С восточных склонов
Байдарского плато, со скальных уступов горного массива Челеби-Яурн-Бели открывается впечатляющий вид на западный край яйлы Ай-Петри. Внизу глубокая седловина Байдарского перевала, а далее на восток, вдоль Южного берега протянулась цепочка плосковершинных мысов.
Южные обрывы горной гряды как будто уложены выразительными складками, самая высокая вершина западной части Ай-Петри - гора Кильсе-Бурун.
У подножия высоко вознесенной вершины западное плато расстилается как маленькая вселенная, видны верховья оврагов и балок, останцовые возвышенности и водораздельные хребты. Леса пологих северных склонов расцвечены осенними красками. Осень надвигается цветистым ковром на западные яйлы...
Один из путей к вершине Кильсе-Бурун - это грунтовая дорога, отворачивающая от старого шоссе Ялта - Севастополь, в 2 км севернее Байдарского перевала. Дорога вьется по восточному лесистому склону горы Чху-Баир. В октябре лес у дороги еще зелен.
Дорога набирает высоту, на поворотах лес расступается и открывает вид на крутой склон горы Кучук-Синор. Полосы скальных обнажений на обрыве ритмично чередуются с рядами можжевельников. Верхушки грабов и дубов уже тронуты прозрачной позолотой.
Дорога выходит на плоскогорье, открывается обширная поляна с кудрявыми рощами, и на юге, у кромки обрыва видна безлесная вершина Кильсе-Бурун.
В лощинах деревья горят оранжево-рыжими кострами, а на вершине безымянной возвышенности, чуть севернее южного уступа яйлы, кроны деревьев почти прозрачны.
Невысокий купол безымянной вершины приподнимает нас над поверхностью яйлы и раскрывает картины восточных и северо-восточных просторов. Виден зубчатый приобрывный край до утеса Мердвен-Каясы, и дальше - вершины восточной части Ай-Петринской яйлы, и Тарпан-Баирский хребет...
Все ближе северный склон Кильсе-Бурун, "Церковного мыса". Кильсе, Эклизи - церковь, храм, - немало вершин в Крыму носит такое название. Обычно предание связывает гору с таким названием с древним храмом на ее вершине.
Быстро подняться на вершину Кильсе-Бурун не получается, от открывающихся видов захватывает дух.
И вот - самая высокая вершина горной стены (712 м над уровнем моря). На вершине - несколько диких яблонь, россыпь камней, как будто развал старой стены...
Есть мнение, что дикие яблоньки на вершине - это остатки древнего сада, а груда камней - не что иное, как следы небольшой церковки с апсидой.
Высокая Кильсе-Бурун парит над миром и дарит нам грандиозную панораму. На севере виднеется гора Кучук-Синор, у ее склонов начиналась дорога, которая привела нас на плато.
На северо-западе - протяженная гора Чху-Баир ("Орлиное гнездо"); на севере за нею раскинулось село Орлиное, на юге Чху-Баир склоняется к седловине Байдарского перевала.
Вид на запад - один из самых чудесных. Возвышаются мысы самого западного краешка Ай-Петринской яйлы - Мшатка-Каясы. Еще дальше на западе выглядывает верхушка
Байдарской яйлы - горный массив Челеби-Яурн-Бели. Венчает западные дали выступ горы Ильяс-Кая, как далекий парус...
Осторожно подбираемся к южному обрыву Кильсе-Бурун, внизу - лесистое подножие, его прорезывают южнобережные шоссе. Мысы, бухточки, пляжи Южного Берега обрисованы белой пеной прибоя, а море бывает таким синим только ясным солнечным днем крымской осени.
Прямо под вершиной Кильсе-Бурун выдвинут к берегу зубчатый скалистый хребет Ай-Юри. В нем пробит автомобильный тоннель, по которому проходит шоссе Севастополь - Ялта.
На востоке яйла распахивается как крыло огромной птицы. У обрыва - вершины Куба-Кая, Мердвен-Кая, углубление перевала Чертова Лестница... На гладкой слегка наклоненной к северу поверхности плато прижимается к лесу уютная грунтовая дорога, ее называют Мордвиновской. Дорога "пролегает по каменистому плато Главной гряды, поблизости от ее южного уступа, затем отходит вправо, огибая далеко выступающий мыс Кильсе-Бурун, и спускается по левому борту крутой балки в Байдарскую долину... Длина этой дороги около 7,5-8 км. Почти на 5,5 км дорога пробита в известняке и на большом протяжении усилена крепидами" (Л. Фирсов. Чертова лестница).
В источниках начала XX века сообщается, что дорога устроена графом Мордвиновым, владельцем значительных угодий в Байдарской долине, для вывоза принадлежавшего ему леса. А ученый-геолог Л.В. Фирсов в 60-х годах XX века предположил, что дорога сооружена римлянами в первых веках нашей эры, имела военное значение и вела из Байдарской котловины на Южный берег через перевал Шайтан-Мердвен (Чертова лестница).
Как бы то ни было, именно эта живописная дорога привела на яйлу, к вершине Кильсе-Бурун, к разноцветным осенним лесам. И она же приведет нас к узкому лесистому оврагу Деймен-Дере с крутыми склонами, между горами Чху-Баир и Кучук-Синор. По оврагу течет речка Байдарка, приток реки Черной. Под мостиком старого шоссе речка Байдарка убегает к селу Орлиное в Байдарской долине. Осеннее путешествие к западным яйлам завершилось...