Блуждая между красными и иными вагонами, я недоумевал: почему в таком музее так мало посетителей? Кроме меня, трамваи осматривали:
а) семейство в составе четырех человек (родители + двое детей);
б) папа с сыном, явные туристы;
в) старушка с длинношерстной таксой (интересно, что такса ни разу не подала голос).
Потом мне объяснили: первое по-настоящему летнее воскресенье, народ рванул на Дунай, в Пратер, на природу, какие там трамваи!
А мы продолжим экскурсию.
Представитель межвоенного периода - моторный вагон серии M, выпущенный в 1929 году на заводе Lohner. 24 сидячих места, 42 стоячих, 91-сильный двигатель AEG.
Моторный вагон серии L1, строившейся в Граце в период с 1918 по 1921 год. Прошел модернизацию в 1929-м. Служил до 1972 года.
В 1925 году муниципалитет "Красной Вены" (который, между прочим, принципиально не брал кредиты) заказал 180 моторных и 150 прицепных вагонов нового типа. Образцом для них послужили вагоны прессбургской (братиславской) трамвайной сети, спроектированные в 1913 году при участии Отто Вагнера. Эти вагоны в первозданном своем виде проработали до 1954 года.
В этой сцепке два моторных вагона серии N и прицепной вагон серии n.
Еще один М-вагон. Ходил по замечательному маршруту D, существующему и поныне.
Кстати об эмблемах:
Особой разницы между первым и вторым орлами я не нашел. Что характерно, этот орел в несколько более схематичном виде вернулся на борта трамваев во время Второй Мировой.
Прицепной вагон k2.
Ветеран из ветеранов - построен в 1910-м в Штудинге, в последний раз модернизирован в 1958-м, возил пассажиров до 1978 года.
Детали:
Еще одна трехвагонная сцепка серии N/n.
Вагонам возвращен тот облик, который они имели в 1929 году.
Контрольно-измерительная тележка образца 1930 года
Ремонтно-ревизионный состав MR-gr
Моторный вагон (вверху) построен в 1929 году, прицепной в 1923-м.
Вагон серии А, 1944 год.
С началом Второй мировой войны производство трамвайных вагонов в Австрии было прекращено. Однако подвижной состав продолжал пополняться. Вагоны поступали с завода в Гейдельберге. Это был упрощенный до предела "военный тип" всего на 12 сидячих мест, со старомодной "дугой" (полностью в кадр не вошла), песочного цвета. После войны их модернизировали:
Тележка моторного вагона
Моторный вагон серии Z - так называемый "американец".
17 с половиной тонн, 114-сильный двигатель General Electric, тормоза Вестингауза.
46 сидячих и 47 стоячих мест.
Построен в США в 1939 году, работал в Нью-Йорке.
Куплен в порядке эксперимента венскими властями:
Всего, если не ошибаюсь, в Вене было четыре таких вагона.
А вот пример австрийского послевоенного творчества: трехвагонная сцепка серий N1 - n2 - N1.
Для 1954 года выглядит вполне современно.
Однако эти "новые" вагоны строились на базе серии N/n (см. выше) с использованием максимального количества б/у деталей и узлов, в том числе тормозных систем и моторов образца 1925 года.
Всего за восемь лет было изготовлено 330 таких вагонов.
Моторный вагон Т1 - результат радикальной модернизации серии Т, проведенной в середине 1950-х на заводе Lohner.
Мотор и тормозная система - образца 1951 года, ходовая часть построена в 1900-м (sic!), 22 сидячих и 44 стоячих места.
Прицепной вагон серии b.
Построен в Зиммеринге в 1952-м, прослужил совсем недолго для венского трамвая - всего 22 года. С 1974-го в музее.
Продолжение следует