«Китайский сервиз». Часть 6.

Jun 05, 2017 00:26




image Click to view



В конце ноября 1915 года командования вооружённых сил России и Франции заключили соглашение о посылке русских войск на Западный фронт.
Было принято решение об отправке на французский театр военных действий войска численностью 300 000 человек, сведённые в несколько бригад и к формированию первой пехотной бригады приступить немедля.
Отправка всего контингента войск планировалась в несколько этапов.
1 декабря 1915 г. на совещании у начальника штаба Верховного главнокомандующего генерала от инфантерии Алексеева М.В. с представителями Главного управления Генерального штаба был определен штатный состав формируемой для Франции русской бригады особого назначения.
Вскоре она получила название - 1-ая Особая пехотная бригада.
После того как были окончательно разработаны и утверждены штаты, 1-я Особая пехотная бригада получила такую организацию: два полка трехбатальонного состава, четыре пулеметные роты на каждый полк, две пулеметные роты бригадного резерва, маршевый батальон шестиротного состава с двумя пулеметными запасными командами. Общая численность личного состава бригады составляла 10 500 человек.
Сразу же встал вопрос о доставке русских воинских частей на Западный фронт.
Опасаясь германских подводных лодок, перевозка войск через Архангельский порт
была признана нецелесообразной.
Оставался единственный порт - Владивосток.
Но суровая зима, нехватка портовых ледоколов, а также, в условиях войны максимальная загруженность порта могли поставить под угрозу срыва проведение этой чрезвычайно важной транспортной операции.
Выбор пал на китайский город Далянь. После русско-японской войны город находился под японским управлением и назывался Дайрэн.
Выстроенный русскими специалистами (русское название - Дальний), порт по грузообороту занимал второе место на всём континентальном побережье Китая и был оборудован самыми современными средствами механизации обработки грузов. Железная дорога Харбин-Дайрэн (ЮМЖД) связывала русскую железнодорожную сеть с Дайрэном.
Поэтому пункты формирования частей 1-ой Особой пехотной бригады выбирались из соображения связи конкретного пункта с железной дорогой ведущей на восток.
«Комплектование бригады личным составом производилось из войск VII, VIII, IX, X и XI действующих армий по следующему принципу.
Из каждой армии выделялось по пять рот строевых нижних чинов численностью 225 человек с унтер-офицерами и тремя младшими офицерами. Штабы Северного, Западного и Юго-Западного фронтов выделяли командиров полков и батальонов, преимущественно знающих французский язык.
Роты, предназначенные для формирующейся бригады особого назначения, оставляли свое оружие в полках и перебрасывались в Москву в распоряжение командующего войсками Московского военного округа.
Обоз, нестроевые подразделения и команды служб связи придавались формируемым полкам из местных гарнизонов в местах формирования.
В соответствии с указаниями Главного управления Генерального штаба формирование управления бригады и первого полка проходило в Москве под наблюдением командующего Московским военным округом и генерала для поручений при нем генерал-майора Пигулевского.
Второй пехотный полк бригады формировался под наблюдением командующего Казанским военным округом в Казани и Самаре, куда из Москвы было переброшено соответствующее количество рот, прибывших из действующих армий.
Маршевый батальон шестиротного состава формировался в Иркутске, частично за счет рот местного гарнизона.»
Лисовенко Д.У. Их хотели лишить Родины. - М.: Воениздат, 1960. - 300 с.

В январе 1916 года формирование 1-ой Особой пехотной бригады было закончено.
Командир бригады - Генерального штаба генерал-майор Лохвицкий Н.А.
Начальник штаба - Генерального штаба полковник Щёлоков И.И.
Командир 1-го полка - полковник Нечволодов М.Д.
Командир 2-го полка - Генерального штаба полковник Дьяконов П.П.



