Вена 2010. Арсенал (часть 4)

Jul 01, 2010 10:01

Осмотр Военно-исторического музея продолжается. Сегодня - техника, флот и Очень Важные Персоны, для которых во вчерашнем посте не нашлось места.






Грузовой автомобиль WAF (Wiener Automobilfabrik). 1917



Авиационный двигатель V12 конструкции Фердинанда Порше. 300 л. с. 1915



Прототип самолета Albatros



Зенитная пушка



380-мм гаубица образца 1916 года





380-мм снаряд и бронекупол

Теперь, для разрядки - несколько Очень Важных Персон™:


Генерал-фельдмаршал барон (а впоследствии и граф) Конрад фон Хётцендорф удостоился двух персональных стендов. Очевидно, как начальник Генштаба (см. предыдущий пост) и как командир армейской группировки, предпринявшей в 1918 году неудачное наступление при Пьяве. Слева - его большой крест и звезда королевского венгерского ордена Св. Стефана, в центре - портсигар с образцами содержимого, плюс стек с кистями. Справа - портрет, но отнюдь не Хётцендорфа (его физиономию вы можете найти на военно-патриотическом веере во вчерашнем посте), а фельдмаршала барона Александра фон Кробатина, предпоследнего военного министра империи. Что же касается начгенштаба, то это одна из наменее симпатичных мне фигур австро-венгерской истории. И центральный персонаж одной из лучших военно-исторических книг, которые я когда-либо читал - "Мозг армии" Б. М. Шапошникова.


Еще два фельдмаршала. Слева - Светозар Бороевич фон Бойна, православный серб, родившийся на территории нынешней Хорватии. В начале Великой войны командовал Третьей армией на русском фронте, затем переведен на итальянский фронт, сыграл не последнюю роль в разгроме итальянцев при Капоретто, за что был награжден командорским крестом Военного ордена Марии Терезии (см. в центре). Эта награда давала ему право на баронский титул. Но Бороевич, известный своим тщеславием, направил на выочайшее имя прошение пожаловать его в графы - и в результате не получил никакого титула. Как и фон Хётцендорф, в мае-июне 1918 года он командовал армейской группировкой при Пьяве - и в наступлении не преуспел. После окончания войны "первый и единственный фельдмаршал из южных славян" предложил свои услуги Королевству Сербов, Хорватов и Словенцев, но встретил решительный отказ. Умер в австрийском Клагенфурте в 1920 году.
Справа - барон Герман Кёвеш фон Кёвешхаза, венгр-протестант, уроженец Трансильвании. Начал войну командиром 12-го корпуса в Галиции, затем воевал на Балканах, был переведен на русский фронт, весной 1915 года руководил форсированием Вислы и штурмом Ивангорода, в сентябре 1915 года принял командование вновь сформированной Третьей Армией, которая в октябре того же года взяла Белград. Затем воевал в Южном Тироле, с началом Брусиловского прорыва вновь был переброшен на русский фронт, назначен командующим Седьмой армией, которая в 1917 году вернула Австрии контроль над Буковиной. С января по начало марта следующего года командовал "фронтом Кёвеша", протянувшимся от Галиции до Добруджи. 11 ноября 1918 года (обратите внимание на дату!) Кёвеш стал последним верховным главнокомандующим австро-венгерской армии. Главной его заботой стала демобилизация. Этот пост он занимал чуть больше четырех недель, а затем уехал в Будапешт. В мае 1919-го ему предложили возглавить венгерскую Белую армию. Он отказался, мотивировав это тем, что: а) всегда старался держаться подальше от политики; б) очень плохо знает венгерский язык. Умер в Вене в 1924-м.


Генерал-полковник барон Рудольф Штёгер-Штайнер фон Штайнштеттен, последний военный министр империи, в пояснительной табличке отмечен как армейский командир, отличившийся при Изонцо. Отличился он не только там, но и ранее - на Восточном фронте, где командовал 12-й дивизией. Военное министерство он возглавил в апреле 1917 года - император Карл хотел видеть во главе этого ведомства человека, никогда прежде не занимавшегося политикой. Неискушенность барона в государственных делах сослужила ему плохую службу - опытные политики, в особенности венгерские, с легкостью переигрывали его, лишая смысла любые административные реформы, которые пытался проводить Штёгер-Штайнер. 30 октября 1918 года, когда он ехал в министерство с заседания совета министров, толпа остановила его автомобиль, выбила стекла. С генеральского кивера сорвали кокарду. Как пишет анонимный биограф, "эти действия не были направлены лично против военного министра - с таким отношением мог столкнуться любой верный присяге офицер, попавшийся в руки черни". Через месяц генерал, потерявший всякую возможность влиять на ситуацию, вышел в отставку. Он умер в Граце в 1921-м.
Рядом с его портетом - ордена Леопольда и Железной короны.
Довольно персоналий. Пора перейти к флоту, которому в музее отведен отдельный большой зал.











Макет торпедных аппаратов минного крейсера Fiume



Модель броненосца типа Habsburg



Модель башни дредноута типа Tegethoff
Разумеется, портреты самого Тегетгофа в зале тоже есть. Но я не предполагал, где придется встретиться с адмиралом еще через пару часов (и в третий раз за одни сутки).


Австро-венгерский дредноут в разрезе



Не забыты и мониторы Дунайской флотилии, впоследствии служившие трем государствам - Венгрии, Румынии и Югославии.



Холодное оружие морских офицеров





Морская форма





Парадные эполеты



Рюмки из кают-компании малого крейсера Novara - флагманского корабля дивизии Миклоша Хорти, еще не адмирала, а линиеншифкапитена (каперанга).



Высоко-высоко - портрет трех морских летчиков. В центре - барон Готфрид фон Банфильд по прозвищу "Орел Триеста", самый результативный пилот императорской и королевской морской авиации. На его счету 9 подтвержденных и 11 неподтвержденных воздушных побед.
Старший лейтенант Банфильд, кавалер военного ордена Марии Терезии, пилотировал летающие лодки. В частности, Lohner E21.

Надо сказать, что у компании Lohner - богатая история, не ограчивающаяся авиастроением. Флоридсдорфский завод, выросший из каретной мастерской, выпускал электромобили и первые в истории гибридные автомобили, разработанные (опять же!) Фердинандом Порше. А после Второй мировой там производили мотороллеры. Но я отвлекся. Пожалуй, на сегодня достаточно.
Продолжение следует

navy, photo, history, air, impressions, wien2010

Previous post Next post
Up