Томас Манн. Волшебная гора (Герасимов)

Sep 12, 2016 22:03


Очень давно посматривала на этого автора, но боялась за него браться. Генрих Манн (на полке стоят тома собрания сочинений, которыми убить можно), Томас Манн всегда ассоциации какие-то вызывали чего-то такого глобального, тяжелого. Но вот пришло время познакомиться с автором. И с первых же минут прослушивания поняла, что очень зря боялась. Сразу пришли на ум Диккенс, Золя, Гюго, что-то общее с этими писателями показалось мне у Манна, и в тоже время свое.
Книга, с которой мне было очень уютно, и озвучка Герасимова очень вписалась в этот уют. И санаторий описан так, что хочется попасть в его уют, вот также завернувшись в два одеяла, лежать на балконе в удобном шезлонге. И такая неспешность всего, что после нашей суматошной жизни привлекает вдвойне. Очень тонкий юмор, Я бы сказала, что легкий и воздушный.
При этом в книге очень много интересных и очень точных наблюдений за человеческой природой, за человеческими отношениями.
Очень точно подмечено, как некоторые пациенты «смакуют» свою болезнь. Она является центром их жизни. И, к сожалению, многим из них от нее уже не уйти.
И она накладывает отпечаток на все: и на жизнь, и на смерть, и на отношения между людьми.
Потому что болезнь и возможная смерть стирает многие границы: и географические границы, и по другому дает взглянуть друг на друга. И безусловно на любовь. Становится не важным, что твоя избранница другой национальности, замужем, плюс у нее есть сердечный друг. Очень интересно наблюдать за ними.
Так как свободного времени достаточно, то, естественно, главные герои очень много рассуждают. И местами их рассуждения очень интересны. Тут обсуждается и отношения к войнам (а в мире в момент событий, описанных в книге, пахло первой мировой войной), и отношение к евреям (книга написана в 1924 году, еще так далеко до засилья фашизма, а уже проскальзывает то, что расцветет потом пышным цветом во время второй мировой войны), и как отличить любовь от вожделения, и что представляет собой любовь для женщины, а что для мужчины и много-много другого.
Вот только рассуждения и споры Сеттембрини и Нафты вгоняли меня в тоску. Сама не знаю почему, но они казались мне пустыми и скучными, может не под то настроение попали?
Очень мощно описал Манн столкновение со смертью. Где-то неизбежной, где-то неожиданной. Как она влияет на человека, даже привыкшего, что она его окружает. Как иногда люди прячутся от нее, оставляя своих соседей по санаторию умирать в одиночестве.
Вообще Я поразилась таланту автора, даже в переходах между тем, что он описывал.
Вот мне было так уютно, так хотелось попасть в это волшебное место, без времени, без суматохи, без дел... Как вдруг мне показалось, что там так скучно... Вначале Я даже не поняла, а почему мне так показалось? Ведь вот только что мне очень хотелось туда! Но оказалось все очень просто, автор просто начал показывать другую сторону их жизни. Потому что можно наслаждаться такой жизнью день, неделю, месяц, два, год... Но годами, как они... Не получится. Поэтому автор легкими мазками, на первый взгляд совершенно незаметными показал пустоту этого времяпрепровождения, и то, как они находили выход из этого положения. Тут самые различные занятия: и попытка заняться квадратурой круга (что меня почему-то особенно поразило), и коллекционирование, и увлечение спиритизмом, и, конечно, музыка. Ах, как красиво описывает ее Манн!
Но по мере приближения к концу книги Я больше и больше задумывалась: а как автор ее закончит? Все думала, и не находила окончания, достойного всего повествования. Но Манн закончил настолько сильно, настолько мощно, что захватило дух. Вот так, совсем в небольшой части книги показать, что такое война, насколько бессмысленно все остальное, когда она идет, весь страх и ужас войны. Причем первой мировой, менее страшной, чем последующая. Войны, которая разрушает все: и дружбу, поставив друзей по разные стороны баррикад, и саму волшебную гору.

аудиокниги, Манн, Герасимов, #аудиокниги

Previous post Next post
Up