25 января из пунктов формирования началось движение эшелонов с частями бригады по Транссибирской магистрали до Читы, далее по КВЖД до станции Куаньчэнцзы, куда все части бригады прибыли 11 февраля.
Здесь войска пересели в японские вагоны, т.к. ЮМЖД, находящаяся под японским управлением, имела европейскую колею (1435 мм).
Японская администрация подала 8 эшелонов сорокавагонного состава.
От Куанченцзы до Дайрена (Далянь) все эшелоны сопровождались «техническими» агентами японской железнодорожной администрации, от которых зависело движение поездов и порядок на станциях.
И к 15 февраля 1916 г. все части 1-ой Особой пехотной бригады прибыли в порт Дайрэн (Далянь).
Для перевозки частей бригады морем, французские власти зафрахтовали 3 судна судоходной компании Messageries Maritimes:
«ГИМАЛАИ» («HIMALAYA»), «СОНTАЙ» («SONTAI»),
«АДМИРАЛ ЛАТУШ ТРЕВИЛЬ» («AMIRAL LATOUCHE TREVILLE»).
Также были задействованы два парохода Добровольного флота России,
специально мобилизованные для перевозки частей 1-ой Особой бригады:
«ТАМБОВ», «ЯРОСЛАВЛЬ».

«ГИМАЛАИ» («HIMALAYA»)



«СОНTАЙ» («SONTAI»)



«АДМИРАЛ ЛАТУШ ТРЕВИЛЬ»
(«AMIRAL LATOUCHE TREVILLE»)



«ТАМБОВ»



«ЯРОСЛАВЛЬ»



Выгрузка частей 1-ой Особой бригады
из эшелонов в порту Дайрэн (Далянь):



Построение:



«Сыновья» 2-го полка:



15 февраля 1916 года в 16 часов началась погрузка бригады на пароходы.

Погрузка русских войск на п/х «ГИМАЛАИ» («HIMALAYA»):







«Наконец настал час отправления парохода. На причале построились русские войска. Тут же два оркестра - наш и японский. Сначала исполнили японский гимн, а потом «Боже царя храни». На высокой палубе в парадной форме появился командир 1-го Особого полка полковник Ничволодов. Вокруг него - группа японских офицеров и генералов. Всюду сверкали золотом эполеты и сияли ордена.
- Братцы! Русские солдаты, богатыри земли русской! - начал свою речь полковник Ничволодов. - Вы должны знать, что город Дальний построен русскими людьми, они принесли сюда, на азиатские берега, русский дух, русский нрав, гуманность и культуру, чего, кстати, не скажешь о новоявленных «аборигенах» этой земли.
По рядам прошел гул.
- Вот те на! - зашептались солдаты. - Крепко он японцев-то обозвал: аборигены. Хы-хы-хы.
- Держит русскую марку, точно.
- Пусть знают нашего брата, а то ишь напыжились.
Японские генералы, очевидно, не понимали смысла слов русского полковника и покровительственно скалили зубы. А тот продолжал:
- Мы сейчас покидаем эти берега. Перед нами дальний путь, но мы никогда не забудем, что здесь каждый камень положен руками русских людей, и рано или поздно захватчики уберутся отсюда. Да здравствует наша победа! Ура, братцы!
Загремело громогласное «ура», перекатываясь над толпой русских солдат, сгрудившихся на пристани, на палубах и корме парохода. Все кричали «ура» что есть мочи, одобряя тем самым короткую речь русского полковника. Оркестры исполняли «Боже царя храни». Господа генералы и японские офицеры вытянулись в струнку и держали под козырек, а японские солдаты замерли по команде «Смирно» и держали «на краул». Многие из японцев, не понимая, что происходит, по команде офицеров кричали «банзай», троекратно повторяя этот клич.
Такова была прощальная речь полковника Ничволодова перед отплытием Вскоре пароход отдал концы и отчалил. Можно было вообразить гнев японских генералов и офицеров, когда они получат перевод речи русского полковника.
- Ну и пусть, - поговаривали офицеры. - Пусть знают, что мы вернемся сюда как победители.
- Полковник Ничволодов не сдержался. Ведь он воевал здесь в 1904-1905 году.
- Разумеется, не выдержало русское сердце, вот он и высказался, как и полагается офицеру российской императорской армии.
Не унимались и солдаты:
- Ну и дал же японцам их высокоблагородие!
Гринько и все пулеметчики 2-го Особого полка весьма одобряли командира 1-го полка за его речь и, конечно, были огорчены, когда слушали речь командира своего полка полковника Генерального штаба Дьяконова. Он вежливо и корректно благодарил японское командование за оказанное гостеприимство, за высокое выражение союзнического долга и заверил, что Россия и ее славная армия выполнят свой союзнический долг и будут драться против германского нашествия до полной победы «нашего с вами, дорогие союзники, оружия».
- Да здравствует наша победа! Пусть нескончаемо гремит слава наших великих монархов! Ура!»
Вспоминал пулемётчик 2-го Особого пехотного полка ефрейтор Малиновский Р.Я. (будущий маршал Советского Союза, министр обороны СССР).

