней Htuparyon Paya за углом реставрация идёт полным ходом - может, и сюда скоро доберутся: купола укутаны лесами, территория завалена песком и щебёнкой, а из интересностей запомнились разве что сидящие за стеклом Будды, украшенные не только аляпистыми искусственно-живыми цветами и позолотой, но и «новогодними» гирляндами из мигающих лампочек над головами. Додумались же! - в священно-таинственном полумраке храма это разноцветное мигание ну вообще не в тему (хотя, что я понимаю).
Порадовала здоровенная приплюснуто-круглая пагода в виде золотой летающей тарелки со стеклянным шпилем, которая будто случайно приземлилась среди увешанных бельём и заваленных хламом двориков и домишек. Она уже недалеко от Ava-bridge, к которому мы выходим вдоль реки. Иравади широка и прекрасна, несмотря на замусоренный берег и явное своё обмельчание: на перетекающих друг в друга песчаных отмелях посреди реки просматриваются сарайчики и навесы - наверное, времянки рыбаков по случаю сухого сезона.
Глядя на них, в очередной раз осознаю призрачность своих мечтаний заменить на каком-нибудь отрезке маршрута надоевшие автобусы на лодку: рейсы-то пассажирские существуют и в изобилии, но в засуху многие отменяются, да и времени на подобное удовольствие нужно ого-го: например, чтобы вернуться отсюда в Янгон через Баган и Пьяй, потребуется целая неделя (вместо 10ти автобусных часов). Плюс по одному дню на каждое возможное попадание на мель - Lonely Planet предупреждает об этом, как о деле житейском и в сухой сезон вполне реальном.
На жарком и грязном берегу, увы, не посидишь (не говоря уже про купаться) - высматриваем тенистую лавочку перед чьим-то забором и садимся поесть рыночных мандаринов (вопреки ожиданиям, Нелька всё ещё не спит ни в одном глазу). Из дома выходит бабушка и жестами предлагает нам принести попить водички: благодарим и показываем свою полную бутылку, но она всё равно уходит и возвращается с пучком длинных сладковатых сухариков - погрызть ребёночку.
Вскоре ещё и компания тётечек у придорожного лотка с арбузами отсыпает нам кукурузно-зажаренных ништяков - провиант на обратную дорогу обеспечен.
Раз уж - в лучших традициях - мы волею судеб уже часа три не без удовольствия «осматриваем» абсолютно нетуристическую часть города, решаем перейти реку пешком по мосту Sagaing-bridge, который раскинулся в полукилометре от моста Ava, чтобы хоть на обратном пути окинуть таки взором якобы сногсшибательную панораму Сагайн-хилл, «которой не стоит ни один храм города в отдельности». Под мостом, наряду с детьми и коровами, замечаем железнодорожную колею, на которой примостился паровозик с ржавым вагоном - только собрались было сходить с Нелькой за вагон до ветру, как вся эта рухлядь с лязгом и скрежетом снимается с якоря и благополучно уезжает, как будто она не стояла здесь веками, а просто пропускала стадо коров.
Виды с моста, бесспорно, хороши: зелёные холмы Сагайна, утыканные десятками бело-золотых ступ и пагод; древесно-грузовой порт с гигантскими кипами стволов и бамбучин, из которых здесь же вручную вяжут плоты; безбрежная Иравади, украшенная разнокалиберными баржами-баркасами-лодками всех цветов и мастей; и, наконец, отражающийся в воде живописнейший храм Shwe-kyet-kay на противоположном берегу, многочисленные ступы которого будто поднимаются по ступенькам на поклон к главной пагоде, как прихожане в белоснежных одеждах. Позабавили два сцепленных между собой замкА на мостовой решётке - и здесь, получается, знаком обычай зазамочивать своё брачное счастье (обеты любви до гроба были выцарапаны на замках иероглифами).
Нелька, набегавшись туда-сюда по широкому огороженному тротуару моста и накричавшись сверху на коров, наконец, засыпает в
коляске, а мы садимся на полчасика перевести дух в специальном загашнике за памятным камнем в конце моста: вид отсюда всё ещё весьма пленительный, а машинами на расстоянии пяти метров вместо двух воняет чуть меньше. Снизу слышен заманчивый плеск купающейся в реке тётеньки - с удовольствием бы к ней присоединились, но не совсем понятно, как бы это сделать.
