15 сытых лет: что и сколько покупали россияне в XXI веке

Jan 29, 2015 20:45

Высокие цены на нефть и стабильный рост реальных доходов населения - так до конца прошлого года было принято описывать состояние российской экономики и уровень жизни ее граждан. Все это создавало предпосылки для так называемого «потребительского бума нулевых». Чтобы понять, из чего он состоял и кто на нем заработал, журнал «РБК» решил разобрать это явление по частям.

Мы собрали информацию о том, сколько в России покупали мобильных телефонов, автомобилей, ювелирных украшений и других самых популярных товаров каждый год, - эти данные на графиках. По ним можно увидеть, например, что кризис 2008 года больше всего повлиял на покупку автомобилей, а меньше всего - на желание россиян есть мясо, пить пиво и ходить в кино. Большие цифры со множеством нулей - это общее количество единиц того или иного товара, проданного в России за 15 лет. Богатеть так быстро и покупать так много, как в 2000-2014 годах, жители России в ближайшее время, скорее всего, уже не будут.

26 800 000 автомобилей

Российский авторынок пережил драматичное двукратное падение продаж в 2009 году, но восстановился до докризисного уровня к 2012-му. Лидером рынка по количеству проданных автомобилей все эти годы остается АвтоВАЗ. Однако если в начале 2000-х Lada занимала около 70% рынка, то к 2013-му ее доля снизилась до 17%. Остальное поделили Kia, Renault, Hyundai, Toyota и другие популярные зарубежные марки. Многие из этих автомобилей уже собирают в России. Крупнейшие автодилеры - «Рольф», Major Auto и «Автомир».




377 900 000 мобильных телефонов и смартфонов

В 2000 году двое из 100 жителей России пользовались мобильными телефонами, а в 2013 году, по данным Всемирного банка, на 100 человек приходилось уже 153 сим-карты. За 15 лет в России сформировались «большая тройка» операторов и две крупнейшие розничные сети - «Евросеть» Евгения Чичваркина (5 тыс. салонов) и «Связной» Максима Ноготкова (более 3 тыс.). «Евросеть» сейчас принадлежит «ВымпелКому» и «МегаФону», у МТС - собственная одноименная сеть (около 4 тыс. салонов). Розница для них не основной бизнес: например, на продажу телефонов и оборудования приходится 6-8% общей выручки МТС в России.



48 600 000 ноутбуков

В 2000 году в России было продано 70 тыс. ноутбуков, в 2012-м (пик продаж) - 9,4 млн, в 134 раза больше. Ноутбуки стали популярнее настольных компьютеров, среди лидеров - Acer, Asus и Samsung. На торговле ноутбуками и другой техникой в середине 2000-х построили большой бизнес сети «М.Видео» и «Эльдорадо». В последние годы увеличиваются продажи ноутбуков через интернет, на этом тренде поднялись ритейлеры «Юлмарт» и «Ситилинк», доля заказов у которых проходит через онлайн-магазины и терминалы в магазинах.



133 600 000 000 кг мяса и мясопродуктов

Потребление мяса в России с 2000 года выросло почти вдвое, хотя, по данным Минэкономразвития, средний россиянин все еще ест в 1,7 раз меньше мяса, чем средний американец. Зато нашей стране удалось отказаться от «американских окорочков». Благодаря госрегулированию импорт курицы упал с 60-65% в 2001 году до 10-12% в 2014-м, а отечественное производство выросло с 0,9 млн тонн до 3,9 млн тонн. Удалось наладить производство свинины: с 1,5 млн тонн в 2001-м оно выросло до 3,6 млн в 2013 году. На производстве птицы выросла группа «Черкизово» семьи Игоря Бабаева, свинины - «Мираторг», «Русагро» и «Агро-Белогорье».



17 100 000 000 000 рублей на одежду и обувь

За 15 лет россияне потратили на одежду и обувь больше денег, чем на автомобили. В начале 2000-х самым продаваемым предметом одежды были джинсы, сейчас это платье: за полтора десятка лет жительница России купила в среднем 124 платья, подсчитала Esper Group. Масштабное отечественное производство одежды никому наладить не удалось - в Китае дешевле. Россиян одевали ритейлеры, которые шьют одежду по контракту в Азии: Gloria Jeans & Gee Jay, Sela, O’stin, Incity, Oodji (раньше - Oggi) и др. На рынке обуви таким же образом крупнейшей компанией стала «ЦентрОбувь», насчитывающая около 1,5 тыс. магазинов «ЦентрОбувь» и Centro.