Офицеры 1-ой Особой пехотной бригады
на борту п/х «ГИМАЛАИ» («HIMALAYA»),
представители японских вооружённых сил,
чины гражданской администрации,
командный состав французского судна.


На фото:
в самом верху справа, в бекеше с каракулевым воротником,
командир 1-ой Особой бригады, Генерального штаба генерал-майор
Лохвицкий Н.А., левее, в фуражке набекрень, командир
1-го Особого пехотного полка, полковник Нечволодов М.Д.,
под ним, в бекеше с карманом на груди, командир
2-го Особого пехотного полка, Генерального штаба полковник Дьяконов П.П.
В центре, в расстёгнутой шинели, начальник штаба
1-ой Особой пехотной бригады, Генерального штаба полковник Щёлоков И.И.

Малиновский Р.Я. Фото 1915 г.



Пароход «СОНTАЙ» («SONTAI»);
погрузка войск и отваливание от причала в Дайрэне: (Далянь).







Суда проследовали по маршруту:
Дайрэн (Далянь) - Сайгон - Сингапур - Коломбо - Адэн - Суэц - Марсель.

В Суэце перегруженные суда частично разгрузили,
переведя часть солдат на океанский лайнер «ЛЮТЕЦИЯ» («LUTETIA»)
французской компании Compagnie Sud Atlantique.

«ЛЮТЕЦИЯ» («LUTETIA»)



Начиная от Сингапура и до Марселя суда шли под охраной военных кораблей.
К конвоированию транспортов привлекались корабли различных стран, это и японский бронепалубный крейсер «НИИТАКА» («新高») и австралийский лёгкий крейсер «ПСИХЕЯ» (H.M.A.S. «PSYCHE»), а так же корабли Российского императорского флота:
плавмастерская (плавбаза ПЛ) «КСЕНИЯ» и эсминцы «ВЛАСТНЫЙ» и «ГРОЗОВОЙ».
Эти корабли переводились с Сибирской флотилии во вновь созданную флотилию Северного Ледовитого Океана и попутно сопровождали пароход «Сонтай» от Сингапура до Коломбо.

«НИИТАКА» («新高»), бронепалубный крейсер, Япония.



«ПСИХЕЯ» (H.M.A.S. «PSYCHE»), лёгкий крейсер, Австралия.



«КСЕНИЯ», плавмастерская, Россия.



На переднем плане, слева направо,
эсминцы «ВЛАСТНЫЙ» и «ГРОЗОВОЙ»,
Владивосток, январь 1916 года:



Фото этих кораблей с другого ракурса,
вдали можно рассмотреть ПМ «Ксению»:



