КДПВ замечательного
иллюстратора Рины З. Когнитивное искажение
"ошибка выжившего" и обилие "историй успеха" сомнительной полезности подрывают доверие к рассказам о своём опыте. В то же время, поделиться им хочется - а вдруг это кому-нибудь пригодится? Чуть меньше года назад меня увлекла идея писать научно-популярные публикации не в режиме когда удобно, а минимум по одной в неделю. Кроме популяризации космонавтики побочным эффектом ожидались какие-то наблюдения по GTD. Сейчас, после завершения эксперимента, предлагаю вам что-то вроде отчета с комментариями.
Как я дошёл до жизни такой
Космонавтикой я серьезно заболел в 2012 году, посмотрев подряд несколько фильмов на космическую тему в качестве способа отпраздновать День космонавтики. Я и раньше интересовался техникой, оружием и авиацией, так что это не было совсем необычным изменением. С другой стороны, конкретно к космосу я относился довольно равнодушно, и, имея общее представление, не хотел копать глубже.
Кстати, первый мой космический "проект" закончился, фактически, неудачей. Мне пришла в голову идея сделать римейк стратегии Race Into Space. Примерно год я его делал в свободное время, дошёл до уровня примерно альфа-версии, которую и выпустил в апреле 2013 года. К маю я починил несколько обнаруженных багов и
рассказал о своей работе на Хабре.
Хорошая штука социальные сети - они хранят логи того, что было тебе интересно. И по этим логам видно, что идея заняться популяризацией появилась не мгновенно, она стала заметной где-то с начала 2013 года. Семь лет работы преподавателем и природное занудство, очевидно, искали выхода в желании просвещать широкие народные массы. Идею создания сообщества ВКонтакте или чего-нибудь аналогичного я отверг, потому что формат "часто писать короткие заметки" не сочетается с обычным офисным графиком, а отвлекаться в рабочее время на подобные хобби я считаю как минимум неэтичным. Какой-то контент шёл просто на стену, что было очень неэффективно. Наверное, был бы неплохим вариант поставлять контент уже существующим сообществам, но эта идея не пришла мне в голову, либо не вызвала интереса. Несколько постов я написал для портала "Сделано у нас", но достаточно быстро мне там наскучило.
Будучи айтишником, Хабр я читал постоянно, и меня вполне устраивало чтение без возможности комментирования. Летом 2013 года на Хабре шли активные дискуссии о состоянии дел в российской космонавтике, и, после очередной дискуссии в комментариях я, думая, что темы на Хабре в большом дефиците,
"зарезервировал" этот вопрос на полноценную публикацию. Случайность - менее чем через сутки
после её публикации эпически упал "Протон", и, уже достаточно хорошо оцененная публикация стала расходиться по Рунету как "авторитетное мнение". После этого случайного успеха были написаны ещё несколько публикаций, которые были хорошо приняты сообществом. И, как говорится, "всё заверте..."
В отличие от публикаций, в римейке дела шли плохо. Следующей задачей по плану разработки должно было стать написание мультиплеера, но у меня не получалось заставить сокеты нормально передавать данные - ход игрока не доходил до его соперника при отсутствии заметных ошибок. В человеческой психике мотивация зависит от успеха, поэтому мне было всё менее интересно чинить баги в игре, и всё более интересно писать статьи. В общем, в конце 2013 года проект римейка был заморожен, а, чтобы за это не было стыдно, было решено взять какое-то "утяжеление" к написанию публикаций, чем и стал этот эксперимент.
О плане работы
Почему минимум одна публикация в неделю? Я работаю по обычному графику с 9 до 18 и под эксперимент изначально выделил выходные дни. Обилие свободного времени в выходные добавило ещё одну цель - публикация должна быть сложнее простой и короткой новости, это должен быть обзор, компиляция, аналитика или, в идеале, наноисследование. Изначально работа делалась за выходные, в понедельник редактировалась и публиковалась, но спустя несколько недель рост квалификации увеличил скорость работы, и публикация стала производиться вечером воскресенья. Плюс, мне показалось (не могу доказать это с цифрами в руках), что публикация вечером воскресенья облегчает попадание поста на первую страницу, где его читают в разы больше. Механизм, мне кажется, простой - вечером воскресенья меньше публикаций, поэтому небольшого положительного рейтинга вначале достаточно, чтобы к пику утра понедельника статья была уже на первой странице. Впрочем, сейчас, после отпочковывания GT от Хабра, это знание вряд ли сильно полезно.
На одну публикацию уходит примерно 12-15 часов непосредственно работы. Я не хронометрировал время до секунды, это примерная оценка. Обычно тема выбирается ещё в будни, в свободное время ищется материал по теме, суббота практически всегда тратится на отдых и бытовые дела, а основная работа ведется в воскресенье. Часам к 15-18 Уфы материал готов, он проходит редактуру и публикуется обычно в 19 МСК.
Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить свою замечательную жену. Космосом мы заболели вместе, и она была бессменным редактором, корректором и тестером всех моих публикаций. Редактор и тестер для ваших постов - это крайне полезно, чужой глаз видит опечатки, ошибки и формулировки, которые непонятны никому кроме автора.
В принципе, мне в чем-то повезло. За этот год я не попадал в больницу, не оказывался в условиях многонедельных переработок, когда вне работы всё кроме сна является непозволительной роскошью. Самыми большими проблемами для выполнения плана стали авария жесткого диска домашнего компьютера в июле (работал с Ubuntu LiveDVD) и простуда в августе (2-3 часа работал, час лежал отдыхал). Так что никаких историй пафосного превозмогания рассказать не получится, увы.
О GTD
Не могу сказать, что это работает для всех и всегда, но для себя я сделал четкий вывод - причиной прокрастинации является нежелание делать то дело, которое вы откладываете. Скажу на своём примере - лень стабильно побеждала по субботам, когда я тупил в Интернете, игрался и тратил время впустую прочими способами. Редкая публикация превышала пару абзацев вечером субботы. Ситуацию ухудшало ощущение, что я вполне успею сделать работу в воскресенье, тем более, что это ощущение оправдывалось. Наверное, с точки зрения опытного изучения вопросов эффективности стоило дойти до предела своей производительности, но на это я не решился. Вообще, с точки зрения GTD, результаты практически отсутствуют - я не применял никаких специальных техник, не ел лягушек, не резал помидоров, просто садился и работал. При стабильно выполняемой работе на достаточно длительном промежутке времени это несколько удручает.
Ещё одна вещь которую можно отнести к GTD - это вопрос о планах. К сожалению, у меня не было подробного плана, что я буду делать кроме эксперимента. План был скорее в форме:
- Делать хороший контент.
- Кто-то обратит внимание.
- ???????
- PROFIT
Необходимо отметить пассивность и неопределенность такой позиции. Тем не менее, за год "улов" был примерно следующим:
- Одно предложение рерайта на заказ.
- Одно предложение писать обзоры на технику.
- Один раз связался представитель российского издательства, предложил было написать книгу, но спустя некоторое время издательство передумало из-за финансовых проблем.
- Раз примерно в две недели в соц.сетях просили инвайт. Что характерно, после того, как я написал, что просто так инвайтов не раздаю, просьбы прекратились, но за помощью в редактировании статьи для песочницы никто не обращался.
Самый большой страх
Единственное, чего я серьезно боялся - это отсутствия идей для статей. Сознание рисовало жуткую картину - я сажусь за компьютер и понимаю, что у меня закончились темы, по которым было бы можно что-то написать. Это был бы настоящий провал. Для того, чтобы оттянуть его наступление, я даже сделал специальный файл, куда записывал свои идеи и предложения из комментариев, чтобы не забыть их и не потерять. Любопытно, но ситуация получилась полностью обратной - количество интересных тем постоянно превышает мою производительность, и перед каждыми выходными я выбирал самое "вкусное" и интересное. Впрочем, годовой опыт отсутствия тем для публикаций помогает слабо - ужас неизбежного творческого иссякания всё равно маячит на горизонте.
Исходным толчком для публикации может быть что угодно - годовщина какого-то события, новость, или некое случайное событие. Например, большая и успешная серия
"Незаметные сложности ракетной техники" выросла, наверное, из
вот этого диалога, потому что у меня появилась потребность объяснить, что ракета-носитель это сложный и интересный агрегат, важность которого потерялась в его привычности.
О статистике, тщеславии и предсказательной способности
Наверное, логично было бы ожидать, что высокое место в рейтинге будет занято спустя какое-то время. Забавно, но получилось наоборот - на первом месте в рейтинге я оказался спустя две недели, пробыл там неделю-две, и с тех пор находился в топ-10.
Единственной дополнительной статистикой, которую я вел самостоятельно, был учет кармы. Я ожидал в итоге увидеть логистическую кривую, в принципе, график даже немного похож:
Судя по всему, итоговое насыщение произойдет в районе 450-500 единиц, если не получится в будущем учинить что-нибудь легендарное.
Не знаю, может кто-нибудь здесь может предсказывать рейтинг своей публикации, но я к таким людям не отношусь. Да, есть какие-то очевидные соображения о том, что может быть интересно людям, но итоговый результат может сильно отличаться. Например, если бы меня спросили, какие публикации я считаю недооцененными или переоцененными, то я бы ответил так:
Недооцененные:
- Учебная/игровая программа расчета многоступенчатой ракеты. Судя по всему, я сильно переоценил своё умение создавать привлекательные игры, наверное, и замороженный римейк ждала бы похожая судьба.
