Самая западная из крымских яйл, Байдарская яйла, протянулась от Байдарского перевала до Ласпинской долины. Травы, деревья леса, кустарники на обширном горном плато пестрят осенними красками.
Теплый свет октября проливается на каменистые вершины яйлы.
Восточный край Байдарского плоскогорья возвышается над Байдарским перевалом. Небольшая проплешина перевала утопает в сплошном лесном ковре, укрывающем гору Чху-Баир на северо-востоке. С запада с перевалом соседствует самая высокая точка Байдарской яйлы - массив Челеби-Яурн-Бели с лесистым подножием и скальными обнажениями у вершины.
Поднимаясь по крутому склону в западном направлении к вершине Челеби, постигаешь в который раз красоту Байдарской долины с голубым глазком озера у села Кизиловое.
Вот она, куполообразная гора Челеби с голой вершиной, глубокие лесистые складки оврагов в осенней позолоте...
На западном краю плато виднеется вершинный утес горы Ильяс-Кая, напоминающий плавник огромной сказочной рыбы. Высоко к небу поднято плоскогорье яйлы, вольно дышится на его волнистой поверхности.
К югу, к морю, обращен отрог горы Челеби, гора Форос с округленной вершиной. Другое название горы Форос - Разрыв-гора. "Здесь на высоте около 75 м, над Байдарскими воротами наблюдается хорошо выраженный в рельефе тектонический сброс в виде скального уступа, достигающего 50 - 75 м высоты. Опустившаяся по разлому часть горы представляет собой миниатюрное плоскогорье, расколотое гигантскими трещинами" (Ал. Ена, Ан. Ена. Перевалами горного Крыма). Лес на скальных ступенях украшен всеми цветами осени.
На северо-западе изогнутый хребет яйлы продолжается хребтом Донгуз-Орун, отделяющим Ласпинскую котловину от Байдарской долины.
Плавные линии поверхности плато рисуют умиротворяющую картину, на каменистой обнаженной вершине Челеби и в октябре слышен аромат тимьяна - чабреца. Мягкие очертания купола Челеби сменяются на западе причудливым резным профилем вершины Ильяс-Кая, некогда отторгнутой от единого горного массива.
Почти к самому морю спускаются высокие крутые южные склоны Байдарской яйлы.
Неведомые силы отделили от материнского склона высокие столбчатые ломти яйлы. На плоских макушках столбов-отторженцев кусочки покрова яйлы: трава, деревья...
Вид с западного склона вершины Челеби впечатляющ - грандиозный хребет Ильяс-Кая, восточнее видна гора Мачук, а между ними знаменитые скалы Тышлар. На западном горизонте проявляются вершина Куш-Кая и часть хребта Кокия-Бель.
На южном склоне купола Челеби приземистые пирамидки можжевельника высокого как будто сбегают к обрыву посмотреть на морские дали.
У подножия вершины Челеби дорога уходит в небольшой лесок и приводит к обрывистым уступам хребта Фороз-Богаз, протянувшегося вдоль берега у поселка Форос и мыса Сарыч.
С обрыва хребта Фороз-Богаз видно его лесистое подножие - ярко-зеленая хвоя, кудрявое осеннее разноцветье лиственного леса.
А с пляжа в Форосе панорама горного массива Байдарской яйлы производит очень сильное впечатление.
Гора Челеби остается на юго-востоке. Там, где кончаются островки леса, открываются виды на Байдарскую долину и горы, окружающие долину с северо-востока. Южнее - вершины гор Мачук и Ильяс-Кая.
Восточная часть Байдарской яйлы нежится на октябрьском солнце. Дорога к западной части яйлы, хребту Кучук-Текне-Бель, огибает гору Мачук с севера.
У подножия горы Мачук лес разукрашен осенними красками, на западе в светлой дымке плывут Куш-Кая и мыс Айя.
Оглянувшись на самую западную из крымских яйл в осеннем уборе, путник поднимается на хребет Кучук-Текне-Бель.
Награда путнику - вид с хребта Кучук-Текне-Бель на Ласпинскую котловину, западное побережье Ласпинского залива, Батилиман, хребет Кокия-Бель и гору Куш-Кая.
Развалины древнего фундамента на вершине хребта в средней его части. Если посмотреть на юго-восток, можно разглядеть Байдарский перевал на фоне неба в понижении у восточного склона массива Челеби.
А дальше на восток замечательный вид на восточную часть Байдарской долины, ее села, горы Чху-Баир, Кучук-Синор, Биюк-Синор.
У хребта Кучук-Текне-Бель заканчивается плосковершинная часть Байдарской яйлы. Дальше на запад почти сплошная скала горы Каланых-Кая, вершины Улле-Кая, западного отрога Аджер-Канат. Вершины с этими сказочными именами высятся как зубцы короны, венчающей одну из самых уютных яйл Главной гряды Крымских гор.