Переходим несколько съездов и развязок и оказываемся на уже знакомой нам дороге в Мандалай - днём мы вроде как здесь и ехали. Есть даже автобусная остановка, но стоять на этом пятачке не прикольно: жарко и машины мельтешат прямо под носом. Проходим метров 300 и слышим бибиканье сонгтхэо - отлично, а то пробираться с коляской по отсутствующей как бы обочине не прикольно тоже. Загружаемся на свободные краешки скамеек - ехать так оказывается намного комфортнее, чем в начале «салона»: вместо раскалённой вонищи от мотора, которая часто исходит из-под водительской кабины, тебя здесь обдувает ветром, пассажиры не пристают к ребёнку, и вообще больше всего видно, главное только не вывалиться на очередной колдобине. В процессе оперативного влезания в маршрутку и складывания коляски Нелька с недовольством просыпается, но не хнычет, а впадает в какой-то медитативный ступор, завороженно глазея на дорогу, стремительно уносящуюся назад прямо из-под наших ног.
Всё б хорошо, но за тот же доллар довозят нас лишь до 39й улицы вместо 29й, с которой уезжали утром: можете, мол, взять отсюда такси за 5$ до центра. Что ж, надо было уточнять все подробности при посадке… Переходим с перегруженной 84й на параллельную 83ю улицу, чтоб дать хоть какой передых своим ушам от беспрестанных гудков и тарахтения, и, несмотря на ноющую Колину ногу, идём пешком где-то час до своей 25й, подкрепляя иссякающие силы связкой бананов.
Коля на каждом углу бесстрашно пьёт воду: на перекрёстках, поворотах и просто так, на столиках-стоечках-подставках, а то и на раскидистых деревьях здесь установлены или присобачены глиняные кувшины с питьевой водой, к которым порой прилагается и железная кружка, одна на всех желающих. Иногда замечаем, что местные похожую небольшую кружку носят с собой - наверное, чтобы всегда иметь возможность утолить жажду. Однажды на наших глазах целая маршрутка притормозила около такого кувшина лишь для того, чтобы один из пассажиров мог быстренько спрыгнуть с подножки, попить и поехать дальше. Коля говорит, что вода в этих питьевых оазисах всегда холодная и вкусная, даже если на жбан падает солнце. Я «пробовала» такую воду лишь пару раз в храмах - там-то понятно, а вот что за «служба» обеспечивает своевременное пополнение всех этих кувшинов?..
Что ж, Мандалаем мы уже «наелись» как минимум на 50% - узнаю на ресепшне про автобусы на озеро Инле, а точнее, в город Таунджи, за 20 км до которого всех желающих выбрасывают в посёлке Швеньяун (Shwenyaung), от которого до озера остаётся уже всего километров 15. Хотят по 11 баксов за обычный найт-бас плюс по доллару за тук-тук до автовокзала; за некий «слиппер» с тремя сиденьями в ряд вместо стандартных 2+2 хотят уже по 13$, но за довоз до автостанции сдерут все 6$ (абсурд конкретный, если вдуматься и сравнить с ценой автобуса: ведь это почти половина стоимости от переезда в 250 км!). «Портье» утверждает, что на этот автобус повышенной комфортности мы смело можем взять всего 2 билета вместо трёх, т.к. сидения настолько широки, что мы с потрохами уместимся на них с нашим ребёнком. В таком случае, этот вариант получается экономнее на целых 3 доллара, да и прибывает «слиппер» в Швеньяун на час позже обычного баса, т.е. якобы не в 4, а в целых 5 утра. Слово “slipper”, помимо тапочек, неизбежно ассоциируется у меня с воспоминаниями о камбоджийском slipping-bus из Сианука в Сиемреап, незабываемые впечатления от которого можно охарактеризовать как
«гроб на колёсиках». Интересненько было бы узнать, какой сюрприз скрывается за подобным названием в Мьянме…
Коля тем временем «сбегал», прихрамывая, за едой к нашим друзьям: говорит, что в 20.30 они уже закрылись и тихо-мирно ужинали под телевизор, но завидев его охотно подорвались и на 1,2$ осчастливили нас жаренным рисом, самсой и булками, омлетом с овощами, мятой-соусами-рыбной хренью для посыпки в пакетиках. До чего ж вкусна эта красно-вонючая приправа, а у меня, блин, теперь ещё и глаза аллергически чешутся, помимо соплей. До зеленоватого рыночного ананаса руки не доходят (пусть зреет), зато какой же вкусный чай с мятой! (завариваем сами кипятильником) - прямо как летом на даче, с августа уже и позабылось.