- Посадка на ПТК НП. Тут просто не понимаю - задача точной посадки и интересная, и соревновательная.
- Лекция "Космические байки". Не знаю, может быть, повлияло предновогоднее падение интереса или публикация утром понедельника (YouTube очень долго её закачивал и обрабатывал), но, на мой взгляд, здесь получилась одна из лучших лекций.
Переоцененные:
После разделения ресурса на Хабр и GT сервис
"Пульс Хабра", к сожалению, не стал поддерживать GT, так что рейтинг пришлось посчитать ручками.
Если считать, что все публикации делались с примерно одинаковым интересом, то корреляции между ним и итоговым результатом не наблюдается. Надеюсь, это утешит кого-нибудь, кто очень старался, но его публикация не была достойно оценена.
О разделении
В октябре только ленивый не высказал своё мнение о разделении Хабра на два проекта. Я решил подождать до этого отчета. Несмотря на то, что для меня разделение проектов ухудшило ситуацию, я его поддерживаю. Хабр - это отличный аккумулятор профессиональных знаний. Но даже работая айтишником, я находил некоторые статьи с высоким рейтингом слишком сложными и узкопрофессиональными. Научно-популярные публикации и новости же в таком окружении звучали отчетливым диссонансом. Надеюсь, в конце года ТМ порадует нас статистикой посещаемости проектов, но мне кажется, что у обоих проектов есть хорошее будущее. Хабр и дальше будет аккумулировать высококачественный ИТ-контент, а на GT будет обилие развлекательно-научно-популярных материалов. Раньше был отличный ресурс Membrana, который, к сожалению, прекратил своё существование. Думаю, GT имеет все шансы занять эту нишу.
О монетизации
Шикарная ситуация - получать деньги за своё хобби. Производишь контент, просвещаешь людей, приближаешь победу технократии и сингулярность, а тебе ещё и платят за это. На Хабре есть т.н. ППА - Программа Поддержки Авторов, в которой пользователи, прошедшие достаточно высокий порог входа в 11 статей с рейтингом >50 (
сейчас правила изменились) могут получать деньги за успешные посты. Широта тематических хабов была такой, что публикация без угрызений совести помещалась даже не в один, а в два профильных хаба. Несколько месяцев я успел поучаствовать в этой программе, но она закончилась с разделением ресурсов. Так что я бы и рад рассказать, "как заработать много денег в Интернете", но уже и сам этого не знаю :)
О ЖЖ и пиаре
В мае месяце я стал копировать публикации в свой ЖЖ, который несколько лет пылился без внимания. Изначально это был практический расчет: в случае, если бы меня, например, забанили на Хабре, контент не пропал бы вместе с учетной записью. Затем был этап, когда "шальные" деньги с ППА шли на покупку промо в ЖЖ. Способ был замечательный и не требовал шевеления извилинами. После окончания доходов по ППА и повышения цен на ЖЖ промо в выходные на такой способ раскрутки стала душить жаба. В общем, по итогам года я не могу похвастаться успехом на этой площадке и, тем более, давать советы, как там раскручиваться.
Вообще, не могу сказать, что мне сильно нравится ЖЖ, но тут большая аудитория, и, как популяризатору, с этим приходится считаться. А культура дискуссии на Хабре/GT выше чуть ли не на порядок.
Чем заняться на новогодних каникулах
На новогодних каникулах я планирую, наконец, отдохнуть. А если у вас будет свободное время, рекомендую целых два варианта:
- Научиться летать в Orbiter'е - это действительно уникальный опыт полётов "как настоящие космонавты" с честной Ньютоновской физикой. За год получилась неплохая обучающая серия, от простого к сложному.
- Посмотреть серию лекций о космосе. "Красота космоса", "История космонавтики", "Космические катастрофы и происшествия" и "Космические байки" - целый набор интересных лекций, которые можно посмотреть или послушать.
О планах
Сейчас, после окончания эксперимента, я размышляю о том, чего бы интересного придумать на 2015 год. Можно оставить всё как есть. Можно заняться попытками раскрутиться на других площадках и ресурсах. Можно попытаться написать книгу. Можно попробовать таки достигнуть максимальной производительности, клепая контент вообще без отдыха. Единственное, что я пока твердо запланировал - это поучаствовать в проведении
"Юрьевой ночи" в Уфе.
Идеи, комментарии, вопросы, благодарности, проклятия и прочая обратная связь принимается любым удобным вам способом - в комментариях, в личку и т.п. Спасибо, что читали меня в 2014 году. С наступающим!
Интересно?
Подписывайтесь на обновления.