5 447 100 000 000 сигарет

Четыре крупнейшие табачные компании мира - Philip Morris, Japan Tobacco, British American Tobacco и Imperial Tobacco - полностью завоевали российский рынок сигарет: на долю «большой четверки» сейчас приходится более 90%. Крупнейшего табачного дистрибьютора, группу компаний «Мегаполис» (оборот почти $14 млрд в 2013-м), создали Игорь Кесаев и Сергей Кациев. В 2013 году Philip Morris и Japan Tobacco купили 40% «Мегаполиса».



131 600 000 000 литров пива

Период с 2000 по 2008 год - золотое время для зарубежных пивных компаний в России. Иностранцы раскупили российские заводы, продажи пива выросли почти в 2 раза, до 11 млрд литров. В 2000 году на долю зарубежных компаний приходилось около половины рынка, сейчас Carlsberg (через «Балтику»), Efes, Heineken и AB InBev контролируют почти 80%. Бессменным лидером с 1996 года остается «Балтика» (основатель Таймураз Боллоев). Только последние годы стали для пивоваров трудными: из-за ужесточения госрегулирования в 2009-2014 годах рынок просел почти на 30%.



146 000 000 поездок за границу

В 2000-х россияне стали завсегдатаями многих зарубежных курортов - в первую очередь Турции и Египта. На продаже туров выросли «Натали Турс», «Библио Глобус», Tez Tour, Coral Travel и ряд других компаний. Но финансовая модель туроператоров рассчитана на постоянное увеличение числа туристов, поэтому в 2014 году, когда турпоток начал падать, компании стали массово банкротиться. Не пережили прошлый год «Нева», «Солвекс-Турне», «Роза ветров Мир» и другие крупные операторы.



6 754 000 000 книг

Самый продаваемый автор России - Дарья Донцова, за 15 лет издательство «Эксмо» выпустило более 120 млн экземпляров ее книг. Среди книгоиздателей первые два места по тиражам обычно делили «Эксмо» и группа «АСТ», на третьем месте держалось «Просвещение», выпускающее учебники. В 2013 году «Эксмо» Олега Новикова купило конкурента, АСТ, но в первом полугодии 2014-го по совокупному тиражу оба издательства впервые уступили «Просвещению» (председатель совета директоров - Аркадий Ротенберг). «Эксмо» контролирует единственного крупного книжного ритейлера, «Новый книжный - Буквоед». «Топ-Книга», многолетний лидер, в кризис обанкротилась.



1 582 100 000 билетов в кино

Точный объем кинорынка узнать невозможно: некоторые кинотеатры занижают реальные продажи билетов, чтобы уменьшить сумму, которую они должны отдать кинопрокатчику. Очевидно, что объем рынка вырос в разы: в 2003 году в России работало около 600 кинозалов, теперь - 3,5 тыс. Крупнейшие сети - «Синема Парк», «Формула кино», «Каро фильм» - сейчас насчитывают по 30-35 кинотеатров. Ведущие прокатчики, которые зарабатывают в основном на зарубежных фильмах, - WDSSPR, «Централ Партнершип», «Двадцатый Век Фокс СНГ».



968 900 000 ювелирных изделий

Данные Пробирной палаты по рынку ювелирных изделий нельзя считать точными: по разным оценкам, от 25 до 75% рынка занимают подпольные производители и контрабандисты. По официальной статистике, в 2013 году было продано почти в 5 раз больше ювелирных изделий, чем в 2000-м. На производстве и продаже ювелирных украшений выросли «Адамас», Алмаз-Холдинг, Московский ювелирный завод и другие компании. Один из лидеров, ювелирная компания «Алтын», фактически перестала существовать после того, как ее топ-менеджеров обвинили в контрабанде.



Смотрите также:
Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем
Оценка тенденций развития рынка банковских вкладов населения в России
Аудитория интернета в России превысила 80 млн пользователей

21 век, Россия, экономика, статистика

Previous post Next post
Up