(no subject)

Dec 02, 2011 20:55

"Народ любит пожОстче" и "Народ любит "преодоление себя" - написали мне в комментариях к посту про тренинги. Судя по неубиваемости и неувядаемости в российских реалиях ЭСТа, Лайфспринга и всяческих производных их примерно той же степени жОсткости, я подумала что в этом, как говорится, "много правды". Раз в обществе продолжает расти, цвести, плодоносить и продаваться то, что уже запрещено в ряде цивилизованных стран как раз ввиду жОсткости и небезопасности - значит, в обществе есть спрос на это. Живет в народе потребность в "преодолении себя".
И стало быть, самое время побеседовать об инициациях.


Когда я был щенком и верил в грезы детства,
Усатым трубачом себя воображал.
Едва услышав звук военного оркестра,
С ватагою дружков я вслед за ним бежал.
В. Васильев

1.

Психологический словарь с готовностью сообщает нам, что Инициация [лат. initiāre - начинать; initiātio - совершение таинств] представляет собой комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий.
То есть, по сути, это некая "поворотная точка", после прохождения которой человек и окружающий его социум точно знают - прежний этап жизни закончился, начинается следующий, с другими задачами, другими правами и другими обязанностями. Или - не наступает. Если индивид оказался слаб телом ли, духом ли для того, чтобы достойно пройти все предписанные этим социумом испытания по "введению в следующий возраст".
Тот же психологический словарь любезно сообщает нам о том, что инициации в узком смысле есть явление, характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности.
То есть, как бы намекает нам на то, что, кроме узкого смысла - того, который был у первобытных культур - есть еще и широкий. И в этом тоже "много правды".
Сами обряды, конечно, в большинстве своем давно уже покрылись пылью забвения - особенно на просторах цивилизиванных Европ с Азиопами - однако их отголоски и отблески и по сей день явно видны в современном обществе, стоит только чуть повнимательнее присмотреться. Всякие "посвящения в студенты", "праздники первого звонка", выпускные вечера, проводы в армию и приходы оттуда, родины, крестины, поздравления с рождением внуков, и так далее, и тому подобное...

Собственно, ничего удивительного нет в том, что общество меняется, а инициация так или иначе, в том или в другом виде, остается "живее всех живых". И.С.Кон в монографии «Ребенок и общество» пишет о том, что в жизни любого индивида вида хомо саписенс существуют "так называемые критические периоды, когда организм отличается повышенной чувствительностью к определенным внешним и/или внутренним факторам, воздействия которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеют особенно важные необратимые последствия... Возрастные кризисы относятся к жизненному циклу, возрастные переходы производны от социальной структуры общества, а поворотные пункты относятся к индивидуальному жизненному пути (биографии). Вместе с тем они тесно связаны друг с другом".

То есть, в общем-то, без особой разницы, сидит ли индивид в шкуре возле пещеры или в офисе со смартфоном в одной руке и ноутбуком в другой, этот самый критический период на него все равно наступит. В определенном и давно известном возрасте плюс-минус немного.
Римма Ефимкина в книге "Пробуждение Спящей красавицы или Психологическая инициация женщины  волшебных сказках" упоминает о том, что сколько-то лет назад она написала для одного журнала статью о том, как наиболее оптимально справляться с тем, что называется кризисом середины жизни. Статью ей вернули с пожеланием "написать лучше о том, как сделать так, чтобы этого кризиса вообще не было".
Сейчас, слава богу, времена меняются, попытки "отменить" существование разных этапов человеческого развития все больше становятся привилегией глянца с проповедованием культа вечной юности и рекламы волшебных кремов, после использования которых женщина начнет выглядеть моложе собственной дочери. Развивается такое направление как инициационная психотерапия, с темой инициаций работают и некоторые гештальтисты и многие психодраматисты (коллеги, кого еще забыла - добавляйте).

Какое отношение все это имеет к "жестким" тренингам? Да самое непосредственное.
Изначальный смысл обряда инициации заключался как раз в преодолении.
"Содержание инициаций в целом сводится к проживанию трех этапов: «изгнания» за пределы привычного окружения; испытаний, соответствующих задачам пола, которые следует пройти успешно, и - возвращению к прежнему окружению, но уже в новом статусе". (Т. Василец, "Инициационная терапия как путь к мужской и женской зрелости", выделения болдом - мои).

В общем, инициация - это пребывание в состоянии "между".
Между одним статусом и другим.
Между собой-прошлым и собой-будущим.
Между тем этапом, что уже закончился и тем, который еще не начался.
Между одной ясностью и другой.
Без какой бы то ни было гарантии того, что все закончится хорошо.
Непростое и нелегкое - ведь испытания были направлены на выявление тех, кто окажется в состоянии обеспечивать существование, заботу и безопасность себе, своему роду, племени в целом.

Про мужские инициации рассказ тут уже был (1, 2), так что на этот раз поговорим о женских.
И еще кое о чем.

рабочее, сепарация-индивидуация

Previous post Next post
Up