Вот как писатель В.С. Пикуль в романе «Из тупика» описывает встречу в море крейсера «Аскольд» с русскими кораблями:
«Но только в начале 1916 года Эйфелева башня передала на «Аскольд» разрешение следовать в Тулон для ремонта. Наконец-то отдых, пусть даже с ремонтом, тяжким и сложным, зато можно спокойно выспаться с открытым иллюминатором, в гавани!
Шли, опасаясь немецких субмарин. В пути были две памятные встречи. Где-то за Мальтой, в крепкую штормягу, заметили два низких эсминца, захлестанных пеной.
- Наши! - доложил сигнальщик. - Сибирской флотилии эскадренные миноносцы «Грозовой» и «Властный».
- Вижу плавмастерскую «Ксению»! - заголосил второй. Сблизились. Болтало изрядно - эсминцам здорово доставалось. Иванов-6 спросил через широкий рупор:
- Сибиряки! Куда идете?
И с ажурных мостиков прокричали - через вой ветров:
- Из Владивостока... на Мурман! Там будет новая флотилия... новый большой флот России!
И еще была одна встреча - странная. Английский крейсер «Психея» конвоировал транспорта «Ярославль» и «Тамбов». А в кругляках иллюминатора? - русские курнофеи милые.
- Ого! - гоготали матросы на крейсере. - Гляди-ка, хари-то нашенские... Эй, крупа-пшено, куда вас везут?
- На фронт... - долетело. - Во Францию!
Война продолжалась - подлинно мировая война. Русские корабли тонули у берегов Индии; дрались как черти под Палестиной; русские мужики ехали умирать на зеленых полях прекрасной Франции.»

Интересны превратности судьбы: японский крейсер, в 1916 г. сопровождавший суда с русскими войсками, в 1922 году участвуя в интервенции против России, погибнет почти со всем экипажем у берегов Камчатки, а семнадцатилетний ефрейтор, слушавший проникновенную речь полковника Нечволодова на дайрэнском причале, через 29 лет будет командовать фронтом и громить японские войска в Китае.




Спустя 56 дней, 20 апреля 1916 года, преодолев трудности дальнего морского перехода, солдаты 1-ой Особой пехотной бригады ступили на твёрдую землю Франции.
Всё только начиналось...

image Click to view



Описывать дальнейшее пребывание русских бригад во Франции в мои планы не входит, я хотел лишь рассказать о небольшом эпизоде - перевозке войск из Китая во Францию.
О боях и походах, героизме и трагедиях пребывания русских солдат вдали от дома, желающие найдут массу информации в интернете, есть много фотографий, фильмов.

Обратный путь на родину был чрезвычайно трудным.
Большую часть русских солдат перевезли в черноморские порты в 1919-1920 гг.
Однако, это был не единственный путь домой.
Так например, осенью 1919 г. кавалер 2-х французских Военных крестов (Croix de guerre),
капрал 4-го Марокканского стрелкового полка, 1-ой Марокканской дивизии,
Малиновский Р.Я. с группой товарищей сошёл с парохода Добровольного флота «РЯЗАНЬ» во Владивостоке.

«РЯЗАНЬ», пароход Добровольного флота, Россия.



«И тут в синеватой дымке тонкой каемкой обозначился берег. Теперь уже никто не хотел оставаться в трюмах. Все высыпали на палубу и смотрели, смотрели измученными глазами на родной берег. Люди плакали от счастья, протягивали руки к земле...
Миновали один остров, потом другой. Показался Владивосток.
Здравствуй, Россия!
Что-то ждет на родине?»
Малиновский Р.Я. Солдаты России. - М.: Воениздат, 1969. - 452 стр.

А на родине из ветеранов русских бригад был сформирован «Русский легион из Франции (700 чел. На Русском острове)»
Лёвкин Г.Г. Реформа вооружённых сил Приморской области после антиколчаковского переворота в 1920 году.

«Взвод русских легионеров, недавно прибывших из Франции» принимал участие в подавлении «мятежа Гайды» 17-18 ноября 1919 г.
К. Хартлинг. На страже родины.

Но это уже совсем другая история...

Использованная литература:
Малиновский Р. Я. Солдаты России. - М.: Воениздат, 1969. - 452 стр.
Лисовенко Д.У. Их хотели лишить Родины. - М.: Воениздат, 1960. - 300 с.
Лёвкин Г.Г. Реформа вооружённых сил Приморской области после антиколчаковского переворота в 1920 году.
К. Хартлинг. На страже родины.

Кликабельно.

В следующих частях «Китайского сервиза» постараюсь рассказать о действиях русской «Сунгарийской флотилии» (название условное) в 1918 году и о походе китайской Сунгарийской флотилии из Владивостока по Амуру на Сунгари в 1919-1920 гг.

Продолжение следует.

Китайский сервиз, Китай, Владивосток, Гражданская война в России, Корабли

Previous post Next post
Up